Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch

Рекомендуем:

Законы и обычаи Рош Ашана

Рав Исроэль-Меир Лау

Начни сначала — Рош аШана

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Атарат недарим — Освобождение от обетов

Редакция Толдот.ру

Что такое Шофар?

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Сатана в Рош Ашана

р. Ури Калюжный

В чем заключается избранность евреев?

08 декабря 2016, 22:37

Отложить Отложено

Разве идея «избранного народа» не расистская? Разве не напоминает об «арийском» народе? «А я знаю многих евреев, которые не являются такими уж праведниками, и/или многих хороших и порядочных неевреев!»

С этими вопросами я недавно столкнулся в очередной раз. Действительно, пресловутое понятие «избранного народа» слишком часто вызывает вопросы и становится предметом недопонимания. Так что весьма не помешает разобраться.

Евреями рождаются или становятся?

Тот, кто задал мне вопрос на этот раз, также прибавил: «Я понимаю, что Всевышний вполне мог избрать Авраама, а также Ицхака, Яакова и нескольких остальных праведных людей, но можно ли говорить, что весь народ вокруг нас является избранным? Быть может, стоит сказать, что в полной мере народ эту избранность оправдать не смог? Или тогда уж давайте говорить об избранности конкретных праотцов».

Что ж, давайте действительно начнем с праотцов. Почему они были избраны? Потому что были праведными? Праведными они, конечно, были – но не только они. Был и Ноах, были Шем и Эвер, в ешиве которых учился Яаков, но другие потомки тех людей (помимо еврейского народа) избранными не стали. Да и в современном мире, конечно, много хороших людей. Но избранными являются только потомки Авраама, Ицхака и Яакова. В чем же дело?

После того, как Б-г сотворил Адама, его потомство все больше отдалялось от Б-га и погрязало в идолопоклонстве. Пока не пришел Авраам и не пошел вспять течению: он открыл для себя Б-га и установил с Ним прямую, близкую, личную связь. И не только сам он был близок к Б-гу, но и сумел воспитать в этом духе свое потомство. И не только воспитать, но и превратить эту любовь и близость к Б-гу в неотъемлемое качество своей души, так что его можно было передать по наследству.

Так появилась целая семья, которая была в состоянии поддерживать подобную близкую связь с Б-гом, а она, разросшись, превратилась в целый народ. Таким образом, евреи – это люди, обладающие личными отношениями с Б-гом. А поскольку Б-г – Царь всего мира, то евреи – это Его «придворные», «аристократия», «королевская семья».

Но значит ли это, что они могут просто наслаждаться привилегиями и танцевать на балах во дворце? Конечно, нет. Положение обязывает.

Особенно ввиду того, что изначально Авраам вообще не мог иметь потомство и удостоился только потому, что добровольно вызвался исполнить бо́льшую роль, нежели планировалось изначально: не только самому открыть Б-га и не только передать знание о нем ученикам, но и распространить это знание по всему миру, насколько возможно, приближая его к Б-гу и облагораживая. Для этого ему было необходимо произвести целый народ, который сможет продолжить это дело после него. Поэтому дело евреев как «аристократов» - служить представителями Царя во всем мире, передавать знание о Нем и в целом оказывать позитивное влияние на мир.

Аристократия – это некая высшая раса? Нет, аристократом может стать и тот, кто по рождению им не был, – получить дворянский титул. Но при этом желательно, чтобы звание отражало сущность, иначе получится «мещанин во дворянстве».

И евреем тоже не обязательно родиться – можно и стать, пройдя гиюр. Но и здесь, главное – не пятая графа на бумажке, а изменившаяся душа в человеке, принявшая на себя то, к чему обязывает положение. И изначально евреи появились потому, что определенные люди ими стали, а не потому, что такими родились. Как сказано, начал все Авраам, который вырос в семье идолопоклонника, но стал евреем по выбору. И первоначально только те члены его семьи, которых удалось соответствующим образом воспитать, становились евреями. А те, которых не удавалось, – например, Ишмаэль, Эйсав – не становились. Только у потомков сыновей Яакова это стало настолько «в крови» – т.е. в душе – что они становятся евреями автоматически. Но и с тех пор тот, кто находит в себе силы привести себя к такому же уровню близости к Б-гу, может стать евреем – как изначально Авраам. Поэтому мудрецы говорят: Авраам был первым прозелитом.

Так что сравнения с «арийским» народом здесь неуместны:  ведь «арийцем» невозможно было стать, им надо было родиться, и если не повезло, только газовая камера исправит…

Но более того. Допустим, кому-то все-таки не удалось стать аристократом или евреем. Значит ли это, что любой аристократ/еврей лучше него? Выше? Чище?

Нет, не значит. В отношении аристократии былых времен это, вообще очевидно. Но чтобы лучше продемонстрировать всю концепцию, перенесемся все-таки в современность. Ведь в прошлом аристократы не только были приближенными ко Двору, но и занимались государственными делами: управлением, дипломатией и т. д. Тогда как в наше время подобной аристократии уже почти не осталось.

Но ее место заняла правящая элита. Обычно у нее несколько ветвей, главные из которых -  политическая элита («власть») и интеллигенция. Их и рассмотрим.

