Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«И если брат не жалеет брата, то кто пожалеет его? А тот, кто отворачивается от возможности совершать благодеяние, называется «беспощадным»»Рамбам, раздел «Дары бедным», глава 10

Политическую болезнь болезнью вышибают

Отложить Отложено

Можно ли сказать, что если бы коронавируса не было, его следовало бы выдумать?

Как можно?! Сотни тысяч людей заражены, десятки тысяч умирают - и это только на данный момент, до прохождения пика. Еще больше задето экономическим кризисом. Владельцы и работники кафе, ресторанов, парикмахерских и другого малого бизнеса, а также актеры, музыканты, персонал авиалиний и прочая, и прочая. Столько людей вынужденно прекратили работу и волнуются о том, как выживут.

Да, нарочно такое не придумаешь и никак не пожелаешь.

Хотя антисемитизм, например, тоже.

Тысячелетия преследований и убийств евреев. Двукратное разрушение Храма, с сопровождающим штурмом и разрушением Иерусалима и огромным числом убитых или уведенных в рабство евреев. Крестовые походы, кровавые наветы и прочие поводы для многочисленных погромов и изгнаний в Средние века. Инквизиция и сожжение заживо на кострах, изгнание из Испании. Погромы казаков Хмельницкого и прочих гайдамаков, столь же многочисленные погромы в Гражданскую войну всеми, кому не лень, и белыми, и махновцами, и петлюровцами, и буденновцами, и прочими бандитами. Наконец, Холокост, но и после него арабские угрозы повторить это дело уже с Израилем, или хотя бы устроить как можно больше терактов. И все это только пики, самые видные нам сегодня «вершины», а малые «горы», «холмы» и «бугры» поди сосчитай. Даже когда не убивали и не изгоняли, дискриминировали, зажимали, унижали.

И почему? Потому что известно, вечный закон природы: Эйсав ненавидит Яакова. (Арабская и исламская проблема последнего века - уже Ишмаэль, но он лишь «зеркальный» уравновешиватель Эйсава, без проблемы Эйсава не было бы и его.)

А почему Эйсав ненавидит Яакова?

Потому что тот «украл» его благословение.

Но ведь Эйсав этого не видел. Яаков получил благословение от Ицхака, когда Эйсав охотился и отсутствовал, и вышел перед тем, как Эйсав вернулся. Как он узнал?

А ему рассказал… Ицхак. Хотя изначально он послал Эйсава на охоту с тем, чтобы благословить его, отведав добычу, когда Эйсав вернулся с той самой добычей, Ицхак его обескуражил: теперь уже не могу благословить.

Почему?!!! - завопил Эйсав. Издав в придачу «крик, громкий и очень, очень горький».

Ицхак мог бы сказать: извини, я передумал. Я собирался дать тебе благословение как помощь в выполнении твоего задания, но теперь понял, что ты не подходишь для этого задания. Поэтому благословение тебе не поможет.

Даже это было бы несладкой пилюлей для Эйсава. И поскольку благословение методом исключения досталось бы Яакову, уже это было бы достаточной причиной для зависти и ревности со стороны Эйсава. Но так хотя бы это выглядело как решение отца, Ицхака.

Но Ицхак сказал Эйсаву: «Пришел твой брат и хитростью взял благословения». На что последовала естественная реакция: ах этот Яаков, уже дважды меня объегорил, сначала первородство забрал, а теперь еще и благословение! - И возненавидел Эйсав Яакова.

Кто тянул Ицхака за язык? - спрашивают мудрецы. Зачем ему понадобилось непременно сообщить Эйсаву, что Яаков взял благословение хитростью, и так неизбежно разжечь его ненависть? Ведь именно в результате этой ненависти произошли все вышеописанные беды, постигшие еврейский народ, вплоть до Холокоста! Кто знает, если бы Ицхак не сказал это Эйсаву, пусть тот все равно стал бы завидовать брату, может быть, все-таки меньше обрушил на него ударов? Почему же Ицхак выбрал, казалось бы, большее из зол?

