Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Четыре египетских изгнания

Отложить Отложено

Почему Египет не включен в список Четырех изгнаний?

Ведь всем известно, что всего изгнаний еврейского народа было четыре – каждому его подвергало одно из Четырех царств. Какие это царства? Вавилон, Персия-Мидия, Греция и Рим. Так написано в пророчествах Даниэля, и мудрецы находят намеки на это во многих других местах Торы.

Число четыре здесь не случайно. Как мы уже обсуждали, оно соответствует четырем сторонам света. По этим же четырем сторонам расположены четыре еврейских лагеря, описанные в главе Бемидбар. Поэтому они соответствуют четырем царствам, которые тоже как бы располагаются по четыре стороны света от центра, образуя круг. Только еврейский круг - внутренний, а нееврейский – наружный.

Ибо стороны света соответствуют основным наклонностям человеческого характера, типам его души, точкам зрения и подходу к центральной Истине. Например, как всем известно, есть «восточный» характер, а есть «западный», и так далее. Поэтому каждый из еврейских лагерей и каждое из нееврейских царств соответствуют одному из подобных характеров. Только у евреев они взяты в меру – ближе к центру, золотой середине, а у неевреев – ближе к той или иной крайности. И изгнание – это не просто физическое господство того или иного царства над еврейским, а духовное воздействие на него: живя с тем или иным народом, евреи естественным образом перенимают его характер, при этом проходя через испытание: не перенять те качества в крайности, до которой они часто тем народом доведены.

Почему же в этом списке нет Египта – несомненно, важного царства и изгнания?

Отвечают мудрецы: потому что египетское изгнание является ключевым и в нем самом заложены корни всех четырех последующих изгнаний.

То есть это изгнание представляет не еще одно направление – пятой стороны света нет – а все четыре, вместе взятые. Оно воздействовало на еврейский народ «по всем фронтам», со всех сторон, тянуло его характер во все четыре крайности.

Поэтому, например, мудрецы говорят (пиркей раби Элиэзер 28), что в видении Авраама о будущем египетском изгнании при заключения завета Брит Бейн а-Бетарим (Берешит 15) содержатся намеки и на Четыре царства (их символизируют четыре типа «рассеченных» на той церемонии животных). А также что в каждом из Четырех изгнаний содержится частица египетского (Сфат Эмет, Песах 5638).

Изгнания евреев, указы фараона и беды Яакова – три плюс один

А вот еще одно интересное толкование.

В книге Иов (3:26) написано: «Не успокаиваюсь я, и не утихаю, и не отдыхаю, и пришел [ко мне] трепет (рогез)». Мидраш (Шмот Раба 26:1) толкует этот стих так: «Не успокаиваюсь я» из-за Вавилона «и не утихаю» из-за Персии, «и не отдыхаю» из-за Греции, «и пришел [ко мне] трепет» - из-за Эдома-Рима. Согласно этому толкованию, данный стих говорит от имени еврейского народа и намекает на изгнания, через которые ему пришлось пройти.

А вот другое толкование в мидраше (Берешит Раба 84:2): «Не успокаиваюсь я» из-за Эйсава «и не утихаю» из-за Лавана, «и не отдыхаю» из-за Дины, «и пришел [ко мне] трепет» из-за Йосефа. То есть стих также говорит от имени Яакова и намекает на беды и испытания, через которые пришлось пройти ему.

Ибо известен принцип: маасе авот симан ле-баним – деяния праотцов – знак того, что случится с их потомками, еврейским народом. Это значит не просто какое-то совпадение, а что праотцы проложили духовный путь детям и для этого сами прошли через тот цикл жизни, те ее этапы и испытания, через которые впоследствии предстояло пройти потомкам. И Яаков проложил именно этап изгнаний. Поэтому ему пришлось пережить беды и испытания, схожие по типу с теми, через которые прошли потом его потомки во время изгнаний.

Последняя беда в этом цикле – продажа Йосефа – соответствовала последнему изгнанию – нашему, продолжающемуся по сей день. Как уже обсуждали, эта беда – как и последнее изгнание – была не похожа на первые три. Первые три беды и изгнания были этапами созидания – прохождения через испытания и накопления достижений и опыта – багажа. После них наступало чувство, что дело сделано, и пора на покой. Но потом, когда был уже виден свет в конце тоннеля, вдруг наступал еще один этап, который невозможно было предвидеть раньше: свет внезапно гас, и багаж исчезал – как и видение того, как выбраться из тоннеля.