Мировая интеллигенция

Что такое интеллигенция? (Это тоже часто довольно спорный вопрос, вызывающий у многих раздражение.) Если одним словом – «духовная аристократия». Люди, не только умные и образованные, но и стремящиеся к порядочности и нравственности. А также – считающие своей святой миссией просвещать и воспитать «народ», по возможности его облагораживая. А «народ» в целом уважает интеллигенцию за ее ум и культуру, но временами и раздражается тому, что она слишком много занимается нравоучениями и, по-видимому, считает себя умнее других. И – часто ее винят во всех бедах…

Интеллигенты действительно лучшие? Не обязательно. Хотя в принципе они стремятся к нравственности, на практике они тоже люди, подверженные соблазнам и порокам. Ум и образованность не всегда означают порядочность – или даже идейную правоту во всем. Большинство ложных идей, которые овладевали массами и неоднократно приводили к большому кровопролитию, были изначально выдвинуты и пропагандированы интеллигентами. Не только коммунизм (многие рыцари которого, как известно, были и евреями) и подобные ему идеологии, но даже нацизм, хотя и антиеврейский: его подъем происходил не только в драках люмпенов на улице, но и в университетских стенах. И сегодня тоже основные очаги антиизраильских настроений находятся в стенах западных университетов, в гораздо большей степени, чем в тамошних коридорах власти.

Но чего у интеллигенции действительно больше среднего – это способности производить идеи и таким образом влиять на мир. Эта способность – великая сила, и потому (как в случае любой силы) на интеллигенции лежит ответственность использовать ее во благо, а не во зло. Производить и пропагандировать идеи, выливающиеся во благо, и изначально исходящие от Б-га, а не те, что в конечном итоге приведут к злу. Воспитать в людях добро, а не науськивать их на насилие, под какими бы то ни было лозунгами, или на прочие грехи. Воспользуется интеллигент силами правильно – будет великим человеком. А если нет – то любой дворник, который исправно выполняет свои обязанности и является хорошим человеком, воистину лучше него.

 В прошлом роль интеллигенции исполняло духовенство, которое часто было единственной грамотной прослойкой населения и считалось носителем знания о Б-ге и Его морали. (И тоже несло огромную ответственность, не всегда используя свои знания и духовно-моральное влияние правильным образом. В христианских странах именно духовенство обычно было главным врагом евреев, выдвигая все обвинения в грехах против своего основателя, кровавые наветы и т. д. Тогда как короли часто покровительствовали, пусть и по своим корыстным мотивам.)

А произошло большинство ведущих религий, как известно, от иудаизма. Таким образом, евреи являются изначальной мировой интеллигенцией, духовной аристократией, от которой произошли все остальные ее типы и ветви. И в наше время тоже еврейство и интеллигентность в очень многих случаях совпадают.

Всем пример

Теперь возьмем политическую элиту. В наше время правители, как и большая доля политиков на других уровнях, избираются и потому считаются «народными избранниками». (Даже в сравнительно авторитарных странах правитель обычно пользуется поддержкой значительной доли населения, а то и большинства, и любит подчеркивать, что его тоже избрали.)

Итак, президент – «избранный». Это значит – лучший? Самый нравственный? Конечно, нет. Уж на практике точно, какую страну ни возьми, это всем известно.

А в теории он должен быть лучшим? Отчасти – да. В том смысле, что, являясь лидером, он должен вести за собой, в том числе и подавая пример. Поэтому даже те грехи и пороки, которые в нееврейском мире считаются делом житейским и простительным, при обнаружении у лидера вызывают скандал.

И в этом с политическими лидерами сравнимы те немногие оставшиеся в мире аристократы. Наверное, самые известные из них – английская королевская семья. Обязанности управлять государством на них не лежит.

Но вместо этого – необходимость подавать всем пример самой своей жизнью. Быть у всех на виду, под постоянным прицелом камер. Невзирая на такое колоссальное давление, постоянно улыбаться, быть любезными со всеми, ездить повсюду и произносить речи. Попробуй хоть что-нибудь сделать или сказать не так – завтра будет во всех газетах. А если обнаружится один из больших пороков, пусть и тех, которыми в нееврейском мире грешат многие, - какой скандал и позор на весь мир! В результате такой истории можно в буквальном смысле погибнуть!

«В чем трагедия королевской семьи?» - спросил как-то один журналист. «В том, что они слишком на нас похожи!» Хотя на словах современные люди верят в равенство и отвергают идею «благородной крови», мол, «разве эти аристократы лучше нас?» - на практике, в глубины души, они ожидают от членов королевской семьи именно этого. Они должны быть лучше, и тогда оправдают свой статус. А если окажутся такими же, как мы, то и зачем они нужны?

В чем преимущество этих людей по сравнению с другими? Опять же, в возможностях позитивно воздействовать. Все глаза устремлены на тебя – так подай хороший пример, другие могут ему последовать.

А какой народ больше других пользуется таким повышенным к себе вниманием и становится предметов столь многих слухов и сплетен? Кому не прощается то, что прощается другим? И отдельным представителям народа, и в целом его стране?

Вот тот народ и является «королевской семьей», «избранным».

Кто во всем виноват?

Вернемся к политическим лидерам, обладающим реальной властью. Другая часть их обязанностей – собственно управление государством. Что это значит? Привилегии и право делать, что хотят? Нет, прежде всего – опять же, ответственность. Тяжкое бремя. И все привилегии служат скорее как средства для исполнения обязанностей, чтобы хоть как-то это дело облегчить. Надо ездить по всей стране и по всему миру – так вот хотя бы особый президентский автомобиль и самолет, чтобы не приходилось еще и мотаться слишком много и застревать в очередях – и так времени и сил почти нет.

И если что в стране не так, не важно, почему, то кто виноват? Президент. При нем было вот так плохо. Он отвечает за все.

В чем его преимущество? Опять же, в способности повлиять на всю страну, а иногда и на мир, изменить его. Но при этом – ответственность, надо изменить в лучшую сторону. Повести страну в правильном направлении, добиться процветания. Избегать столкновений с другими странами, и ради всех людей, и ради своего собственного народа, который может пострадать в результате войны, санкций, бойкотов и т. п. А если по каким-то причинам столкновение неизбежно – отстаивать интересы своей страны и минимизировать ущерб для нее. Справишься – назовут великим президентом. Не получится – даже если не по твоей вине, не все от тебя зависит – назовут неудачником.  А если по твоей вине – то и более крепкими словами.

