Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Нужен ли нам озверин?

Отложить Отложено

Радость - в мясе?

Наступившие первые 9 дней Ава - кульминация траура по разрушенному Храму. В эти дни мы не только воздерживаемся от музыки (что делали уже начиная с 17 Тамуза), но и от вина и мяса. И вообще, «с наступлением месяца Ав радуются меньше» (Таанит 29а).

Вопрос: можно понять, почему уменьшение радости должно выражаться в воздержании от музыки или вина. Но мяса? Какая в нем особая радость?

Впрочем, это вопрос не к конкретному обычаю, а к общему принципу, которому он соответствует: «радость» - это именно употребление мяса. Талмуд (Псахим 109а) выводит его из повеления Торы (Дварим 27:7): «И заколешь мирные жертвы, и будешь есть там и радоваться перед Б-гом». Значит, «радоваться» - это есть мясо приношений.

Поэтому и повеление «И радуйся в праздник свой» (там же 16:14) трактуется как радость поедания мяса приношений: обычным евреям - мирных жертв (Шламим), коаним - достающегося им по закону мяса искупительных жертв (Хатат, Ашам).

Но почему «радость» - это именно поедание мяса?

Я понимаю, может быть вкусно, но много на свете вкусных блюд, и лично я бы не сказал, что мясо - самое вкусное, что есть на свете. Вино-то тоже необязательно, но оно веселит в другом плане... А мясо?

И вдохновение тоже

Дальше - больше. Собираясь благословить своего сына Эйсава, наш праотец Ицхак велел ему выйти на охоту, добыть дичь и вкусно приготовить, «чтобы благословила тебя душа моя». То есть вкусная еда - мясо дичи - должна была не просто порадовать Ицхака, но дать ему вдохновение, нужное для полноценного благословления сына.

После того как Яаков опередил Эйсава и принес ему свое мясное блюдо, Ицхак удивлялся (Берешит 27:33): «Кто же… тот, кто наловил добычи и принес мне, и я ел от всего…?!» Мидраш (Берешит Раба 67:2) толкует: в той еде я почувствовал вкусы всех возможных яств! Среди которых было и мясо. Услышав это, Эйсав разрыдался: меня Яаков напоил чечевичной похлебкой, и уже за это я отдал ему первородство, а отца он мясом накормил - за это тем более отдаст благословение!

Какое оно чудодейственное, это мясо! Что же получается, на праведного еврея не нужен нож: ему ты мяса кус даешь - и делай с ним, что хошь?

Рабейну Бехае проводит параллель: пророк Элиша, когда цари пришли нему за советом, попросил привести музыканта, и когда тот заиграл, на Элишу снизошел пророческий дух (Мелахим II 3:15). Из того эпизода Талмуд (Шабат 30б) выводит принцип: «Б-жественное присутствие осеняет только человека, пребывающего в радости».

Но там радость и вдохновение навевались музыкой, это понятно. А здесь - мясом?

Да, говорит Рабейну Бехае, вливание энергии в тело наполнит и душу энергетикой и вдохновением.

Какая разница, мясо приношений или нет?

Итак, мясо - это радость, вдохновение

Но вот в пустыне, вроде бы, было не так. Один из описанных Торой (Бемидбар 11) грехов - народ выразил неудовлетворенность Манном, который посылался с Небес, и возжелал мяса.

В свете сказанного можно понять, что евреи хотели не просто покушать, а именно обрести радость и вдохновение. Но почему тогда это грех?

Впрочем, не совсем ясно, что там вообще произошло. Раши (там же 11:4) замечает: с ними из Египта вышло много скота (Шмот 12:35). И нельзя сказать, что уже все съели, ибо также по приходу в Землю Израиля у колен Реувена и Гада оказалось много скота (Бемидбар 32:1). Значит, было у них мясо, а для жалоб просто искали повода.

Но если мясо у них было, это ведь даже не повод! Человек, перед которым лежит мясо, но который при этом жалуется, что мяса у него нет, вообще выглядит… странно.

