Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Тора отдаляет человека от материального, молитва приближает его к духовному»Рабби Арье-Лейб из Гур
Рав Мендель Агранович

Обсуждение актуальных вопросов еврейского закона и мировоззрения лицом к лицу

Все записи автора списком

Новым и старым друзьям из Германии...

10 декабря 2014, 17:09

Отложить Отложено

Благодарность является одним из основополагающих качеств человека. Про Первого Человека сказано, что одной из претензий к нему была — его неблагодарность Всевышнему. Ведь он сказал: «Женщина, которую Ты дал мне, дала мне от плода этого дерева». Объясняет Раши: «Здесь он отрицает добро, которое сделал ему Всевышний». В принципе «благодарность» и «согласие» на иврите — одно и то же слово. Т.е. смысл благодарности — согласиться, признать, что тебе сделали добро. Мы обязаны признавать даже добро, «сделанное» неодушевленными предметами. Например, Моше-Рабейну из благодарности к Нилу не превращал его в кровь, это сделал Аарон а-Коэн. Тем более — если добро нам сделал человек, у которого есть свобода выбора: обязанность признать добро, сделанное им, многократно увеличивается. Рав Шимон а-Коэн Шкопф, великий рош-йешива в Гродно в своей философской статье утверждал, что смысл сотворения человека и причина его обязанности выполнять Тору и заповеди — в благодарности Всевышнему.

Поэтому на нас лежит приятная обязанность поблагодарить, признать добро, которое сделали нам гостеприимные евреи Германии. Везде, куда бы мы ни приезжали, мы чувствовали себя среди родных, добрых, радушных людей, которые принимали нас как собственных братьев. К нам относились с огромным вниманием и чуткостью.

И поэтому мы благодарим общину города Дюссельдорфа и лично главу общины Одеда Горвица и его супругу Таню Рубинштейн за теплый прием, раввина Бенциона Каплана, раввина Михаила Когана, шеф-повара Алика и кока Володю, охранника Мишу и координатора Инессу. А также всех членов общины, активно участвовавших в лекциях с корабля на бал 23.11 и 24.11.

Общину города Фленсбурга и лично Елену Суслович и главу общины Елену Соколовскую, а также реб Йосефа и Марину, Вадима и всех членов общины, создавших нам настоящую домашнюю атмосферу.

Общину города Киля и лично Викторию Ладыженскую, секретаря Александру Кац за организацию, Юру Каца — за внимательность, поваров Наташу и Софу за необыкновенную чуткость, реб Натана — за прием, размещение и беспокойство в такое позднее время. А также всех членов общины — за активность и интересные вопросы во время лекции.

Общину города Оснабрюк и лично раввина Авраама-Ицхака Радбиля, главу общины Михаэля Гринберга, хаусмастера Лёню Шамеса, хазана Баруха и замечательных веселых поваров Тильду и Володю, а также всю общину за невероятно теплый и плодотворный шабат, проведенный на земле Германии, который произвел на нас очень сильное впечатление в музыкальном, кулинарном и познавательном в Торе планах.

Общину Берлина и Нехаму и Йону Райко за прием и организацию, Яира Иванова и его жену Одею за то, что приняли нас как родных братьев, и за продолжение старой дружбы, а также Сендера за помощь в аренде машины, без которой все наше турне в 2365 км. не могло бы состояться. И всех участников мужских и женских уроков, поразивших нас своей эрудицией и острым умом. Их вопросы и замечания были поистине достойны авторства настоящих тальмидэй-хахамим.

Общину города Вольфсбурга и лично Тову Херэти, принимавшую нас как родных братьев. Ее горячие обеды в холодные дни согрели нам душу. Благодаря ей мы смогли много посмотреть, снять ролик для блога и почувствовать огромный духовный смысл нашей поездки. А также слушателей наших лекций, их юмор и обаяние надолго останется в нашей памяти.

Общину Ганновера и лично Аркадия Давыдовича, секретаря Женю за прекрасно продуманную логистику нашего приема, четкость и идеальный порядок. А также всех членов общины за искренний интерес к нашим лекциям.

Также хотелось бы поблагодарить рава Шауля Некрича за консультации и советы по многим вопросам.

И, конечно же, мы признательны и благодарны Марку и Иннессе Гольдман за общую координацию проекта, спокойствие, терпение и поистине родительское внимание, логистику, связь, поздние приемы и ранние подъемы. Все бремя организации на местах, координации всех общин легло на них.

Многие из всех перечисленных наших новых и старых друзей говорили, что «на нашем месте так бы поступил каждый».

Ответим им словами Торы.

Однажды от рош-йешива «Мир» рава Ицхака Эзрахи мы слышали следующую идею, которую он, в свою очередь, слышал от своего тестя рава Хаима Шмулевича, благословенна память праведника. Известный факт, что Шем и Йефет покрыли наготу Ноаха, взяв вдвоем одежду. Наши мудрецы говорят, что благодаря этой заслуге потомки Шема получили заповедь цицит, а потомки Йефета — право быть похороненными в саване. Задают вопрос: в чем различие? Понятно, что оба получили награду «одеждой», только один — при жизни, а другой — после смерти. С чем это связано? Отвечает рав Хаим Шмулевич. Шем делал то, что был обязан, со всеми жизненными силами, «вкладываясь» в эту заповедь. А Йефет выполнял ее лишь постольку, поскольку был обязан это сделать, т.е. как мертвый. Отсюда мы видим, что сама обязанность не делает автоматически выполнение живым, искренним, наполненным жизненной силой. Это — выбор самого человека. И поэтому Шем, который выбрал выполнение «с жизнью», получил возможность с помощью одежды обрести вечную жизнь в будущем мире. А Йефет получил лишь возможность достойно уйти из этой жизни в мир иной. И о вашей ситуации можно сказать то же самое: действительно, на вашем месте это были бы обязаны сделать многие, но та жизненная сила, желание и братская любовь, которую вы вложили, придает вашим действиям совершенно другой смысл. Это не просто обязанности, это беспричинная любовь в еврейском народе, которая и приведет нам Избавление в скором времени, как говорят наши мудрецы. Пусть Всевышний воздаст вам безгранично за ваше добро, которое мы почувствовали, и пошлет вам благословение в духовном и материальном, радость и счастье от детей и внуков!

Спасибо!

Мендель Агранович и Моше Копитман

 

 

Теги: Германия