Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

КОНСТРУКТИВНАЯ КРИТИКА ИЛИ ЛАШОН АРА ЛТОЭЛЕТ--I

31 марта 2011, 13:49

Отложить Отложено

 

 

Читатель антикойфер прислал следующий пример:
"я как то тоже прокололся в вузе : мой приятель еврей Саша похвастался ,что имел роман с отличницей-еврейкой Катей (между прочим замужней...). а тут она навстречу. я (уже тогда не одобряющий супружеские измены) скорчил Кате рожу .
-ты чего ? -да ничего ...Саша то у нас Дон Жуан...
Катя стала белой как стена и слиняла...
-ты совсем @@@@@ ? спросил меня Саша.
-да я пошутил (я действительно пошутил...)
-у тебя одно оправдание -шипел Саша : ты не подонок,ты просто кретин..."

 

 

Чтобы правильно оценить эту ситуацию, нам сначала необходимо понять как работают законы лашон ара, когда разговор ведется о неправильном поведение другого человека. 
Можно ли его критиковать, в какой мере и при каких обстоятельствах?  Эта тема называется "лашон ара лтоэлет"--лашон ара для пользы.  Тема эта очень важная.  Очень часто сообщать лашон ара о другом человеке необходимо.  Единственный способ узнать, где проходит граница между запрещенным и дозволенным, и между дозволенным и необходимым--это углубленно изучать законы лашон ара. 

Чтобы сделать обсуждение более интересным, хотелось бы попросить читателей прислать примеры из своей жизни.  Настоящая жизнь гораздо интереснее и многообразнее, чем примеры, которые я мог бы придумать.


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Все проступки в Торе делятся на две категории: 
А)  Бен адам лмаком--между человеком и Б-гом, или используя фразу автора Ховот аЛвавот--те проступки, в которых человек не вредит никому кроме себя.
Б)  Бен адам лхаверо--между человеком и другим человеком, те проступки, где в добавок к повреждению своей души, причиняется вред другому человеку.
 

Законы лашон ара по отношению к тому, кто нарушил запрет Торы, несколько отличаются в зависимости от того, был ли нарушен запрет из категории А (бен адам лмаком) или Б (бен адам лхаверо).  Однако у них есть общий знаменатель. Как всегда, обратимся к словам р. Йоны в Шаарей Тешува, раздел 3, пар. 216  (они являются краеугольным камнем в законах лашон ара):
"Тот, кто произнес лашон ара, совершил двойное (зло): причинил вред и стыд своему ближнему, а также избрал возможность обвинить его, и приговорить его, и злорадствовать над его бедой".

 

С вторым принципом (намерение) все довольно просто.  Когда нужно что-то сказать, следует говорить не из побуждений злорадствa или ненависти, а имея в виду пользу, которую принесут мои слова.   А с первым сложнее.  Что оправдывает причинение вреда другому человеку?  Имею ли я право помочь одному за счет другого? Можно ли "бороться за правду", если из-за этого кто-то пострадает?  Ответ неоднозначый и в нем кроются законы лашон ара лтоэлет. 

 

Однако в определенных случаях Тора разрешает бороться за правду  и помогать одному человеку за счет другого.    В таких случаях, поскольку две обозначенные р. Йоной составляющие (шней диним, как принято говорить в ешивах), из которых состоит лашон ара отсутствует, отрицательная информация о другом человеке перестает быть лашон ара.
 

Теги не заданы