Действительно, как объясняет Раши (Дварим 12:20), после прихода евреев в Землю Израиля Тора разрешила забивать животных исключительно для собственного питания (хулин), поскольку евреи разошлись по своим наделам, многие из которых находились далеко от центральной Скинии или Храма. Но в пустыне, когда все пребывали в одном лагере вокруг Скинии, тот, кто хотел мяса, мог принести жертву Шламим, поэтому только так и было разрешено. Но какая разница?

А также, опять видим, что в пустыне точно могли есть мясо - если только приносили жертву Шламим. Чего же не хватало народу, возжелавшему то самое мясо?

Допотопный запрет

Наконец, известно, что изначально Адаму было запрещено убивать животных ради питания, и только Ноаху после Потопа разрешено. Ибо до Потопа природа и условия жизни были достаточно благоприятными, чтобы человеку хватало для питания растительной пищи. И только после Потопа произошло общее ослабление и человека, и почвы, так что одной растительной пищи уже не хватало.

В то же время, даже до Потопа существовали приношения: сын Адама Хевель принес животных, а также и сам Адам, по словам Талмуда (Хулин 60а), принес в жертву быка-«единорога». Причем, есть мнение, что жертвой Адама было «благодарственное приношение» (Тода) - разновидность Шламим, мясо которого поедается. Значит, и тогда нельзя было убивать животных только для своего питания, но для приношения - можно, а там и самому поесть.

Потому что убивать их для важной цели уже тогда разрешалось. Приношение Б-гу и сближение с Ним всегда было такой целью, но исключительно поедание мяса животного - только после Потопа.

Но до греха Адама, по словам Шла, даже для приношений необязательно было убивать животных. Ибо, как уже говорили, истинный смысл приношения - корбан - «сближение» с Б-гом, путем «зажигания» собственной души. И Адам на своем высшем уровне мог это делать без убоя животных и костра их сожжения.

И тем не менее, по словам мудрецов (Санедрин 59б), когда Адам находился в Эденском саду, «ангелы жарили ему мясо и процеживали вино». Значит, мясо он все-таки мог есть? А как же убиение животных?

Так спрашивает Талмуд там и отвечает: то было мясо, ниспосланное с Небес чудесным образом. Без всяких животных! Вот это да!

Но тогда и мясом приношений это не было. Значит, если без убиения животных, можно и так?

Хищничество или нет?

Комментируя то, что Б-г дал евреям в пустыне Ман, но не мясо, Абарбанель  пишет (Шмот 16:4): мясо не является абсолютно необходимой пищей для человека, и просьбы о нем (в отличие от хлеба) выражают желание просто пожрать и наполнить свой желудок, насладиться (таава). А также потребление мяса порождает в человеке кровожадность и жестокость, ведь в природе хищники по характеру жестоки и агрессивны, и в мессианскую эпоху эта природа подлежит изменению, они перестанут быть таковыми.

Итак, поедание мяса ассоциируется с хищничеством и агрессией. Нехорошими качествами, которые лучше не иметь.

Поэтому и до Потопа убивать животных ради употребления не разрешалось.

Но почему тогда мясо приношений не просто разрешается, но его поедание является выполнением заповеди «радости»? В чем отличие от просто забоя ради употребления?

Увеличение и уменьшение радости - повышение и снижение активности

Ключ к ответу, возможно, получим там, откуда начали.

«Как с наступлением месяца Ав радуются меньше, так и с наступлением месяца Адар радуются больше» - именно так звучит полная цитата из Талмуда (Таанит 29а). Отсюда следует, что радость, которую уменьшают в Ав - это та, которую увеличивают в Адар.

А это уже обсуждали. Речь идет не просто о хорошем настроении и веселье, а о разных фазах годового цикла.

Зима - время «спячки», физическая природа отражает духовное состояние. Холод и тьма. Весна - «утро», время пробуждения, потепления и освежения. И ускорения, повышения активности. Тепло - это ускоренное движение молекул. И нам тоже надо так. Выполнять заповеди и хорошие дела проворнее и бодрее. «Эй, товарищ, больше жизни!» Поэтому и в Песах надо выпекать мацу быстро, и выходить из Египта быстро, и чистить дом (и душу) энергично. Не упускать возможности. 

А ведь именно то, что делаешь с радостью и энтузиазмом, совершаешь быстро и энергично, не откладывая.