Какое качество необходимо для того, чтобы стать политическим лидером? «Пассионарность». Энергетика. Если присмотреться к работе президента, становится непонятно: кто вообще может такого хотеть? Надо непрерывно работать почти без отдыха и сна, и отвечать за все. По выражению одного журналиста, быть теннисистом, без передышки отбивающим мячи со всех сторон. И посередине арены, под постоянным наблюдением падких на красное словцо комментаторов. Кому это надо?

Тому, кто по своей природе настолько энергичен, что такая работа – не безумный, непосильный стресс, а, напротив, выход для этой энергии. Да, есть такие люди, и обычно они и становятся политиками и лидерами.

Они лучшие? Не обязательно – зависит от того, что они с этой энергией сделают. Как гласит Талмуд (Сукка 52а), «чем более велик человек, тем более велико его дурное начало». Чем больше энергии, тем сильнее она стремится найти выход, и тем больше опасность, что он может оказаться неправильным. Чем больше власти, тем больше соблазнов ей злоупотреблять. Было за последний век много весьма энергичных политиков, и такого наворотили, так изменили мир… Колоссальная энергия и работоспособность – и огромная ответственность.

А какой в мире народ является наиболее энергичным и «пассионарным»? Кому «не сидится»? Кто вечный возмутитель спокойствия, оппозиционер, реформатор, радикал? Кто в целом оказывает «диспропорциональное» влияние на мир? И кто за все отвечает и во всем виноват? Если в кране нет воды, то кто ее выпил?

Вот тот народ и является избранным. Истинным потомком человека, который, открыв для себя Б-га, был готов идти против всего общества и всесильного царя, отстаивая свою правду, и единолично влиять на весь мир.

Если повлияет позитивно, то будет достойным потомком, оправдает свою избранность. А если станет, скажем, большевиком или великим мошенником, то, хотя тоже весьма на мир повлияет, свою избранность, конечно, не оправдает.

Разумеется, не каждый представитель этого народа обладает исключительной энергией, выдающимся умом, склонностями к познаниям и просвещению мира, и находится в центре всеобщего внимания. Ведь и не каждый «народный избранник» непременно добьется выдающихся результатов в политике и изменит свою страну. И не каждый интеллигент обязательно произведет великие идеи, напишет классические книги и просветит народ. И не каждый аристократ произведет хорошее впечатление своими манерами и с честью представит Царя. Но понятно, что во всех этих случаях потенциал намного выше среднего, и на практике тоже очевидно, что в целом «такие они».

Вот в чем заключается избранность.

Кому не нравится идея – пусть сделает так, чтобы в мире перестали говорить о «чрезмерном» влиянии народа, избранность которого он отрицает. О «еврейском заговоре» с позиций уже отчасти вышедшего из моды национализма – или об «израильском лобби», как некоторые современные и весьма продвинутые либералы. Пусть перестанет винить во всем евреев, как винят власть и интеллигенцию, – или в теории любить евреев, но считать, что нет ничего на свете хуже «израильского расизма». Утверждать, что все проблемы в мире сводятся к «еврейскому вопросу» - или к «мирному урегулированию палестино-израильского конфликта» путем самоубийственных уступок Израиля. И пока все это делать не перестали – тем самым только доказывают избранность евреев…

Теги: Еврей, Избранность

Оставить комментарий

67 комментариев

neyana, 09-12-2016 06:18:47

Яаков остался цельным и сумел служить Творцу двумя своими сторонами - Яаков и Исраэль?
Очень благодарна за Ваш блог. Шаббат Шалом!

ответить         Ссылка на комментарий
muchnik, 09-12-2016 09:46:43

Пожалуйста!

ответить         Ссылка на комментарий
aaaa, 09-12-2016 09:01:10

Статья содержит массу мифов. Зачем?

1. Королева Англии - правящая, без нее не может быть сформировано правительство, ее не изберают каждые четыре года, но она правит пожизненно, и передает власть по наследству.

2. "Евреи - священники над всем миром" и "все религии от иудаизма". А как получается, охранник-еврей в Хайфе или посудомойка-еврейка? Наверно, правильнее сказать, евреи сами же и образовали Ислам и Христианство. Но правят миром не все евреи, но "избранные", как и революцию в России сделали не все евреи, а воинствующие.

3. По основной теме статьи: "евреи - это богоизбранный народ". "Евреями" называли другие народы, сами себя так не называли, про себя говорили "Исраэли".
Если евреи избранны Богом, значит, современная практика огиюривания противоречит планам Бога!? Потому что не может нееврей по своему желанию стать "богоизбранным".

ответить         Ссылка на комментарий
muchnik, 09-12-2016 10:03:12

1. Как известно всем, в Англии конституционная монархия, поинтересуйтесь, как это на самом деле устроено, и увидите, что никаких здесь мифов. Если надо, могу расписать.
2. См. предпоследний абзац. Не в буквальном смысле все священники, а наподобие священников, народ в целом. Охранник-еврей тоже принадлежит к семье священников, он в ней родился. И способен обращаться к Б-гу в молитве напрямую, как все евреи. И Б-г напрямую о нем заботится, а не через одного из 70 ангелов. И, будучи в Израиле, он удостаивается тех же чудес и избавлений от врагов, что и величайшие праведники. Один израильский солдат, кстати, - причем делеко не самый храбрый - стоит 1000 арабов, как признали они сами, выдвинув такую цену.
3. Нет, "еврей" от слова иври - "(стоящий на другой) стороне". Так назван в Торе Авраам (Берешит 14:13), потому что весь мир был на одной стороне (идолопоклонство), а Авраам на другой - установив эту самую прямую связь с богом. А Исраэль - это имя было дано Яакову и его потомкам. Так что называли себя и евреями, и исраэли. А когда большинство колен пропали без вести, и осталось одно ведущее Йеуды, то стали называть себя Йеудим, иудеи. И другие народы тоже: Jude, Jew, жид. Так что "евреями", помимо нас самих, называют нас только русские.
Относительно гиюра перечитайте повнимательнее статью, там все написано. Б-г избрал еврейскую душу - состояние близкой связи с Ним. Она передеается либо по наследству, либо может быть обретена гиюром, как прозошло с Авраамом. Как интеллигент или политик может быть "избранным" - если, по своему желанию, добьется нужного состояния/победы на выборах.