Поэтому этот этап равнялся по весу всем трем предыдущим: весь собранный в них багаж исчезал, и казалось, что все предыдущие старания были напрасны. И обозначался этот этап словом рогез – «трепет», «гнев», «раздражение». Ибо человек может терпеть трудности, зная, когда они кончатся. Но тут весь путь вроде бы пройден, и человек уже предвкушает заслуженный отдых, как вдруг оказывается, что есть дополнительный этап. Так не договаривались! Это по-особому раздражало и повергало в отчаяние. И неслучайно имя Йосефа означало «добавит»: кажущаяся потеря Йосефа стала «раздражением из-за добавления» еще одного, непредвиденного этапа.

На котором, в наступившей тьме уже ничего не оставалось, кроме как верить, что справедливый Б-г не лишит Своего служителя заслуженной награды и в конечном итоге выведет на свет. Хотя когда именно – неизвестно, долго пришлось ждать. Яакову – 22 года, а мы все еще ждем, уже 2000 лет.

А теперь можно привести еще одно толкование вышеупомянутого стиха в книге Иов (мидраш Шмот Раба 26:1):  «Не успокаиваюсь я» из-за первого из основных антиеврейских указов фараона – поработить евреев и сделать горькой их жизнь (Шмот 1:9-14). «И не утихаю» из-за второго его указа – умертвить новорожденных еврейских мальчиков (там же 1:15). «И не отдыхаю» из-за третьего указа – бросить в Нил всех рожденных в Египте мальчиков (там же 1:22). «И пришел [ко мне] трепет» из-за четвертого указа – не давать еврейским рабам больше соломы, чтобы они сами шли ее собирать (там же 5:6-9).

Поразительно: здесь тоже четвертый указ фараона отличается от предыдущих трех аналогичным образом. Ведь на том этапе Б-г уже явился Моше и велел освободить евреев из Египта, внушив ему, что это удастся, а Моше и Аарон, в свою очередь, поведали это евреям, и те преисполнились надежды и настроились на освобождение. То есть тогда показалось, что путь уже пройден, все трудности позади, и пора выходить из тоннеля. И вдруг вместо избавления последовал еще один указ фараона, только ожесточивший угнетение! Здесь даже у Моше сдали нервы, и он обратился к Б-гу в сердцах: «Зачем Ты причинил зло (лама ареота) этому народу, зачем Ты меня послал?! С тех пор, как я пришел, стало только хуже!» (Шмот 5:22-23) Как и в случае Яакова, непредвиденный дополнительный этап, раздражение и отчаяние.

Интересно, что на каком-то этапе после пропажи Йосефа, когда показалось, что и Биньямин может пропасть, Яаков горько бросил сыновьям: «Зачем вы причинили мне зло (лама ареотем), поведав тому человеку [египетскому наместнику], что у вас есть еще один брат?!» (Берешит 43:6) У него на аналогичном этапе тоже немного сдали нервы, и он выразил это теми же словами.

Автор книги «Ор Гедальяу» спрашивает: если египетское изгнание включало в себе элементы всех других изгнаний, подвергая евреев испытаниям со всех четырех сторон, зачем тогда потребовался отдельный цикл четырех изгнаний? Ведь евреи уже прошли по полному кругу, через все необходимые типы испытаний.

И отвечает: новый цикл действительно был бы не нужен, если бы евреи прошли через все те испытания в Египте успешно и таким образом выполнили бы всю необходимую духовную работу. Но, выдвинув эту претензию к Б-гу – «почему Ты причинил зло?!» - Моше в определенной степени «споткнулся» при прохождении последнего этапа испытаний. Ведь вся его суть – несмотря на раздражение и отчаяние, терпеливо ждать и не терять веру, что Б-г справедлив и не лишит работника награды и заслуженного отдыха. Это очень сложно, и Моше, несмотря на всю его праведность и преданность Б-гу, это не полностью удалось. Как и Яакову, изначально прокладывавшему путь своим потомкам, на том же этапе пути: так была создана возможность «спотыкания» на том месте. Поэтому пришлось евреям проходить через этот путь снова, включая последний его этап, на котором находимся мы, и в котором нам аналогичным образом не виден свет в конце тоннеля, и порой кажется, что становится только хуже.