А также весна -  время единения. Ведь холод и лед могут быть и в отношениях. Поэтому в Пурим посылают друзьям подарки - Мишлоах Манот, и устраивают вместе трапезы. А движение от Песаха к Шавуоту - одновременно подъем к вершине и возвращение разрозненных частей народа из четырех концов света - крайностей к центру-равновесию, где все сходятся, «как один человек, единым сердцем» (ке-иш эхад, бе-лев эхад).

Поэтому в начале весны, в Пурим, чтобы стимулировать это ускорение и единение, нам велено использовать и выпивку, и музыку: надо дать толчок процессу, чтобы лед тронулся, «разогреться» после зимней замороженности.

Но к наступлению Ава, во второй половине лета уже становится слишком жарко. И тут можно перегреться, а то и сгореть. Поэтому надо вовремя сбавить темп и активность. Остыть. Выключить музыку и отставить выпивку, а то танец уже пойдет вразнос, а «я тебя уважаю» перейдет в мордобой и беспричинную ненависть.

Если это так, то и запрет мяса с наступлением Ава должен как-то соответствовать данной схеме. Как же?

«Животная» энергетика

Представляется, что употребление мяса - это не обычный прием пищи, а особый. Как и вино, с которым оно идет в связке.

Вино - раскрепощает, дает чувство падения барьеров и возможности того, что обычно невозможно. Это и есть опьянение, но если без крайностей -  и только на определенном этапе - оно может быть даже полезным.

А мясо - тоже не просто прием пищи, а вливание особой, «животной» энергии. Да, убивать животное и пожирать его мясо - это по-хищнически. Но… иногда не помешает… озверин.

Постоянно быть котом Леопольдом невозможно не только потому, что такому в реальном мире некоторые наглые и агрессивные мыши жить не дадут. Но и потому, что все-таки в жизни нужно чего-то добиваться, а для этого нужна энергетика и определенная, «спортивная» злость. Жизнь - это борьба. Хотя бы и с самим собой. Поэтому подступаться к ней надо с настроем: «Если встречу тысячу чертей, разорву на тысячу частей!» Лучше - своих чертей, в самом себе.

Да, надо уметь «рвать», как хищник. Делать рывок. Только так можно преодолевать препятствия - особенно свою лень, выходить из спячки. Разбивать лед в начале весны, вырываться из Египетского изгнания, карабкаться вверх к Дарованию Торы.

Но теперь, с наступлением Ава этот аспект энергетики надо тоже подвергнуть регулировке. А то уже действительно озвереем и разорвем на части то, чего не надо. Так что на данном этапе надо «отходить» от озверина.

На более высоком уровне - больше жизни

Да, все это может прозвучать неожиданно. Мы настолько привыкли к идеалу «интеллигентности», что для многих из нас действительно лучше кота Леопольда ничего быть не может - надо только от этих мышей как-то избавиться… Но когда мы говорим, что прошлые поколения были на более высоком уровне, это значит не просто, что люди тогда были более праведными, но что они были более мощными, масштабными, «крупнокалиберными». Богатыри - не вы. Что наше состояние - результат измельчания.

Поэтому у тех людей все было мощнее и масштабнее: и добро, и зло, и чувства, и эмоции, и вообще вся жизнь. (Не путать с мощностью и развитостью технологий: сейчас мощные машины, но управлять ими может хилый человек нажатием пальчика. А вот столько же Торы этот человек не изучит и не запомнит, да и симфонию, как Чайковский, не напишет, и такую же страсть не проявит.)

И физически тоже. И человек, и окружающая его природа. Как говорят мудрецы (Сота 48а), после разрушения Храма фрукты утратили свой вкус (или «свой жир»). Хотя они и сегодня могут быть вкусными, раньше была другая сочность.

И в целом все было более «сочным», полным жизни, кипящим ею.

Вот любопытный пример:

Согласно Торе (Бемидбар 7), человек может стать назиром - отращивать волосы «во имя Б-га». Что это по-настоящему означает - другой разговор, но просто факт: «стандартный» срок назира - 30 дней.

Серьезно? Ну, вообще-то я тогда уже должен быть, как назир - больше 30 дней не стригся. Но как-то еще не отросли волосы до плеч. Есть что стричь, но не так, как это предполагается.