ответить         Ссылка на комментарий
aaaa, 09-12-2016 11:19:54

3. В Торе слово "еврей" упомянуто дважды. Исходя из контекста в Берешит 14:13 "евреем" назвал Авраама некий посторонний, в связи с тем, чтобы Авраам затеял карательную операцию в отместку за нападение на его родственника Лота. По контексту Берешит 39:14 видно, что Иосифа назвала "евреем" египтянка в смысле чужого по отношению к нам, египтянам, захватившего наше имущество и командующего нами.
Т.е. остальные народы называли "евреем" захватчиков и бандитов. Это были полудикие племена (разных национальностей) грабителей на территории современной Турции, изгнанные из цивилизованных городов за злодеяния, их называли "Хабиру" по-вавилонски, т.е. "еврей".

ответить         Ссылка на комментарий
muchnik, 09-12-2016 12:29:20

Ладно, у Вас, похоже, свои комментарии, а у нас свои.

ответить         Ссылка на комментарий
takeiteazy, 09-12-2016 13:49:39

а) Ув.тов. аааа. Про Авраама иври говорит не некий посторонний, а как бэ сам "авторский текст". Читайте: "... и известил Авраама-иври - а тот обитал там-то и там-то - о том, что..." А стала бы Тора называть Авраама "грабитель" или "злодей" вот так вот открыто? Тем более, по Торе, евреи - потомки того самого Авраама-иври.
б) В слове Иври корневая аин, а в слове Хабиру - это Х б/п и р. Не сходится. Кстати, про хабиру - это версия еще одного Иври, Моше Гринберга. Так шо эт самое, мы тут сами внутри раберемся )))
в) В любом случае, даже хабиру - не мешают евреям быть потомками именно Авраама ) хотя, кое-кому, конечно, мешают.

ответить         Ссылка на комментарий
aaaa, 09-12-2016 14:09:53

а) А кто "автор", который рассказывает об Абруме? "Еврей" - это не название народа, но название профессии. Тора, говоря об Абруме как о "еврее", подразумевает, что он собрал банду и пошел мстить.

ответить         Ссылка на комментарий
takeiteazy, 09-12-2016 14:40:19

Кем ни был Автор текста, согласно тексту иври - так Авраама называет Тора еще до того, как в у него созрело решение отправиться вдогонку. Плюс - действия Авраама описываются в Торе с явной позитивной окраской, потому слово "иври" явно не может носить отрицательного значения.
Кроме того, текст Торы изобилует похожими формами названий именно народа, пример: Эфрон-"хити" (по-нашему, из хеттов).
Так что по тексту видно, что Вы не правы, дорогойвымойчеловек! улыбка

А еще, ааа, у Вас еще б) и в). На них-то у ааа нет никаких абвгдеж?

П.С. Если Вы хотите перейти на спор о том, кто Автор Торы - то это же другая тема совершенно. Т.е. здесь Вы сдаетесь, да? ))

ответить         Ссылка на комментарий
tamirgerber, 11-12-2016 21:19:48

Опять финикийцы?

ответить         Ссылка на комментарий
aaaa, 12-12-2016 01:05:50

б) Буквы заменяются как угодно в семитских диалектах. Например: столицей десяти племен Ханаана была קירת ארבע , а Хабиру ("евреи") "партизанили" т.е. (грабили караваны) в Турции. Позже, оккупировав Ханаан и вырезав жителей, переименовали столицу в חברון от слова קבר , потому что могилы праотцов и праматерей там. Как видно, Айин легко переходит в Куф, а Куф в Хет.
То же с Хабиру в "еврей".

ответить         Ссылка на комментарий
AdikTz, 12-12-2016 12:19:25

Скажите, ув. аааа, а откуда Вы взяли ( и знаете), что именно так всё происходило?

ответить         Ссылка на комментарий
tamirgerber, 12-12-2016 13:52:23

Откуда Вы это всё берёте? Из каких источников?

ответить         Ссылка на комментарий
AdikTz, 12-12-2016 14:34:31

Таки, мы прямо в унисон улыбка

ответить         Ссылка на комментарий
tamirgerber, 12-12-2016 18:32:43

Это естественно!

ответить         Ссылка на комментарий
takeiteazy, 12-12-2016 15:52:13

большая улыбка Извините, ааа, но это бред! )) где у Вас в примере аин перешла в куф? ))))))
Эт во-первых.
Во-вторых, откуда такие сведения? Что город переименован и т.д.?
А в-третьих, хабиру может и грабили караваны в Турции, но то, что это были предки евреев - это Вы пока еще не доказали. Вы же не Моше Гринберг, да? Надеюсь. ;))

Так что не будем пока выдавать желаемое за доказанное )
У вас и пункт б) не доказан, и пункт а) висит тяжелым грузом .. Дааа, ааа, даа...
Скажите честно: Вам хочется, чтобы евреи были потомками разбойников и грабителей, потому что это больше им нынешним подходит? Или еще какие мотивы есть? ))))))

ответить         Ссылка на комментарий
aaaa, 12-12-2016 17:56:26

1. קרית ארבע - это столица Ханаана, построенная даже ранее столицы Египта - Цоана. (коммент Раши на Бемидбар 13:22). Ханаан - Земля десяти племен, где сильнейшее племя - Канаани, поэтому столица у них в קרית ארבע , где находятся допотопные захоронения Царей предыдущей цивилизации, поэтому-то Абрум и всячески извивался захоронить там Сарай. Это древнейшее погребение, задолго известное всем до Абрума и Хабиру.

