Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Всеобъемлющее поколение Синая

Отложить Отложено

«Миссия выполнена!»

Так провозгласил Буш-младший после того, как американская армия, вторгнувшись в Ирак весной 2003 г., без больших проблем взяла его и свергла Саддама. Ура, диктатор повержен, теперь наступит та самая свобода и демократия, о необходимости установления которой так долго говорили большевики!

Хотя потом стало ясно, что поторопились с объявлением миссии завершенной…

Выйдя из Египта, евреи за семь недель, взошли по аккуратно подсчитанным ступенькам на духовную вершину и получили Тору. Вроде бы, все, миссия выполнена. Приехали.

Тогда тоже оказалось, что рано радовались. Быстро взошли, но быстро и скатились. Взошли за 50 дней, а уже через 40 поклонились тельцу.

Да, потом исправились, прошли еще один 40-дневный процесс - на этот раз покаяния, и в Йом Кипур Б-г простил. И дал скрижали.

Но уже вторые. Первые так и остались разбитыми.

И что же, толку от всего процесса подъема к их дарованию было столько же, сколько от американского «достижения демократии» в Ираке?

Об этом уже говорили: на самом деле толк все-таки был. А то зачем мы каждый год празднуем Шавуот? Нет, даже второй подъем, к Йом Кипуру был не заменой первому, к Шавуоту, а дополнением к нему. Высший уровень должен был быть достигнут двумя путями, между которыми поэтому должно было произойти падение. Поэтому даже после падения первое достижение было не аннулировано, а скрыто, «припасено на потом», чтобы при завершении цикла в Суккот вновь раскрыться наряду со вторым достижением. (И первые скрижали, хоть и разбитые, выброшены не были. Об этом еще поговорим.)

Но возникает другой вопрос.

Все из-за того поколения евреев?

Песах мы отмечаем потому, что в этот день евреи вышли из Египта. Шавуот - потому что они же, в том же году получили Тору. (И Счет Омера между этими двумя праздниками отражает проделанный ими тогда духовный подъем.)

Пост 17 Тамуза соблюдаем потому, что те же евреи, не удержавшись на уровне Дарования Торы, поклонились тельцу. (В эту дату, по словам мишны, произошли и другие печальные события, но уже в последующие годы.) Пост 9 Ава - потому что те же евреи совершили грех разведчиков (строго говоря, уже в следующем году, но в плане последствий ставший завершением греха тельца).

Каемся в месяц Элул и в начале Тишри потому, что в этот сорокадневный период раскаялись те же евреи за тельца. И в Йом Кипур получаем искупление потому, что тогда получили его они. Как говорят мудрецы, поэтому Йом Кипур стал днем искупления на все времена. (В Суккот формально ничего особенного не произошло, но и тогда мы радуемся прощению (тех евреев) в Йом Кипур, и сидим в Сукке потому, что в шалашах - и в окружении Облаков Славы - сидели они.)

Получается, что мы отмечаем все эти даты и проходим через весь этот годовой цикл и духовный процесс потому, что через него прошли евреи в тот год Исхода из Египта.

А если бы не было их греха тельца и последовавшего за ним раскаяния, то не было бы ни наших постов Тамуза и Ава, ни нашего Йом Кипура? Вроде бы, да - ведь без их Исхода и Дарования Торы определенно не было бы наших праздников Песах и Шавуот.

Но разве цикл этих праздников, как мы неоднократно упоминали, не отражает сам природный цикл? Песах - весна, Шавуот - раннее лето, грехи - позднее лето, «перегрев», раскаяние - осень, «охлаждение» от перегрева и восстановление равновесия, завершение пути и подведение итогов.

Да, все так. Но именно материальный мир отражает духовный, а не наоборот. Цикл от весны до осени был создан таковым, чтобы отражать и сопровождать духовный процесс человека, чтобы поддерживать его соответствующим состоянием природы и естественным настроением.

Значит, евреи в тот год прошли через такой процесс с его взлетами и падениями не потому, что на такие времена года он пришелся, а потому что он в любом случае должен был состояться, а времена года были специально устроены так, чтобы сопровождать этот духовный процесс.

И вот, он состоялся, хорошо.

А мы теперь почему отмечаем те же дни и проходим через тот же цикл праздников? Если не природа его диктует, а он диктует природу, то он уже ее продиктовал, когда было надо, в тот год Исхода из Египта. И что теперь?

