Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Любые достижения в сфере духа требуют вложения времени, сил и средств. А то, что человек получает бесплатно и легко, без приложения усилий, исходит от дурного начала.»Виленский Гаон. Комментарии на свиток Эстер

Но ехать надо

Отложить Отложено

Таким стал главный лейтмотив позднесоветского еврейства, как полагается, послуживший основой для многих анекдотов. Типа «не знаю, о чем вы тут говорите, но ехать надо». (Или еще круче: попал Леонид Ильич в автокатастрофу, понадобилось переливание крови. Но редкая группа, нашли только у Хаима Рабиновича. Перелили. Очнулся Л.И., и его спрашивают: как Вы? - Ехать надо!)

А уж когда рухнул железный занавес, тут уж повалили…

Куда угодно, главное - отсюда!

Как в Холокост предки одной знакомой мне еврейской семьи бежали из Мариенбада (Карловы Вары) аж в Чили, где и оставались, пока уже после войны не появилась возможность добраться до Англии. И не они одни, много тогда евреев бежало в Южную Америку (а потом туда же уже недобитые нацисты).

Ну, в поздне- и послесоветскую эпоху так далеко уже обычно не заносило, хотя до Южной Африки или Австралии некоторые добирались. А масса - в Израиль, в Америку, а также, в конечном итоге… в ту же Германию. Теперь там пытаются показать, что исправились.

И жили уехавшие на новом месте долго и счастливо.

По крайней мере, многие из них. А другие говорили всем - включая самих себя - что они живут счастливо, и что там, откуда уехали, уж такой ад, что ехать точно надо было, куда бы ни приехали - но в глубине души не были в этом уверены. А некоторые даже открыто разуверились и вернулись назад.

Почему?

Потому что непростое дело эмиграция. Конечно, если бежишь от нацистов, тут хоть Чили, хоть сама Антарктида, лучше там, чем в газовой камере. Но в других случаях выбираешь между странами, у каждой из которых свой набор достоинств и недостатков, две стороны медали. Не хочешь российских дорог и дураков? Пожалуйста, но и той культуры тоже не будет. О Пушкине заграницей, может, кто-то и слышал, но Ильфа и Петрова, или Высоцкого никому не процитируешь, да и Пушкина в оригинале тоже. Разве что Чайковским поделишься. А так - подобная атмосфера, точнее некая ее копия, могла быть только в «русском гетто», напоминавшем по духу еврейские гетто в странах изгнания. Островок одной культуры посередине моря другой.

Поэтому некоторые, так и не почувствовав себя, как рыба в воде того окружающего моря, предпочли вернуться на изначальную «сушу».

А некоторые уже и там почувствовали, что, хотя ехать надо, на самом деле все-таки пока не надо… Из-за упомянутых культурных различий, да и того же типа работы на новом месте можно и не найти, не будет на всех зубов.

Единственное что - детей все-таки хорошо бы туда отправить. Для лучшего будущего. Ведь даже те, кто все-таки уехал, во многих случаях делали это не столько ради себя, сколько ради детей.

Иногда дети, обосновавшись, зовут к себе оставшихся на прежнем месте родителей. И те приезжают - но не всегда. Одна знакомая мне женщина, несмотря на типичные либеральные взгляды и критичное отношение к тому, что делается в России, тем не менее, ощутила, что ее место там, пусть только дети и внуки растут уже на новом месте. Она готова их посещать, но переезжать на ПМЖ - нет.

Другая женщина таки переехала, но потому что в постсоветское время ей вообще нечего стало есть. И на новом месте, хотя в цивилизованной Западной стране, живется ей не очень весело. И многие из таких людей, хотя физически находятся в другой стране, ментально продолжают жить в изначальной: не только говорить на ее языке, но смотреть ее телевидение, жить в ее культуре, следить за ее событиями, судить и спорить о них. Особенно сегодня, когда интернет позволяет человеку вообще виртуально жить, где угодно.