2. קרית ארבע - это столица Ханаана, но после оккупации и геноцида финикийских племен евреями (по современной оценке), евреи назвали ее חברון , и сделали своей столицей. Позже Давид перенес столицу в Иерусалим, построив свой дворец там (Берешит 23:2; 23:19; 35:27).
ותמת שרה בקרית ארבע הוא חברון בארץ כנען ויבא אברהם לספד לשרה ולבכתה

3. קרית правильнее по-арамейски קרתא - это по-еврейски עיר , а по-аккадски עורו
חברו עברי קבר חברון
Кстати, "Иерусалим" - это שלם , а точнее вавилонский город עורו סלמא
Куф переходит в Хет, Хет переходит в Айн в семитских диалектах арамейского языка.
Вам не кажется ли схожим חברו Хабиру и חברון ?

ответить         Ссылка на комментарий
tamirgerber, 12-12-2016 19:37:34

Ну так и есть, финикийцы всплыли. Источник "современной оценки" укажете?

ответить         Ссылка на комментарий
AdikTz, 12-12-2016 20:18:36

Рэб tamirgerber, я думаю тут, просто, имеет место проявление таких еврейских черт как: дух противоречия и страсть к новизне (новым экстравагантным теориям, чему-то интересненькому). У нас то что- банальная, всем известная история. А тут!... Такая сенсация!... У-а-уу!
Если бы все говорили то, что сейчас говорит "аааа", мне кажется, он говорил бы совсем обратное " какие хабиру, какой переход айина в куф, какие банды кочевников-иври,..." улыбка

ответить         Ссылка на комментарий
aaaa, 12-12-2016 21:30:35

Я предполагаю, что Хабиру (еврей) на их родине, территории современной Турции, и Исмаилиты того времени были внешне ничем не отличимы, и занимались одним ремеслом, грабили конвой товара из Индии в Египет.
Наверно, резкое различие проявилось, когда некая группа выбрала Хабиру (по каким-то своим причинам), дрессируя их и сделав оседлыми. А арабы так и оставались группировками дикарей до Мухаммада.
(По-моему, когда говорят "нееврей", это как похвала) Определенно, наименование "еврей" - не еврейское, а от внешних народов Исраэлитам.
И гер - это нонсенс, невозможно по собственной инициативе стать "богоизбранным". Гиюр - это раввинское изобретение (это по теме статьи).

ответить         Ссылка на комментарий
AdikTz, 12-12-2016 22:01:06

Ув. аааа, я с Вами не могу на эту тему махлойкэствовать. Хорошо, что пришлось писать последнее слово, а то я бы его не выговорил.улыбка
Извините, но я ничего не понимаю, что Вы говорите. У меня Ваша теория в голове не стыкуется с тем, что там (в голове) есть.

ответить         Ссылка на комментарий
tamirgerber, 12-12-2016 22:33:53

Источники приведёте наконец? Или Вы просто болтун?

ответить         Ссылка на комментарий
tamirgerber, 13-12-2016 22:58:06

aaaa, Ваше молчание достаточно красноречиво улыбка

ответить         Ссылка на комментарий
AdikTz, 12-12-2016 22:38:30

Рав Меир, тут вроде бы "невинная" тема поста, а какие интересные теории мы слышим. улыбка А Вы решили, в прошлый раз, про политику написать. Ого, чем могло бы это обернуться. улыбка Комм-ий снабжаю смайликами. Всё говорю с дружественной, радушной улыбкой и благоприятным расположением. (Просто в эл. переписке тяжело передать эмоции и настроение.)

ответить         Ссылка на комментарий
muchnik, 12-12-2016 22:43:34

Да уж, бывает тут весело.улыбка

ответить         Ссылка на комментарий
natur, 13-12-2016 08:09:30

Хм... Буквы, конечно, могут изменяться (друг-друзья-дружба), но меня иногда тянет проверить, на тот ли сайт я зашла подозрительный думает

ответить         Ссылка на комментарий
natur, 13-12-2016 08:10:16

И так и не поняла, при чём тут грабители...

ответить         Ссылка на комментарий
AdikTz, 13-12-2016 09:54:54

Всё, что здесь происходит, как раз и доказывает, что именно на тот. улыбка

ответить         Ссылка на комментарий
natur, 13-12-2016 22:10:23

Ладно, поверю на слово улыбка

ответить         Ссылка на комментарий
tamirgerber, 13-12-2016 23:00:17

Праздничное шоу в палате №6, куда уж веселее да

ответить         Ссылка на комментарий
takeiteazy, 14-12-2016 16:07:28

О! уже становится интересно! )
Ну значт, смотрите, ааа, по пунктам:
1.
1.1. В Хнаане не было одной столицы, как видно из еврейских, египетских и др. источников. Скорее был разрозненный союз разноплеменных городов. Вы не сгущайте краски, пожалуйста.