А вот еще закон о стрижке (Санедрин 29б): первосвященник должен стричься раз в неделю, а царь - каждый день. Потому что написано (Йешаяу 33:17): «Царя в красоте его увидят глаза твои». То есть он должен быть красивым. Получается, если не пострижется один день - уже некрасиво?

Странно все это. Как-то не стыкуется с нашими реалиями.

Возможно, потому что изначально, в поколении, которому была дана Тора, наиболее близком к ее идеалу, были другие реалии? Конкретно - волосы росли быстрее!

Потому что вся жизнь была более… живой. Больше было активности, «соков».

(И дети росли быстрее. Ривка могла выйти за Ицхака в 3 года.)

Вот и поедание мяса было более очевидным вливанием этих «соков», «животной» энергии. Этакий «разрешенный допинг».

Смотря, какой зверь

Но поскольку, как сказано, это не просто сила, а «звериная» энергия, ее надо жестко регулировать.

До Потопа убивать животных только ради пищи не разрешалось. Потому что это по-хищнически. Прямо-таки «зверски».

Но почему тогда можно было убивать животных ради приношения, а там и поедать их мясо - более того, в этом заключалась заповедь «радоваться»?

Потому что о мясе приношений сказано: его получают «с королевского стола» (ми-шульхан гавоа).

При обычном употреблении мяса человек убивает животное для себя и пожирает его мясо. Но в случае приношения он убивает животное не для себя, а чтобы принести его Б-гу. Он приходит в гости к Начальнику и приносит что-то для Его стола. А Начальник приглашает гостя за Свой стол и милостиво разрешает вкусить с него яства.

То есть так человек не загребает себе, хищнически, агрессивно. Он дает, подносит Б-гу, а сам получает только по Его милости.

Нет, мясо остается мясом, так что он все-таки ест, не совсем сложив лапки, как заинька. Но теперь это также не хищный волк. А верный пес. Да, если надо, может зарычать и разорвать. Но все-таки он главным образом служит Хозяину. И с Его стола получает куски мяса.

Да и в целом, как сказано, приношение - корбан - это процесс «горения» страстью и вынесения на поверхность, и реализации душевных сил, вознесения и сближения с Б-гом. В этом плане поедание мяса, должно быть, тоже часть этого процесса - бурное сближение, с правильной дозой «озверина».

Так евреи и ели мясо в пустыне, заряжаясь необходимой энергетикой.

Но на одном этапе возжелали мяса. Хотя оно у них и было. В свете сказанного, смысл, возможно, такой: в них взыграла именно «хищническая» жажда. Им стало мало «подачек с королевского стола», мало быть «верными псами» - хотели как следует «разгуляться», «загрести» себе. Почему? А потому что так сильнее чувство собственной силы и независимости. Ведь и к тельцу привели подобные чувства.

Но когда прибыли в Землю Израиля, уже селились далеко и могли не иметь возможность приносить жертвы каждый раз, когда захочется мяса. Поэтому им разрешили забивать и для себя - но с тщательным соблюдением заповеди ритуального забоя (шхиты). Цель которого - максимально гуманное и безболезненное умерщвление животного. Чтобы хотя бы в этом плане не были, как хищники, которые рвут и раздирают.

А Ицхак? Ему тоже можно было не каждый раз жертву приносить. Да и ему приготовили не каких-то животных, а двух козлят, поскольку, как гласит мидраш Пиркей раби Элиезер (32), приведенный в Раши (Берешит 27:9), тогда был Песах, и эти два козленка были один - пасхальная жертва, другой - Хагига. То ли буквально, то ли в память о тех приношениях. Короче, дух был явно, как в приношениях, и уж Ицхак умел есть с правильными намерениями.

А Адаму до греха ангелы вообще жарили мясо «с Небес». Даже не в качестве приношения, никого не умерщвляя. Так что изначально это была идеальная «кормежка верного пса» - а это можно и даже нужно.

Теги: Пурим, Песах, Радость, Вино, Адар, Шхита, Яаков, Адам, Эйсав, Ган Эден, Стрижка, жертвоприношения, единство еврейского народа, Ицхак, Бейн аМецарим, Месяц Ав, Назир