Спасибо деду за… грех

Именно так, пусть и в полушутку, сказал в трактате Авода Зара (5а) великий мудрец Рейш Лакиш: поблагодарим наших отцов, ведь если бы они не согрешили, мы бы не появились на свет! Как написано (Теилим 82:6): «Сказал Я: ангелы вы и сыновья Всевышнего все вы. Однако, как человек (Адам), умрете и, как любой сановник, упадете». Это значит: при даровании Торы евреи достигли изначального уровня Адама до греха и стали, как он, бессмертными, подобными ангелам. И только в результате греха тельца они скатились с того уровня, как в свое время и Адам.

А ведь Адам до греха включал в себя души всего произошедшего от него человечества - он сам и был тем «человечеством», и если бы не согрешил, то довел бы ту всеобъемлющую душу до совершенства. И только после того, как потерпел в этом неудачу, его душа была разбита на составляющие, которые были распределены между разными народами и поколениями: каждое из них должно исправить свою часть. То есть, если бы не его грех, не было бы нужды во всем этом труде разных народов и поколений. И они не появились бы на свет с этими ролями. (Хотя, может быть, появились бы с иными - это другой разговор.)

Получается, что евреи, достигнув уровня Адама на Синае, тоже не просто так стали бессмертными: в появлении потомства пропал смысл, поскольку их душа включила в себя все последующие поколения.

Почему достижение уровня Адама делает душу такой всеобъемлющей?

Это не просто какой-то фокус, а естественное следствие состояния души на этом уровне: она обретает полную «центральность». Все разные черты характера и склонности совмещены в этой душе так, что дополняют и уравновешивают друг друга, и таким образом человек становится на «золотой середине». В этом состоянии он может находиться вечно, никуда не «кренясь», и выполнять служение Б-гу во всех аспектах, всеми подходами, совмещенными в одно целое. И тогда больше ни чьего служения не надо.

Только после греха, когда душа Адама отклонилась от центра и утратила свою центральность, она тем самым стала не всеобъемлющей, а одной из многих возможных. И ее подход к служению Б-гу, путь к Нему стал лишь одним из возможных - с одной из сторон. Поэтому потребовалось много других людей, каждый со своим характером и склонностями, чтобы хотя бы так весь спектр был укомплектован, и служение Б-гу было выполнено во всех аспектах.

Вот и когда евреи достигли уровня Адама при даровании Торы, то пусть не душа одного человека, но народа в целом стала «центральной» и потому всеобъемлющей и способной полностью выполнить предназначение еврейского народа. Не оставляя после себя ролей никому.

И только после греха тельца они скатились и стали всего лишь одним поколением, с одним характером из многих возможных. И появилась необходимость в других поколениях, которые от них и произошли. Включая и поколение Рейш Лакиша, и наше с вами.

И природный цикл действительно изначально предназначался в качестве сопровождения к духовному циклу того года, когда евреи вышли из Египта. Это должен был быть один всеобъемлющий путь еврейского народа, прохождение процесса во всей полноте. Но после того, как это не удалось сделать одним махом, народ был разбит на множество поколений, да и путь каждого поколения - на множество годовых циклов. Каждый из которых поэтому потребовал свое сопровождение природных циклов.

Так что наше с природой прохождение этого цикла каждый год - это одна из составляющих общего еврейского прохождения цикла в том, ключевом году.

Все мы были там

В свете сказанного могут обрести новый смысл многие известные нам утверждения мудрецов.

Все еврейские души были при Синае, включая тех, кто еще не родился? Конечно, все они были заключены во всеобъемлющей душе еврейского народа, находившегося у Синая тогда. Не просто «витали где-то рядом в облаках», а были прямо там.

Каждый еврей должен ощущать, что он сам вышел из Египта? Правильно, потому что он действительно оттуда вышел. Его душа была включена во всеобъемлющую душу вышедшего оттуда поколения.

Так говорит и Сфат Эмет (Песах 5657): поскольку при Синае были все еврейские души, всем им было сказано в Десяти заповедях: «Я твой Б-г, Который вывел тебя из Египта». Они были у Синая, а ранее также были и порабощены в Египте, и освобождены оттуда.