1.2. קרית ארבע - это ивритское, не аккадский или арами. А у нас нет свидетельств, что иврит был на територрии Хнааана до прихода туда еврейских племен, тем более у племени хеттов (см. ниже) невинный Так что нельзя сказать точно, как произносилось название этого города до прихода туда евреев.
קרית ארבע? Как это по-хеттски? У Вас есть источник? У Вас нет источников. У нас у всех пока их нет. Ищите. )))
1.3. У Вас не сошлось. Вы приводите Тору в качестве исторического источника? Тогда должны сказать, что Хеврон - это поселение хеттов. Поле Махпела принадлежало именно хеттам, и именно с ними Авраам вел переговоры.
И это никак не свидетельствует о его разбойничьем образе жизни, отнюдь! Даже наоборот. да Это действительно древнее место. Но хеттам его известность видимо была не так дорога, как Аврааму, согласно Торе. Не сгущайте. )

2.
2.1. Археологи нашли упоминания о хапиру в вавилонских и аккадских источниках. Они не только разбойничали, разным занимались. Но, поскольку кочевали и всюду были какбэ пришлые, то самое вероятное значение слова - Х-Б-Р - Ha ibr - пришлый, чужак. Например, ha bar - приходить, эмигрировать, переезжать. Если Вы говорите, что хуф переходит в аин, то в иврите это будет ע-ב-ר . Но! Это же отлично вписывается в описанное в Торе: "иври" - пришелец.
Из приведенных вами про куф-аин примеров этого не следует.
Однако, сами хотели или за что боролись - на то и напоролись
Значение "хабиру" = "разбойник" - лишь версия, на основе сопоставления хабиру с шумерским словом, но многими уважаемыми исследователями, известными мне, отвергнутая. Ну кроме Вас, разумеется.... подмигивает

2.2. Подтвержден факт массового наплыва хабиру на эту территорию лет за 300-500 до описываемого в книге Иеошуа. Т.к. в земле не было центральной власти, хабиру могли этим пользоваться. Скорее всего, хабиру смешивались с жившими в Хнаане племенами, иногда завоевывали их поселния или захватывали поля. Иногда их набеги таки продолжались - они таки кочевники.
Следов еврейского присутствия в этот период не обнаружено. А в описании событий завоевания Иеошуа Танах может заимстововать некоторые детали событий прошлого, сохранившиеся на этой земле истории и предания еще с тех времен. Либо евреи использовали ту же успешную тактику, что и хабиру до этого. Факт равенства хабиру и евреев не установлен отсюда.

3.1. קרתא - по еврейски קרית. И все.
Вы также будете удивлены, но в арамите есть такое слово - "ира", или "Ир", аналог ивритского עיר. У них разные смысловые оттенки. Но пока Куф не переходит в аин, покрайней мере не из Вашего примера.
Аааа если переходит - см. пункт 2.1!
3.2. Да, Хеврон - похоже на хабиру. Эта мысль закралась в голову! )) Что сходится с теорией о наплыве хабиру на Хнаан задолго до Иеошуа, и город назывался Хеброн.
А еще Хеврон схоже с "захоронение", "гробница": חברו - קבר
3.3. Столицей евреев был не Хеврон. Если у них и была столица - то скорее это Шило. И то, с натяжкой. Хеврон был "племенной" центр колена Иуды. Из этого племени был Давид, это его опорное, так сказать, колено. Потому, скорее всего, он и назначил Хеврон своей первой столицей.
3.3. Про иевусейский Шалем (Он Иерусалим) - вы никого не удивите! ))) Это не тайна, к нашему разговору отношения не имеет.

ответить         Ссылка на комментарий
takeiteazy, 14-12-2016 17:51:31

И еще. П.С. Конечно, можно сказать, что следов еврейского присутствия земель Кнаан до их завоевания Иеошуа не обнаружжено, а хабиру - обнаружено. Когда примерно первые появляются - вторые исчезают. Однако, из-за того, что многие сходятся на том, что было несколько волн экспансии (хотя расходтся относительно их датировки). Т.о. получается, что была волна 1 - условно назовем ее "волна хабиру" - и волна 2 - условно это волна Иеошуа.

Штука в том, что хабиру (потомки волны 1) реально сосуществовали еще некоторое время с прибывшими уже сюда племенами иври (волна 2).

Резюме. Они таки да могут быть двумя родственными группами семитских племен, но - скорее всего - это разные образования и по-разному и в разных обстоятельствах сложившийся этнос. Мы же все родственники, особенно на Ближнем Востоке ;)

ответить         Ссылка на комментарий
aaaa, 14-12-2016 20:39:50

Мне кажется, вы зря множите сущности. Хабиру - это и есть евреи. Коммент Раши громко превозносит племя Рувена и Шимона при захвате Ханаана, как они жестоко рубили врагов удивительным способом, махом отрубая голову и руку врагов, т.е. перерубая человека напополам. Это говорит о военной подготовке и боевом опыте. Где они приобрели это? Стряпая сырые кирпичи из глины (как нам сейчас говорят раввины)? Очевидно, евреи - это Хабиру.
Схема такая: еврей (и такой же головорез - Исмаили) грабил караван товара. Для этого надо убить охрану. Собрать и отсортировать товар. Перепродать в Ханаане финикийцам. Получив серебро, его надо конвертировать во что-то. Таким образом, Хабиру - это военный, торговец и банкир в одно и то же время.

ответить         Ссылка на комментарий
tamirgerber, 14-12-2016 20:48:44

Это уже напоминает "исторические" реконструкции Фоменко. Докатились.

Похоже, Вы уже отрицаете, что евреи эксплуатировались на стройках в Египте (как нам сейчас говорят раввины, а задолго ло них - Тора, прямо в тексте)?

