Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch

Рекомендуем:

Глава Мишпатим

Рав Бенцион Зильбер

Правда и вера

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Зачем Всевышнему нужен человек, который сделал свой выбор и решил не соблюдать заповеди?

Отвечает Рав Эльяким Залкинд

Письменная традиция дана нашему народу в готовом виде на горе Синай. А что известно об устной традиции?

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»

Что иудаизм говорит о существовании внеземных цивилизаций?

Отвечает Рав Меир Мучник

Мойше Штейнберг

Домик в пустыне

Разговоры и размышления о самоощущениях русского еврея до и после кирува. В литературной, но национальной форме. О вопросах совершенно частных и о глобально общественных

Все записи автора списком

Тот самый против капли и звезды

04 сентября 2014, 04:18

Отложить Отложено

Соединение №3

К сожалению, так вышло, что я задержался с продолжением. У кого-то мысли - скакуны. У меня - улитки. Прошу за это прощения, но все-таки мы движемся. Слава Б-гу! 

Поведение Мордехая, такое решительное и бескомпромиссное, вызывало едкие вопросы. У кого из напуганных современников не проскакивал упрек: Аман – гордец, а ты-то сам покорнее?! Без всякой агрессии отвечает за него Талмуд: если это на самом деле необходимо для служения Б-гу, Мордехай был готов быть перемолотым в фарш да в пудру, и не только врагами, но и родными братьями.

Привести доказательства? Пользуйтесь, пожалуйста, старым правилом: помня, кто был его друг, узнаем наверняка, каким было подлинное лицо героя нашего исследования.

Царица Эстер была ему другом и партнером. И если Талмуд характеризует Мордехая, как человека способного на полное самоуничижение, в порошок, в прах и пепел, ради достижения близости с Б-гом, то Эстер подкрепляет такую характеристику своей личностью. Ее скромность, самодисциплина и, в особенности, ее преданное и бережное отношение к тайне,  идеально соответствуют значению ее имени – сокрытая, этакая царица-невидимка.

Свет ее спасительной власти проявляется неожиданно и мощно в самый темный и безнадежный момент. Она подобна утренней звезде, айелет ашахар, которая долго прячется за спиной ночи. А когда уже уходит на покой луна и пропадают ее коллеги, ночные звезды, и становится совсем холодно и страшно от темноты, вдруг вспыхивает она, и так ярко! Вдруг проясняется, и упрощается мир. Детям малым очевидно – скоро взойдет настоящее солнце!  

Показательное противостояние Мордехая и Эстер с Аманом было победной контратакой скромности и сдержанности на гордость и честолюбие. Такое непременно случается, наши побеждают!

Для тех, кто не устал, еще намек. Имя Аман можно рассматривать как сочетание двух арамейских слов: а (הא) – тот самый, и ман (מאן) – кто, что. Недаром во многих языках так звучит название всего человеческого рода. Чтобы уничтожить Амана, надо хорошо понимать, кто он есть, что является его стержнем. А указателем для решения этой задачи служит его собственное имя (или одно из имен)  – то есть, он СВЕРХЧЕЛОВЕК, он сама человеческая сущность. Точнее, он так думает.

Между прочим, простейшая гематрия Амалека – рам (רם). Что означает – возвышенный. В главе Экев и в главе Шофтим, и в других местах использует это слово Тора для упреждения болезни гордостью. А ман, "а человек", как протянула бы моя покойная бабушка на "чистом" идише, страдает самой уродливой стадией заносчивости. Успешный удар по его амбициям может сломать ему хребет. Что и происходит, когда непокорность Мордехая раз за разом лупит что есть силы по имиджу Амана, заставляя того терпеть и сдерживать себя, а ведь для гордеца нет переживания разрушительнее.

Игра слов, может быть, но обратное звучание – мар (מר) не только созвучно имени Мордехая, но и несет собственный урок. С одной стороны, означает "горечь" или (реже) "капля". С другой – господство и право на владение: господин Мордехай – мар Мордехай. Не надо патентованных моралистов, чтобы представить себе взаимосвязь этих идей. Ведь тот, кто понимает, что является не более, чем каплей в море истории отношений человечества и Творца, кому горько от бед и испытаний и кто сочувствует чужой боли, как своей собственной, именно он достигнет подлинного величия, честно заслужив почетных званий "мар" и "рам" одновременно.

Пришло время вернуться обратно.

Мы позволили себе рассмотреть борьбу спасителей еврейского народа с нашим злейшим врагом как схватку полярных человеческих качеств: высокомерие против скромности. Ну что ж, победило сильнейшее. Но ведь имело место намерение перенести понимание Пурима на другой конфликт – на удивительное сравнение М Р и Амана.

 

очень надеюсь, что завтра продвинемся дальше.

 

 

Теги не заданы

Нравится!
Поделиться ссылкой:
Оставить комментарий

4 комментария

jenja, 05-09-2014 12:36:20

Уважаемый рав Мойше! Пока ещё соединения существуют по отдельности. Поэтому трудно написать какой-то вопрос. И даже комментарий. Но знайте, пожалуйста, что Вас читают и ждут продолжения. Спасибо. Шаббат Шалом!

ответить         Ссылка на комментарий
mshteinberg, 05-09-2014 13:17:25

если честно, то я ни при каких обстоятельствах не представляю как смог бы сам реагировать настолько прилюдно по многим поводам и причинам. так что вполне понимаю когда не реагируется.
если кто-то хочет более дискретно, можно написать об этом мне напрямую. mshteinberg@yahoo.com

ответить         Ссылка на комментарий
jenja, 05-09-2014 12:38:37

И спасибо за Ваш вебинар. И раву Зееву за остальные вебинары. Всем Шаббат Шалом!

ответить         Ссылка на комментарий
mshteinberg, 05-09-2014 12:57:50

спасибо за все вместе и за каждое доброе слово по отдельности. Если успеется, добавлю еще пару строк сегодня. Шаббат Шалом.

ответить         Ссылка на комментарий
Оставить комментарий