В отношении первой женщины часто возникали вопросы: ну что она там одна делает, приехала бы уж к семье, насладилась бы внуками.

Пока я сам на одном этапе не предстал перед дилеммой: переезжать или нет из одного города в другой, где, среди прочего, возможно, были лучшие перспективы для образования и будущего детей. Посетив новый город, я испытал шок: по-своему неплохое место, даже без многих недостатков старого, но… настолько «не мое», по целому ряду пунктов, что очень трудно представить себя довольным жизнью здесь. И тогда понял: на самом деле я хочу не переезжать - а послать детей туда, где им, возможно, будет лучше…

 

Йосеф оказался в Египте не по своей воле и не потому, что там выглядело «лучше», а потому что его продали в рабство. Выбора не было. Но потому и делать было нечего, надо было учиться если и не чувствовать себя, как рыба в воде, все-таки выживать и даже преуспевать в той воде. Даже если это была мутная вода рабства, а то и тюрьмы - ну и, наконец, коридоров египетской власти, куда его вознесло. Во всех этих местах он не забыл культуру и святость, в которой его воспитали дома, хотя его «гетто» ограничивались им самим. Стены этого «гетто» оказались достаточно прочными - когда их осадила жена Потифара, то так и не смогла пробить брешь.

Наконец, настало время вновь встретиться с семьей - братьями, а там и с отцом. На этот раз в их земле Кнаан наступил голод, и им пришлось ехать в Египет за продуктами. После целой истории Йосеф открылся братьям, о чем и повествуется в этой недельной главе. Разумеется, он велел им вернуться и сообщить отцу, что его сын жив и здоров, и даже успешен, и даже первый министр в Египте.

Как же увидимся?

Приезжай сюда, конечно. Там у тебя голод, а здесь я буду тебя кормить, и всю семью тоже.

Для Яакова, конечно, стало великой радостью известие, что Йосеф жив, и он действительно собрался поехать к нему.

Но здесь Мальбим и рав Гирш подмечают интересные детали при более аккуратном прочтении текста:

«И сказал Исраэль: … Еще жив Йосеф, мой сын! Пойду и увижу его перед тем, как умру. И отправился в путь Исраэль… и пришел в Беер-Шеву, и принес жертвы Б-гу своего отца Ицхака. И сказал Б-г Исраэлю в ночных видениях: Яаков, Яаков! И сказал он: Вот я. - И сказал Он: Я Б-г, Б-г твоего отца! Не бойся спуститься в Египет, ибо великим народом сделаю тебя там. Я спущусь с тобой в Египет и Я возведу тебя [оттуда], и Йосеф возложит руку свою на твои глаза.  И поднялся Яаков из Беер-Шевы, и повезли сыны Исраэля Яакова, своего отца и своих детей и своих жен, в повозках, которые послал фараон. И взяли они свои стада и свое имущество, что обрели в земле Кнаан, и пришли в Египет…» (Берешит 45:28 - 46:6)

При первом прочтении складывается впечатление, что в Беер-Шеве Яаков просто остановился на пути в Египет, чтобы принести жертвы Б-гу и «переговорить» с Ним.

Однако Мальбим подмечает: только после этой остановки и разговора с Б-гом написано, что сыновья Яакова повезли его и все свои семьи на повозках, которые прислал фараон, а также весь скот и все имущество. До разговора с Б-гом в Беер-Шеве - ничего этого не написано. А написано лишь, что Яаков сказал: еще жив Йосеф, пойду и увижу его перед смертью! И только.

Он хотел увидеться с найденным сыном. Но о переезде речь не шла.

Потому что зачем Яакову жизнь в Египте? Его место - Земля Израиля, даже если пока что она является Землей Кнаан. Йосеф - конечно, он в Египте уже не раб, а первый министр, вот пускай там и живет. А Яаков только приедет его навестить, повидаться, посмотреть на его жизнь, на своих внуков. И - вернуться домой.