ответить         Ссылка на комментарий
takeiteazy, 14-12-2016 22:49:35

та не шо вы! Какие хабиру! Какие "одним махом головы рубить" - Вам для этого надо, вначале, принять Тору за реально имевшие место реалии ) А мы с вами благоразумные люди - нивкакуюэтусамую не примем. Или примете? )))))

Схема другая, ааа: сущностей множить не будем, их всего три.
- Хабиру- кочевые казаки-семиты,
- иври - дальние родственники казаков по дедушке, в составе 12 кланов, только что из пустыни,
- и вы. Вы не писатель-фантаст?)

ответить         Ссылка на комментарий
AdikTz, 15-12-2016 11:02:18

Ув. аааа, подскажите на какую гл. и пасук в Йеhошуа комм-й Раши про Реувэна, Шимона, руки, головы.

ответить         Ссылка на комментарий
aaaa, 15-12-2016 23:39:29

(Комментарий Раши на стих) Дварим 33:20 и Диврей-аЙамим 12:8
הרוגיהן היו נכרין, חותכים הראש עם הזרוע במכה אחת
И из колена Гада отделились к Давиду в укрепление, в пустыню мужи доблестные, воинственные, искушенные в войне, владеющие щитом и копьем. И лица их – львиные лица, и подобны они газелям на горах по быстроте.

(Причем Гад считался слабейшим. Это значит, остальные колена были еще страшней. Но современные раввины говорят, что евреи стряпали сырые кирпичи в Египте)

ответить         Ссылка на комментарий
AdikTz, 16-12-2016 12:15:41

аааа, нашёл комм. Раши. У меня, правда, на англ., но смысл тот же. Anyone slain by the Gadites could be readily identified: they used to cut off the head together with the arm in one blow. Только мален. уточнение: колено Гада не было самым слабым (в военн. плане). В коленах Гада и Дана было много воинов (чем они и славились). Это были колена пограничников и спецназовцев, в каком-то смысле.

ответить         Ссылка на комментарий
aaaa, 16-12-2016 13:31:31

Гад считался слабым (коммент Раши на Дварим 33:18)
אלו חמשה שבטים שבירך באחרונה זבולן גד דן נפתלי ואשר כפל שמותיהם לחזקם ולהגבירם, לפי שהיו חלשים שבכל השבטים, הם הם שהוליך יוסף לפני פרעה, שנאמר (בראשית מז, ב) ומקצה אחיו לקח חמשה אנשים, לפי שנראים חלשים ולא ישים אותם לו שרי מלחמתו

ответить         Ссылка на комментарий
tamirgerber, 16-12-2016 14:07:59

Эти колена были духовно слабее остальных. Учиться нада, а не фантазировать!

ответить         Ссылка на комментарий
AdikTz, 16-12-2016 14:25:00

Зачем Вы так резко. улыбка

ответить         Ссылка на комментарий
tamirgerber, 16-12-2016 14:41:13

Это,'так сказать, "постоянный клиент". Вы, конечно, заметили, что он игнорирует мои комментарии? Я же не просто так финикийцев вспомнил ещё до того, как он их упомянул ...

ответить         Ссылка на комментарий
AdikTz, 16-12-2016 14:56:19

O. K. Не знал о Вашем знакомстве. улыбка улыбка

ответить         Ссылка на комментарий
AdikTz, 16-12-2016 14:58:36

В Jerusalem скоро будут встречать Шабат. Не буду мешать готовится. Временно замолкаю. улыбка

ответить         Ссылка на комментарий
tamirgerber, 16-12-2016 15:07:15

Мирной Субботы!

ответить         Ссылка на комментарий
AdikTz, 16-12-2016 14:22:10

Это может было до благословения, до заселения Эр.Ис., во времена Египта. улыбка А потом они были как бы буфером между враждебными соседними народами и др. коленами. Воевали, в осн. они. Напр., история военн. похода на север из колена Дана. Когда завоевывали Э.Ис. кол. Гада, Реувена, Менаше шли впереди всех и не один не погиб. Да и приведенные Вами раньше цитаты и брахот колен (Яако. и Моше) показывают особенности кажд. колена.

ответить         Ссылка на комментарий
tamirgerber, 16-12-2016 14:28:56

Евреи эксплуатировались на стройках в Египте. Это не "современные раввины говорят", это написано прямым текстом в Торе.

ответить         Ссылка на комментарий
aaaa, 14-12-2016 12:58:10

Так что "евреями", помимо нас самих, называют нас только русские.

Не совсем так. В английском евреев называют двумя словами:
"Jew" - вероятно называли ювелиров-евреев Амстердама. Не знаю, что появилось от чего раньше, англ. "jewelry" или "Jew".
"Hebrew" - напрямую взято от "Хабиру", по-моему.

ответить         Ссылка на комментарий
tamirgerber, 14-12-2016 20:42:28

1. Гуглим Jew etymology
2. Читаем: "Jew - Origin - Middle English: from Old French juiu, via Latin from Greek Ioudaios, via Aramaic from Hebrew yĕhūḏī, from yĕhūḏāh ‘Judah’ (see Judah).
3. Гуглим Hebrew etymology
4. Читаем: "He·brew - Origin - from Old French Ebreu, via Latin from late Greek Hebraios, from Aramaic ῾iḇray, based on Hebrew ῾iḇrî understood to mean ‘one from the other side (of the river).’"

Может, хватит фантазировать?
Или всё-таки приведёте источники?

ответить         Ссылка на комментарий
tamirgerber, 14-12-2016 21:35:50

Ещё 2 минуты в сети дают следующий прямой ответ на прямой вопрос:

Цитата:
Is there an etymological relation between "Jew" and "jewel"?

None whatsoever.

jewel comes ultimately from the old French joel. The etymology of that word remains unresolved: one opinion links it to the Latin gaudium, from which comes French joie, joy; while another prefers Latin jocare, the root of the French jouer, to play

Jew is linked to the Latin iudæum, a Jew, which in turn comes from the synonymous Greek ioudaios, and before that the Hebrew y'hudi a Jew, itself from y'hudah Judah, the name of a Hebrew patriarch and thus the tribe descended from him.

