Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Яков Миттельман

Представим, как это было

Все записи автора списком

Четыре в одном или почему я выбрал керамику.

Отложить Отложено

Я влюбился в керамику мгновенно, как только увидел работы студентов академии, когда после армии пришёл выбирать факультет для поступления. Ещё абсолютно не понимая природу фантазии и не представляя, как это могут делать человеческие руки (единственным представлением о керамике как у многих были греческие вазы из учебника истории, да глиняные горшки на заборах деревни), я почувствовал каждой клеточкой моей творческой натуры что керамика — моё призвание! Вот и сегодня, несмотря на то, что пока у меня нет возможности творить в этой области объёмно пространственного искусства, я продолжаю мыслить и создавать свою керамику на уровне эскизов. У меня даже есть название этому процессу — «профессиональный зуд», который время от времени не даёт покоя. А как иначе, если прикоснулся к процессу создания из ничего из земли чего-то пусть не живого реально нового! Мы все сегодня образованные и можем иметь своё мнение обо всём гугл нам в помощь не будучи специалистами, поэтому я просто поделюсь с вами, а вы со мной, пониманием что же такое керамика сегодня. С вашего позволения я начну первым.

«Четыре в одном» — такое понятие керамики я давал своим ученикам, если взять за основу существования четыре вида передачи творческой мысли, образа или идеи: 1) цветом, назовём это «живопись», 2) рисунком, назовём это «графика», 3) объёмом, назовём это «скульптурой» и 4) предметным окружением, назовём это «дизайн».

Теперь по порядку, что же я имею ввиду. 1) Поскольку изделия из керамики покрываются цветными глазурями (измельчённой стекловидной массой, сваренной или смолотой с оксидом одного или нескольких металлов, дающих цвет при обжиге), цветными глинами — ангобами (масса того же материала из которого сделано изделие, смешанная с цветным пигментом на основе оксида одного или нескольких металлов, дающих цвет при обжиге) или расписываются цветными солями (водный раствор соли одного или нескольких металлов, дающих цвет при обжиге), то это своего рода «живопись», а значит художник керамист (кроме знаний химии о красящих металлах) должен обладать всеми знаниями о законах цветообразования и умением живописца.

Как-то заумно и скучно получилось у меня объяснение — даёшь пример!

«Рыба», примерно 30х50 см, шамотная масса на основе белой глины, глазури и ангобы, высокий обжиг.

2) Материал позволяет наносить на изделие любого вида рисунки, причём любым способом, например вдавливанием. (фрагмент изделия из красной глины). И поэтому надо быть прекрасным рисовальщиком/графиком.

3) Иногда с помощью керамических изделий, обожжёных на высокую температуру (а значит становящимися как камень), создаются экстерьерные объёмно пространственные композиции, не уступающие по красоте традиционным скульптурным материалам (бронза, медь, мрамор, камень, дерево). А значит керамист должен обладать умением скульптора — передавать красоту формы с любой точки обзора.

«Женский разговор» примерно высота 1 метр, шамотная масса на основе белой глины, глазури и соли, высокий обжиг.

4) Функциональная вещь — чайник, имеющий оригинальную идею формы, не свойственную его обычному представлению, или скажем — создан новый «дизайн» формы чайника, выполненного в сочитании керамики и меди. Керамист должен обладать ещё и креативным мышлением дизайнера.

Ну и в завершение начала нашего путешествия в понимание керамики, скажу о том, что каждый керамист знает, но молчит — произведение только наполовину может считаться его творением, другая половина — Его творчество! «Магия огня» — так называют это те, кто стесняется признать Его соавторство.

Теги: Керамика, Форма, Огонь