Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Мойше Штейнберг

Разговоры и размышления о самоощущениях русского еврея до и после кирува. В литературной, но национальной форме. О вопросах совершенно частных и о глобально общественных

Все записи автора списком

Хорошо сидим или Попытка понять

10 октября 2013, 13:57

Отложить Отложено

תהלים קמ"ה

…עֵינֵי כֹל אֵלֶיךָ יְשַׂבֵּרוּ וְאַתָּה נוֹתֵן לָהֶם אֶת אָכְלָם בְּעִתּוֹ

פּוֹתֵחַ אֶת יָדֶךָ וּמַשְׂבִּיעַ לְכָל חַי רָצוֹן

צַדִּיק יְהוָה בְּכָל דְּרָכָיו וְחָסִיד בְּכָל מַעֲשָׂיו

קָרוֹב יְהוָה לְכָל קֹרְאָיו לְכֹל אֲשֶׁר יִקְרָאֻהוּ בֶאֱמֶת

רְצוֹן יְרֵאָיו יַעֲשֶׂה וְאֶת שַׁוְעָתָם יִשְׁמַע וְיוֹשִׁיעֵם

שׁוֹמֵר יְהוָה אֶת כָּל אֹהֲבָיו וְאֵת כָּל הָרְשָׁעִים יַשְׁמִיד

תְּהִלַּת יְהוָה יְדַבֶּר פִּי וִיבָרֵךְ כָּל בָּשָׂר שֵׁם קָדְשׁוֹ לְעוֹלָם וָעֶד

… Глаза всех творений к Тебе обращены, и Ты даешь им пищу, каждому в свой срок

Приоткрываешь свою ладонь, и удовлетворяешь желания всего живого

Справедлив Г-сподь во всех его путях, и милостив во всех его действиях

Близок Г-сподь ко всем, кто зовет его, к тем, кто призывает его на самом деле

Желания страшащихся его исполнит и их молитву о спасении услышит и избавит от бед

Бережет Г-сподь всех, кто любит его. А всех злодеев уничтожит

Слава Б-гу !…

Псалом 145

Тут, конечно, совсем не все переведено и совсем не все приведено. Недостающее постараюсь пересказать своими словами. Но сперва позволю себе добавить пару фраз…

Удобно было бы и грамотно подвесить себя на высокое, крепкое дерево. Такое как Шульхан Арух или Радак с Раши. С ними не упадешь больно и не пропадешь куда-то. А если вдруг и останешься висеть непопулярным и невостребованным, так и не досадно — разве видал кто-нибудь, чтобы вниз по Доске Почета скользили слезы?! Висишь себе в компании отличных имен, весь из себя такой виртуальный, ну просто духовный…

Однако хочется говорить с вами, уважаемые читатели, не по-научному, а по-соседски. Хотя, с другой стороны, и не по-холопски. А посему если в конце и понадобятся примечания и сноски, мы их вместе с вами в комментарии и поместим. С Б-жьей помощью.

Теперь к делу.

Наш самый главный Давид — Поэт, Мудрец и Царь смог обнаружить справедливость путей Б-га. Но как? Ведь по его собственным словам абсолютно все живое обращается к Творцу с молитвой о пропитании. И Он кормит, отвечая на просьбы, поддерживает существование всего и всех, включая последних подлецов и первых негодяев. Где справедливость?! А потом, кажется очевидным, что подходы справедливый и милостивый разнятся в корне. Тогда как же можно одновременно, в одной строке восхвалять Б-га за такие отличные друг от друга проявления его Провидения?

Шутили уже до меня, и по поводу несравненно более значимых авторов, что опасно задавать слишком много вопросов подряд — люди могут удовлетвориться вопросами, и никогда не узнать запоздавших ответов.

Я перехожу к тому, что мне действительно кажется важным. Прочитайте, пожалуйста, внимательно приведенный выше отрывок.

Автор Псалма делится с нами — три категории людей живут на свете: те, кто боится, другие, которые любят, и последние, которых ждет плохой конец и называются злодеями. Кто они? Точнее, какие они?

Страшащиеся активны. Они хотят, они полны желаниями. По меньшей мере двумя. Первым — как все, и так же, как и для всех, для них приоткрывается Рука Небес и вроде бы желание удовлетворено, они стали как все. То есть нормальны, настолько нормальны, что все естественное становится не безобразным, и человеческие хищники обыкновенны и не так уж отвратительны, и наверняка пригодны для социальных контактов. Но что-то пугает. Обычно, это случается вдруг. Страшащимся становится страшно. И вот теперь они хотят еще. Они хотят обратного. Хищники здесь ведут себя естественно (хищники довольно часто очень естественны и пластичны), хищники требуют мяса. И от ужаса и осознания проистекает молитва. Ее слушают, ее слышат. И приходит избавление. Ну, Слава Б-гу. Но полная ли это слава Б-гу?..