С такими намерениями он прибыл в Беер-Шеву и принес жертвы не просто Б-гу, а «Б-гу своего отца Ицхака». А не деда Авраама, хотя он служил тому же Б-гу, да и начал весь этот еврейский путь. Почему именно Б-гу Ицхака? Потому что Яаков думал, что ему следует продолжать путь отца. В отличие от Авраама, который при наступлении голода спустился в Египет (там же 12:10), Ицхак, когда собрался поступить так же, получил указание от Б-га оставаться в Земле Кнаан (там же 26:2-3). Вот и Яаков собирался так поступить. Только Ицхаку даже на время выезжать было нельзя, поскольку он обрел святость приношения, когда Авраам почти принес его в жертву, а Яакову было можно, и причина была уважительная - увидеться с сыном. Таковы были его намерения.

Пока Б-г не сказал ему: конечно, ты хочешь лишь навестить сына и вернуться - но ехать надо. Переезжать то бишь. Да, для тебя Египет - изгнание, но его-то и приходится начинать. Через него должны пройти потомки Авраама, и только выйдя из Египта, они смогут полноценно обрести Землю Израиля.

Разумеется, такой поворот дела очень испугал Яакова - этого он не планировал. Одно дело - увидеться с сыном, другое - переезжать.

Поэтому рав Гирш подмечает в этом повествовании важное чередование имен Яакова и Исраэля. Как известно, при рождении его назвали Яаков, потому что держался за «пяту» брата, был за ним. А потом ангел присвоил ему имя Исраэль как титул, потому что «боролся с богами», то есть ангелами, могучими силами (там же 32:29). Поэтому в разных интерпретациях и в зависимости от контекста, имя «Яаков» обозначает просто индивида, а «Исраэль» - достигнувшего свой уровень праотца народа. Или первое имя - относительно низкий духовный уровень или слабость, или простоту, которая и у еврея может быть, а последнее - высокий уровень, духовную развитость, мощь.

Так вот, здесь сначала - сплошной «Исраэль»: «И сказал Исраэль: … Еще жив Йосеф, мой сын! Пойду и увижу его... И отправился в путь Исраэль…». Извещение, что Йосеф жив, было не просто очень хорошей и радостной новостью - это было возвращение всего смысла жизни Яакова, который, казалось, был утрачен вместе с Йосефом. И не только, и не столько потому, что конкретно Йосеф был таким драгоценным. Сколько потому что цель жизни Яакова состояла в обретении равновесия между милосердием Авраама и строгостью Ицхака. Практическим результатом этого должен был стать успех в воспитании детей, чтобы никого из них не отклонился в крайности и выпал за «борт» еврейского «корабля», как Ишмаэль и Эйсав, а все пошли центральным путем и сохранились. Поэтому, когда пропал Йосеф, Яакову показалось, что он потерпел фиаско в жизни вообще - один из двенадцати детей не удержался (Раши там же 37:35) - как уже обсуждали, Яаков боялся, что причиной этому послужил грех.

Теперь же, когда оказалось, что Йосеф остался в живых - и праведником, «ожил дух Яакова» - к нему вернулось Б-жественное вдохновение. В конце концов все-таки он с жизненной миссией справился! Поэтому решил увидеть Йосефа и отправился в путь Исраэль - человек, находящийся на духовной вершине, сияющий, преисполненный радостной полноценности.

Но в Беер-Шеве, после принесения жертв, «и сказал Б-г Исраэлю в ночных видениях: Яаков, Яаков! - повтор имени обычно означает особую любовь, но в то же время - имени «Яаков». Б-гу пришлось немного остудить это чувство мощи и радости Исраэля, и навести тень на его сияние «ночными видениями». Как видение Авраама при получении пророчества, что его сыновей ждет изгнание: «Тьма наваливается на него» (там же 15:12). Так и Яаков получил видение об этом изгнании - вот оно, начинается, сейчас. И ощутил себя уже «Яаковом» - вновь наполненным тревогой, слабым и уязвимым, «маленьким» по отношению к великим силам и испытаниям, которые на него навалятся.

