Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если нет правды (в словах) — нет милосердия, а значит, нет веры»Раби Нахман из Бреслава

Разве это объяснишь?

29 декабря 2011, 12:28

Отложить Отложено

Ни минуты не сомневаюсь, что ни вы, ни я  не представляем, какие сокровища может найти Зульпа на дне океанских глубин на обыкновенной помойке…

Да нет, куда нам…

А вот Зульпа, к вашему сведению, прекрасно в этом разбирается. Вот, пожалуйста, восхитительный левый сапог без каблука… Женский. Зульпа прикинула на глаз: не, маловат будет… Но не выбрасывать же! …А вот, к примеру, утюг без ручки и ножки от гладильной доски — тоже замечательная вещь… А вот это что? Погодите, Зульпа нагнулась, — это крышка от шампуня и шланг от пылесоса… У Зульпы нет пылесоса, и не предвидится в ближайшем будущем, да и пылесосить нечего, но разве это может быть достаточно веской причиной, чтобы отказаться от такой редкой находки? Все свои «покупки» Зульпа складывает в большой мешок, найденный ею тут же… неподалёку.

Где прикажете это хранить?

Зульпа кряхтит, охает и оттирает пот, катящийся под обильным Бней-Браковским солнцем. Как её… , ну эта, социальная работница, вот, вроде хороший человек, а не понимает толк в вещах и выкидывает все, с таким трудом приобретённые Зульпой сокровища… На прошлой неделе (тут Зульпа не может удержаться от слёз, настолько режет ей душу это воспоминание), на той неделе выбросила её — Зульпой найденную — пишущую машинку с незнакомыми буквами. Такими прекрасными, непонятными и волшебными, что дух захватывало…

И телефонную трубку выбросила. Разве ей понять? — Зульпа села на ящик и вытерла глаза рукавом, — разве ей понять, что в этой трубке еще много чего можно было услышать… Вот она, Зульпа, прекрасно слышала многие почти забытые ею голоса…

Но разве это объяснишь?

С тех пор, как Зульпа познакомилась с рабанит Батшевой Каневски, кончились её — Зульпины — мытарства и страдания. Мешок со всеми прекрасными вещами Зульпа приносит ей — рабанит — на хранение. Не сказать, что у рабанит Каневски такая уж большая квартира. Так, кот наплакал. Маленькая прихожая, где вечно толкаются всякие люди, которые приходят рассказывать свои цурес, так тесно, что Зульпа со своим мешком с трудом может протиснуться… на кухне тоже места нету, Зульпа проверила — малюсенькая кухонька. Зульпа почти пришла в отчаяние, но рабанит нашла выход.

Нашла угол.

Только внучки рабанит, которые пришли помогать бабушке вымыть пол, возмутились. Выбросить мешок, и дело с концом. Не нашла эта нищенка ничего лучше, чем хранить свои шмончес в бабушкиной квартире?!

— Подождите выбрасывать, — остановила их рабанит, — вот если скоро предстану я перед Б-гом, что я предъявлю? Что я сделала в жизни?.. Вот это смогу предъявить: мешок, что я хранила для этой несчастной…

 

Уважение к человеку, которое выходит далеко-о — далеко за привычные нам представления…

В синагоге рядом с рабанит сидела пожилая женщина. Когда она ненадолго вышла, пришла маленькая девочка и заняла её место. Рабанит сказала ей, что до этого тут сидела пожилая женщина, и она сейчас вернётся и лучше, чтобы девочка нашла себе другое место. Та пересела. И всё — таки рабанит было неловко перед девочкой. С тех пор, рассказывают, всякий раз, когда рабанит встречала эту девочку, то здоровалась с ней, звала сесть рядом с собой или вставала, чтобы найти ей свободное место.

 

Про рабанит Батшева Эстер Каневски заль. можно рассказывать часами, но следующая история не связана с ней, а вспомнилась мне по ассоциации.

 

Рав Абрамский двадцать лет был главой раввинского суда в Лондоне, (вообще-то он был из России, прошёл через лагерь и высылку… Я мечтаю (с разрешения издателя) перевести для блога несколько эпизодов из его необыкновенной по своей пронзительности биографии). Но…

Но я отвлеклась.

Речь идёт о тех годах, когда рав Ихезкель Абрамский переехал в Израиль, был главой ешивы и жил в Иерусалиме.

Однажды он шел по улице, окруженный, как всегда, учениками и детьми, которые искренне и абсолютно были уверены, что рав только для них и выходит…

И идет им навстречу девочка.

…Плачет.

Поравнялась с равом. Рав «берёт» свой преклонный возраст, авторитет, мудрость, жизненный опыт, пошатнувшееся здоровье… — склоняется к девочке и, стараясь, чтобы его произношение было понятно ей — незнакомой с идишем, — и раздельно спрашивает:

— Девочка... Почему.  Ты.  Плачешь?

— Потому что, — всхлипывает та, — Мирьям сказала, что у меня некрасивое платье…

(Ну, что ты поделаешь? Проблема! Многие бы из нас серьёзно к этому отнеслись?).

Рав Абрамски склоняется к ней снова:

— Как тебя зовут?

— Шошана…

— Так вот послушай, Шошана... Скажи Мирьям, что Рав сказал, что твоё имя — красиво, и платье твоё — тоже красиво…

Та внимательно на него посмотрела, улыбнулась, вытерла слёзы и довольная пошла дальше…  *

 

Разве это объяснишь?

 

(* Из воспоминаний

рава И. Якобзона).

 

Теги: Цдака, Щедрость, Мудрецы Торы, Эшет-Хаиль, Между людьми