ответить         Ссылка на комментарий
AdikTz, 15-12-2016 11:04:16

Согласен, что не только русские.

ответить         Ссылка на комментарий
tamirgerber, 19-12-2016 18:40:04

AdikTz, вы изначально были правы: только русские называют евреев "евреями". Английское Hebrew относится исключительно к языку "иврит", а не к евреям.

ответить         Ссылка на комментарий
AdikTz, 20-12-2016 16:41:59

Правда, можно подискуссировать от какого слова образовалось англ. Jew. От: " עברי " или " יהודה "? Буква "джэй" во мн. языках может читаться как "й". Напр., англ.- Джон; франц.- Жан; польс.- Йан. Да и в английском в обозначении транскрипции она читается- "й". [ j ]. И, потому, Jew теоритически, можно прочитать как: "йев". Ещё слышал, что в испанском есть: " judio " и " (h)ebreo". Хотя я не знаток испанского.

ответить         Ссылка на комментарий
tamirgerber, 20-12-2016 18:18:52

А ещё есть грузинское "эбраули".

ответить         Ссылка на комментарий
tamirgerber, 20-12-2016 18:38:18

Jew никак не может происходить от עברי - как быть с "р"?

ответить         Ссылка на комментарий
AdikTz, 20-12-2016 20:53:09

Подобный вопрос можно задать и по поводу того как совместить jew и Иуда (иудей). Где "д" ?

ответить         Ссылка на комментарий
AdikTz, 20-12-2016 20:56:10

Тем более это же не иврит, где должны быть 3 коренные буквы по правилам грамматики иврита. Да и то далеко не во всех случаях 3-и кор. буквы бывает.

ответить         Ссылка на комментарий
AdikTz, 09-12-2016 15:17:31

" ... ожидают от членов королевс. семьи именно этого. Они дол. быть лучше, и тогда оправдывают свой статус. А если окажутся такими же, как мы, то и зачем они нужны?"
" Опять же, в возможностях позитивно воздействовать. Все глаза устремлены на тебя- так подай хороший пример, другие могут ему последовать."
" ... и становятся политиками и лидерами. Они лучшие? Не обязательно- зависит от того, что они с этой энергией сделают". Excellent! Great!
P.S. Классный пост (статья). Надо показать некоторым "полуантисемитским" друзьям, задающим такие же вопросы об избранности и евр. расизме улыбка

ответить         Ссылка на комментарий
muchnik, 09-12-2016 15:29:18

Спасибо!

ответить         Ссылка на комментарий
AdikTz, 09-12-2016 15:20:51

Рав Меир, а где Ваша хорошая "фишка"- фраза или пара слов на иврите в русс. транслитерации, выделенная курсивом?

ответить         Ссылка на комментарий
AdikTz, 09-12-2016 15:21:32

улыбка

ответить         Ссылка на комментарий
AdikTz, 09-12-2016 15:23:54

Шабат Шалом. Гут Шабэс. NETCAT_SMILE_SVECHI NETCAT_SMILE_BOKAL

ответить         Ссылка на комментарий
dima1970, 10-12-2016 16:48:57

Уважаемый рав, прекрасная статья. Мне кажется, что харедим все равно в большем выигрыше (пишу эти слова как обычный верующий человек светской профессии). Ведь одна из функций Торы - быть инструментом для связи с Б-гом. Примерно как мобильный телефон. Многие слышат дыхание на том конце трубки, немногие слышат "Алло" и лишь немногие из немногих - "Я вас слушаю, говорите". Каждый еврей рождается с такого рода мобильником, но зарядить его можно только изучением Торы. Поэтому молитва в трубку разряженного телефона - смешна, а при полной зарядке - будет услышана.

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 13-12-2016 21:15:05

Гут.

ответить         Ссылка на комментарий
Oleg116RUS, 15-12-2016 10:36:30

Полагаю, что избранность евреев в том, что евреи шерпы - носильщики мудрости то бишь Торы для Бога. Бог это духовная не материальная сущность, но воплощаясь через образ Машиаха, через Машиаха, Бог начиная существование с нуля, даже с минуса, ведь сперва глина потом дух, Бог видит находит евреев то бишь шерпов и понимают что они несут его мудрость, то есть Тору. И начинает в состоянии Человек раскрывать в себе человеке в глине Бога. Через тот дух, настрой ение которое даёт мудрому Тора.

ответить         Ссылка на комментарий
AdikTz, 15-12-2016 22:26:47

Oleg116RUS, кто такие шерпы?

ответить         Ссылка на комментарий
Oleg116RUS, 16-12-2016 15:26:18

Отвечу не заглядывая в Википедию, и для того чтобы проверить себя насколько помню, понимаю и для того чтобы преодолеть страх перед возможной насмешкой за те ошибки которые я наверное и как всякий человек может совершить (мы все учились по немогу...) Шерпы, это народность горная, где Джамолунга, богатые англичане уходя в горы прежде всего для разведки для предстоящих военных походов нанимали чтобы те несли груз, любой обременяющий груз кроме личного оружия. Со временем шерпами начали называть тех кто по найму несёт груз альпинистов, или отдельного альпиниста, хотя мне неизвестны случаи когда человек уходящий в одиночное плавание, то бишь в горный поход на вершины, в том числе неизведанные брал с собою таких помощников. это не по понятием, не по совести, если я иду на вершину непокорённую, то я иду один. то есть шерпы, для меня лично, это носильщики у альпинистов, идущие до определённой точке согласно прежде сделанной устной или письменной договорённости на обговорённых условиях за плату.

ответить         Ссылка на комментарий
Оставить комментарий