«И сказал [Яаков]: Вот я» - этот ответ дал и Авраам, когда Б-г собирался попросить его принести в жертву Ицхака, и Йосеф, когда Яаков собирался отправить его проведать ненавидящих его братьев. Это не просто выражение скромности и предоставления себя в распоряжение призвавшего, но готовности выполнить любое задание, пойти на любую миссию, даже если она неприятна и чревата болью.

«И сказал [Б-г]: не бойся спускаться в Египет» - ибо Яаков испугался. Он думал, что едет только навещать сына в статусе Исраэля, достигнувшего совершенства и духовного величия. Но оказалось, что ему предстоит туда переехать, а значит, начать изгнание, вновь стать маленьким и уязвимым Яаковом.

Вот и пришлось его утешать и воодушевлять: «Великим народом сделаю тебя там». Да, изгнание будет трудным, но выкует народ. Это во-первых.

А во-вторых, непосредственно трудное изгнание произойдет уже с твоими потомками, а тебя самого едва затронет: «Я спущусь с тобой в Египет и Я возведу тебя [оттуда], и Йосеф возложит руку свою на твои глаза». Простой смысл - Йосеф закроет твои глаза после смерти, то есть будет с тобой до конца. Но рав Мекленбург объясняет, что даже «закроет твои глаза» - не только в конце, после смерти, но и в течение всего пребывания Яакова в Египте. Радость воссоединения с Йосефом и общения с ним, удовольствие от этого затмит своим светом тьму начала изгнания и «закроет глаза» на него. Твое состояние будет скорее радостным, чем тревожным. Лично для тебя тревоги позади, достаточно ты натерпелся.

«И поднялся Яаков из Беер-Шевы, и повезли сыны Исраэля Яакова, своего отца и своих детей и своих жен, в повозках, которые послал фараон». Да, теперь он Яаков, направляющийся в изгнание, со всем своим имуществом, на повозках. Тем не менее, этот последний этап своей жизни - ва-ехи «и прожил» Яаков (там же 47:28): как объясняют мудрецы, наконец-то, прожил полноценной жизнью, был полон ее радости.

Как сказано, благодаря присутствию Йосефа. Но и более того: в жизни Яакова это вообще был этап, на котором сбылась мечта вернуться к духовному идеалу и равновесию. Ведь, как уже говорили, беды и испытания Яакова соответствовали Четырем изгнаниям его потомков - он прокладывал им путь. Изгнаниям, представлявшим и физические скитания, и духовные, когда он подвергался опасностям и давлениям, стремившимся выбить его из колеи, склонить к той или иной крайности. А он мечтал вернуться туда, где начал - в «шатры» изучения Торы (Берешит 25:27), в духовный центр мира, соответствующий Древу жизни, в состояние равновесия и покоя. И вот, наконец, «и прожил» - вернулся к тому «Древу жизни».

Но как же он вернулся из изгнания - уйдя в изгнание? Пока жил в Земле Израиля, в духовном плане был в изгнании, а теперь вернулся из этого изгнания - с переездом в Египет, где началось изгнание его потомков?!

Да. Потому что Яаков, даже не обладая интернетом, мог ментально и духовно находиться в другом месте. Будучи в Земле Израиля, хотя и «поселился», и «осел» там, с намерением пожить в покое, не удалось ему, «набросился на него трепет из-за Йосефа» (Раши там же 37:2). Теперь же, даже будучи в Египте, на чужбине, тем не менее, в духовном плане вернулся к равновесию и обрел покой, такой же, который желал иметь в Земле Израиля - потому что ментально там и оставался.

Теги: Недельная глава, Холокост, Земля Израиля, Галут, Ваигаш, Йосеф, изгнание, Яаков, Египет, Древо Познания, История еврейского народа, Египетское рабство, Советский союз, Эрец Исраэль, Гетто, Эмиграция