Наконец, еще одну параллель подмечает Сфат Эмет (Ваэра 5643). В отличие от первых трех указов фараона, последний его указ не давать евреям больше соломы, чтобы они сами шли ее собирать, привел к тому, что евреи разбрелись по всему Египту в ее поисках. То есть к их расколу и рассеянию. И последнее из Четырех изгнаний – нынешнее, эдомско-римское – наступило из-за взаимной беспричинной ненависти евреев, и в результате они были рассеяны по всему миру, основные их ветви проходили через это изгнание по отдельности. (И «собирали» каждая свою «солому» - перенимали у разных народов те качества, которые могли быть использованы во благо, а также тех людей, душа которых могла стать еврейской, – прозелитов.) Тогда как предыдущие изгнания евреи прошли все вместе.

И последняя беда Яакова – продажа Йосефа – тоже была вызвана невиданным до той поры расколом между братьями, родоначальниками основных ветвей еврейского народа, в результате чего они были разделены. Так что и этот аспект пути Яаков проложил потомкам.

Четыре Исхода из Египта

А поскольку египетское изгнание включало в себя все четыре аспекта, корни всех четырех изгнаний, то и в освобождении из Египта содержалось четыре аспекта, корни всех четырех избавлений.

Поэтому мудрецы (мидраш Берешит Раба 88:5) говорят: четыре бокала вина, которые мы выпиваем на Пасхальном Седере, соответствуют четырем вышеупомянутым указам фараона. По поводу избавления от каждого из них мы «возносим бокал спасения» (Теилим 116:13). А также – четырем царствам, корни изгнания в которые были заложены в этих указах, и, соответственно, корни освобождения от них при Исходе.

По словам Маарала (Гвурот а-Шем 60), первые два бокала мы пьем в начале Седера, до мацы, а последние два бокала – после нее, потому что маца символизирует еврейский народ, который, как сказано, находится в центре, вокруг Скинии, а четыре нееврейских царства – вокруг него. Поэтому четыре бокала, символизирующие спасение от этих царств и обретения нашей собственной народности, отображают приближение с четырех сторон к центру. Ибо в духовном плане избавление – процесс, обратный изгнанию. Изгнание – это отдаление от центра и золотой середины в сторону одного из нееврейских царств и его более крайних качеств, а избавление – возвращение к золотой середине.

А также известно, что четыре бокала соответствуют четырем выражениям освобождения (арба лешонот шель геула), использованных Б-гом при описании планируемого Им Исхода: ве-оцети, ве-ицальти, ве-гаальти, ве-лакахти – «И выведу», «и спасу», «и избавлю», «и возьму [Вас Себе народом]» (Шмот 6:6-7). А эти выражения, по словам Бааль а-Турим (там же), соответствуют четырем царствам – по тому же принципу.

Наконец, вышеупомянутый Сфат Эмет (Ваэра 5643), подметивший, что последний этап всех циклов изгнаний привел к рассеянию евреев, отмечает, что и избавление от него обозначено соответствующим образом – словом ве-лакахти – «и возьму [Вас Себе народом]». Как и четвертый аспект изгнания, этот аспект освобождения стоит особняком. В отличие от первых трех - «выведу», «спасу», «избавлю», он уже не является одним из аспектов собственно освобождения из рабства. Ибо главная его суть в другом: когда человек что-то берет в свою руку, то даже если это что-то изначально было рассыпано и разбросано, он собирает его в горсть. Так и данный аспект освобождения – собирание Б-гом евреев, расколотых и рассеянных, воедино, в «горсть» Своей рукой.

Остается пожелать, что это Он сделает и с нами в скором будущем. И освободит, и избавит от всех бед, и возьмет в Свою Руку - соберет воедино и устранит все наши расколы.

Теги: Недельная глава, Песах, изгнание, Яаков, Пасхальный седер, 4 бокала, Исход из Египта