Аналогично и последующие этапы цикла: достигнув вершины к Дарованию Торы, евреи вновь скатились из-за тельца - весь народ, его всеобъемлющая душа. И за этот грех она совершила всеобъемлющее раскаяние, удостоившись прощения в Йом Кипур.

Поэтому в каждом наказании за грехи в течение истории содержится частица наказания за тельца (Раши Шмот 32:34). И наше раскаяние каждый Элул - это аспект того всеобъемлющего раскаяния. И каждый Йом Кипур - составная часть того, изначального прощения.

А без Исхода остались бы рабами фараона?

На основе вышесказанного Сфат Эмет объясняет и следующее известное утверждение Пасхальной Агады: если бы Б-г не вывел наших отцов тогда, то и мы, и наши потомки были бы по-прежнему рабами фараона в Египте.

Вопрос известный: того Египта с его фараонами уже давно нет. Значит, даже если бы Б-г не освободил нас тогда, все равно рано или поздно египетское рабство закончилось бы. Не так ли?

Но ответ такой: Исход из Египта стал духовным освобождением и началом цикла, через который прошел тогда еврейский народ - вся его всеобъемлющая душа. Все последующие годовые циклы до сего дня - это разные компоненты того всеобщего пути, начатого Исходом. Поэтому, если бы он не состоялся, если бы не было начала и продолжения этого процесса, не было бы и нашего компонента в нем.

А был бы - наш аспект продолжающегося рабства.

Ведь как в Исходе из Египта были заложены все будущие исходы и освобождения, так и в самом египетском изгнании были заложены все будущие изгнания. Оно тоже было всеобъемлющим - включало в себя все типы духовного давления на еврейский народ, попытки отклонить его от центра во все четыре стороны. Соответственно и фараон был воплощением всех возможных царей-угнетателей.

Поэтому, если бы мы остались в Египте - да, сам Египет и фараон в конечном итоге уступили бы место другим державам и правителям. Но те осуществили бы один из аспектов изгнания и духовного порабощения, который уже был заключен в египетском изгнании.

Мы бы оставались рабами фараона в Египте - угнетенными либо вавилонской составляющей всеобъемлющего духовного Египта, либо персидской и всеми последующими, вплоть до христианской, нацистской, советской и исламской. Перебывали бы под властью то римского, то инквизиторского, то гитлеровского, то сталинского аспекта фараона. Мы и так прошли через эти изгнания и вкусили прелести пребывания под властью этих агрессивных бестий, но уже не в такой мере, изначально став свободным народом.

Почему в Торе столько статистики о пустыне?

И теперь, возможно, также поймем, почему в недельных главах, которые мы читаем сейчас, - Бемидбар, Насо, Беааалотха - Тора посвящает так много времени описанию, вроде бы, временного состояния еврейского народа в пустыне. Подсчет тогдашней численности евреев и каждого из их колен (Бемидбар 1), расположение колен по разным сторонам Скинии и порядок их движения (там же 2, 10), подсчет и расположение каждого из семейства левитов, и распределение ролей между ними (там же 3-4). Многократное повторение имени вождя каждого из колен (там же 1, 2, 7, 10).

Почему так важны все эти числа и имена только одного поколения еврейского народа?

Потому что это поколение было всеобъемлющим. Это и был весь еврейский народ. Который изначально в таком составе и должен был войти в Землю Израиля, и там сразу построить Храм и добиться «конца истории». Только когда не получилось, была развернута история разных поколений, представляющих разные аспекты того, изначального.

В течение этой истории колена уже не всегда так четко располагались вокруг Скинии, а потом и вообще перестали быть столь различимыми. Но во все времена оставались разные ветви народа с их соответствующими характерами и ролями. Изначальное расположение колен касалось всех поколений, которые были в них заложены.

И вожди колен изначального поколения представляли собой всеобъемлющие души лидеров соответствующих ветвей. Они включали в себя души всех, кто потом руководил этими ветвями на разных этапах истории по сей день.

Таким вот, оказывается, было то поколение евреев, и таким был его путь. И на эту нить еще много чего можно нанизать. Что и попытаемся сделать с Б-жьей помощью в подходящее время. 

Теги: Суккот, Песах, Шавуот, Йом Кипур, Элуль, Фараон, америка, Дарование Торы, Еврейский Календарь, Египет, Исход из Египта, Сфират аомер, еврейские праздники, История еврейского народа, Скрижали завета, Египетское рабство, Золотой телей