Мудрецы отвечают: в глазах Ицхака как раз это зло было меньшим. Если бы не столь жгучая, глубоко заложенная ненависть Эйсава к Яакову, то в течение истории евреи уже сто раз бы ассимилировались. Эйсав - Западная цивилизация в разных своих ипостасях - бывает весьма заманчивым. Очень привлекательными и благоприятными для евреев в свое время казались Испания, а затем Германия. И если бы не то, чем все кончилось, все кончилось бы тем, что евреи бы ассимилировались и вообще исчезли. А так - не все, но выжили.

И всякий раз, когда евреям начинает казаться, что вот он, новый дом, здесь хорошо, здесь нас принимают, здесь мы успешны, вносим свой вклад и хорошо интегрируемся, в конечном итоге они получают напоминание о том, кто они такие. Так было и в раннем СССР, где евреи думали, что антисемитизма больше нет, но после войны обнаружили, что все-таки есть. Так еще может произойти и в других странах, где евреи чувствуют себя, как дома.

Вот и получается страшная вещь: если бы антисемитизма не было, его следовало бы выдумать. Так решил Ицхак.

 

Много чего «интересного» происходило в нашем мире в последнее время - до того, как все затмил коронавирус. Одна из таких «интересных» вещей - может быть, не самая важная в мире, но для еврея, живущего в Израиле, не безразличная - то, что происходило в израильской политике в течение последнего года.

Политика - всегда дело грязное, а в таких странах, как Израиль, - еще и постоянный балаган. Нельзя сказать, что в Америке в последнее время политика нормальная, но по крайней мере там четко: выборы раз в четыре года, избран президент - по крайней мере до ближайших выборов он досидит. В крайнем случае, как недавно с Трампом, попробуют импичмент, но, как произошло и с ним, обычно не получается.

В Израиле же премьер постоянно сидит на жерле вулкана.

Тут недостаточно победить на выборах, надо еще и сформировать коалицию из разных партий с парламентским большинством. Ибо обычно даже самая большая партия большинства не набирает. И приходится ей торговаться с более маленькими, заручаясь их поддержкой взамен на то, что важно для них, для тех групп, что их избрали. (Хотя логика в этом есть: так учитываются интересы не только простого большинства, но и этих разных групп, людей со своими потребностями, включая и религиозных.) И в любой момент, по любому поводу эта коалиция может распасться, если кому-то что-то не так. Слишком быстро все-таки обычно не распадается, но надежно высидеть четыре года редко когда удается. Внеочередные выборы - скорее норма, чем исключение.

Однако за последний год маразм окрепнул до нового уровня: коалиционное правительство не просто трудно стало сохранить - его стало невозможно собрать!

Авигдор Либерман, который со своей партией обычно был частью «правого» блока Нетаньяху, отказался к нему присоединяться, поскольку другой его частью были религиозные (харедим). И, хотя с ними он уже сто раз сидел вместе и сотрудничал, теперь решил, что его политическая карьера выиграет больше, если встанет в авангард «борьбы с религиозным засильем». Без него у «правого» блока не осталось большинства. Но «левым» при этом он не стал, поэтому сидеть в правительстве вместе с арабскими партиями тоже отказался. В результате «лево-центристский» блок тоже не мог набрать большинства - оно было возможно только вместе с арабами и с Либерманом.

При этом не только последний зарекся сидеть с религиозными и с арабами, но и партия Бенни Ганца, альтернатива Нетаньяху, зареклась сидеть с ним. Как и остальные, чисто «левые» партии. В результате ни у кого не было большинства, и никто не мог сформировать правительство.