Любящие… Они как будто не свободны. Их так берегут! Они почти никак не могут ошибиться и действуют с минимальной погрешностью. Так что говорится о них коротко. А что, собственно, тянуть да раскачиваться?!

Может быть, сейчас все готово для совершенного восхваления Б-га? Нет. Сыровато.

Не хватает перца — что же с теми, кто став нормальными, не устрашился, а стал как хищник? Или даже стал просто — хищник? Если полный злодей, тогда — уничтожит.

И вот, теперь картина совершенна, можно славить! Но как же это возможно, славить Творца на такой горькой ноте, ноте разрушения?! Диссонанс, не наша музыка.

Давайте вернемся.

Он, Всевышний и Всеблагий, открывает источник добра и радости абсолютно для всех. Он предлагает пути и инструменты. Стелит их под ноги и вкладывает в руки. Это настолько справедливо, насколько и щедро, и если мне не дано петь, то ведь как много я могу другого!

В дороге обязательно надо руководствоваться правилами передвижения, к примеру, не плыть, где надо ехать, не стоять, когда от тебя ждут решительного шага. Дорога широка, полос миллион. Всем есть место, и лихачам, и тихоходам, нарушителям правил, и педантам. Здесь Царство Справедливости. И на поверхностный взгляд, всегда так же, как за следованием правилам должно быть достижение цели, так и за нарушением ожидаемо соответствующее наказание. Но не так просто. За этим царством спрятано его отражение — Царство Милости и Доброты. Это область поступков, а не просто действий. Поступков непостижимо щедрых, достойных прежде всех прочих называться маасей А шем, тем более, что любая поддержка теперь, после греха, выглядит актом, по меньшей мере, сомнительным. В этом Царстве начинается жизнь человека. В нем она и продолжается. В нем милостиво приостанавливается применение строгих правил и, минуя их, все яснее обнаруживается подлинный смысл Творения, и даже преступники, и случайный и злостный, именно так, с помощью хеседа, продолжат свое существование, и именно из этого сосуда праведники черпают силы не грешить.

Они вместе, эти царства, одно за другим. Так в одной строчке: «Справедлив Госп-одь во всех его путях», и там же — «И милостив во всех его действиях».

И может быть, дело с начальными вопросами обстоит так:

… Глаза всех творений к Тебе обращены, и Ты даешь им пищу, каждому в свой срок. Приоткрываешь свою ладонь, и удовлетворяешь желания всего живого

и вправду, желания всех абсолютно. Но тогда как же «Справедлив Г-сподь во всех его путях»?

да потому что «Милостив во всех его действиях». Потому что тому, кто просит, справедливо дать.

ведь так и сказано: «Близок Г-сподь ко всем, кто зовет его». Он, Всевышний и Всеблагий, милостив, ведь все живое зовет его, обращается к нему. Как же не быть милостивым?! Ведь просят же?! Однозначно, это справедливо. А как же со злостными, с рецидивистами как же?!

— тут все-таки обнаруживается критическая разница в подходе: «Те, кто призывает его на самом деле», выделятся из всех и назовутся страшащимися его, баалей тшува.

— и по отношению к ним «Желания страшащихся его исполнит и их молитву о спасении услышит и избавит от бед», которые, между прочим, сами на себя накликали.

Надо сказать, к слову, что когда идет речь о «на самом деле», об истине, которая эмет, то это уже не скромная просьба о милостыне. Не будет преувеличением сказать, что здесь обнаруживается откровенный намек и надежда на высшую справедливость, называемою «милосердием» — рахамим на языке Торы. Похоже, что этом стихе разговор идет не о сотрудничестве и обоюдной терпимости двух Царств, а уже о значительно более тонком и высоком соединении. Рахамим — понятие, существующее во множественном числе. Две любви, требовательная и нежная, объединены в одно новое и подлинное качество — третье Царство в нашей локальной терминологии. В нем мы все собраны вместе, возможно, только теперь создавая своим единением четвертую категорию — человечество.

— и хотя так важно было подчеркнуть, что, как выше сказано, искренне раскаявшиеся начинают жизнь заново, не менее важно остается напомнить, что все так же «Бережет Г-сподь всех, кто любит его». К счастью, их становится все больше, любящих. Много работы!

— И посреди милосердия раздается последнее предупреждение: в конце концов «Всех злодеев уничтожит». На этот раз уже ушам не больно. Столько раз переносившееся торжество над злом, восстановление и установление справедливости, приходит сейчас вовремя и просто.

— И тут долгожданный финиш: «Слава Б-гу !… «

Да. Слава Б-гу!

Теги не заданы