Что было особенно абсурдно - в отличие от обычной ситуации, когда между «правыми» и «левыми» партиями существуют принципиальные и идеологические разногласия, на этот раз таковых между партиями Нетаньяху и Ганца по большому счету не было. В прошлом «левые» были за «мирный процесс» с палестинцами, а «правые» - против, считая, что уступки не делают палестинцев более мирными, а лишь разжигают их аппетит, и таким образом являются самоубийственной сдачей позиций. Но в последнее время этот спор в основном сошел на нет - теперь всем ясно, что, к сожалению, именно последняя точка зрения ближе к истине. Мира все равно не будет, так уж лучше не сдавать позиции. Поэтому традиционно «левые» партии, когда-то господствующие, теперь скукожились и едва проходят в парламент. А партия Бенни Ганца стала альтернативой Нетаньяху именно потому, что в идеологическом плане Ганц и его соратники мало чем от него отличались. Отличался Ганц главным образом в одном - он не был Нетаньяху. Былая идеологическая оппозиция последнему «лево-центристского» крыла перешла в личную неприязнь к нему, и за Ганца эти люди голосовали по принципу «кто угодно, только не Нетаньяху». А когда тот попал под обвинение в коррупции, Ганц и его сторонники провозгласили это делом принципа: не будем иметь дело с коррупционером.

Да и борьба Либермана с религиозными, хотя по идее была принципиальной, на практике развернулась вокруг одного пунктика соглашения, такой уж разницы от которого не было бы.

Таким образом, больших разногласий о том, куда вести страну, между политиками было мало. Но все они по своим личным или мелким причинам забрались каждый на свое дерево, откуда не могли слезть.

И так застряли.

После того, как выборы еще в апреле - почти год назад - не смогли выявить явного победителя при таком раскладе, пошли на вторые выборы в сентябре. Уже это было беспрецедентным. Но это были еще цветочки: вторые выборы закончились так же безрезультатно, и опять все застряли. И - опять пошли на выборы, уже третьи в году. Но и эти выборы узел не разрубили, и четвертые выборы как вариант не исключались.

Хотя известен признак сумасшествия - совершение того же действия с ожиданием иного результата.

Таким образом, израильская политика была больна. И никто не мог сказать: как же вылечить? Как выбраться из этого порочного круга? Пока ни один из игроков не желал уступать, это начало выглядеть бесконечной безвыходной ситуацией.

И только когда на страну вместе со всем миром обрушился коронавирус, этот узел - нет, не сразу, после еще одного раунда совсем уж безумной политики, макиавеллизма во время чумы - наконец-то был разрублен. Бенни Ганц, видя, что шансов в него по-прежнему нет, решил все-таки на минуту перестать быть политиком и снова стать солдатом, и послужить родине. Слез со своего дерева и встал на путь формирования правительства с Нетаньяху. Хотя при этом пришлось поступиться ранее декларированными принципами, вытерпеть град проклятий от бывших партнеров и, по крайней мере, в краткосрочной перспективе пожертвовать политическими амбициями. Впрочем, на самих переговорах, похоже, и ему, и Нетаньяху приходится идти на существенные компромиссы. То есть как обычно в политике. Наконец-то.

А если бы не было коронавируса? То не знаю, что надо было бы придумать.

Казалось бы, нормальные все люди. Но вот, в своей совокупности оказались больными. И только одна на свете вещь смогла выбить этот клин, эту болезнь - другая болезнь. Реальная. Этакая «шоковая терапия». Никогда такого не было, по крайней мере за историю Израиля, такой ситуации с эпидемией. Но и такой ситуации с политикой никогда не было.

Так что можно много думать и гадать, какими соображениями руководствовался Б-г, когда наводил на мир эту пандемию, у Него наверняка есть причины, и много. Пусть каждая страна сама себя судит. Может быть, где-то у людей есть соблазн пожаловаться: мол, все было хорошо, а тут тебе такая беда. Но не в Израиле. С экономикой-то было хорошо, да и с безопасностью, в контексте истории Израиля, не так уж плохо. Но с политикой было плохо, даже безвыходно. Что ж, не хотели по-хорошему…

Остается молиться, чтобы еще долго - лучше бы никогда - израильская политика не доходила до такого маразма. Ну и чтобы других причин для пандемии не было.

Да излечит и спасет Б-г нас всех, как вылечил - или по крайней мере вывел из полного маразматического состояния - израильскую политику! Если клин сделал свое дело, не может ли клин уйти?

Только время покажет. А пока что здоровья/выздоровления всем!

Теги: Политика, Актуалия, антисемитизм, Яаков, выборы, Арабо-израильский конфликт, Эсав, коронавирус, государство Израиль, Ицхак