Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как избавиться от злорадства и неприязни

06 марта 2011, 20:02

Отложить Отложено

 

Читательница Miriam спрашивает:
"ДОЛЖЕН работать над собой, пока не избавится от злорадства." - а  как ? Что делать конкретно?
Действительно, очень часто лашон ара происходит от чувства неприязни или даже ненависти к другому человеку.  Как от него избавиться?


Тора говорит нам (Ваикра, 19:17-18),--"Не ненавидь своего брата в сердце своем, упрекни друга своего, не неси греха из-за него.  Не мсти и не держи злобы на сынов народа твoего, и люби друга твоего как самого себя--Я Б-г".     Мне кажется, что в этих псуким кроется ответ на этот вопрос.
 


"Не ненавидь своего брата в седце своем (лo тисна ахиха блвавеха)".


Почему Тора выразила это именно так--"не ненавидь брата"?  Мне кажется, потому что не недолюбливать других иногда очень трудно.  У них есть много недостатков, они неправильно поступили со мной, или с кем-нибудь еще и т.д.   Все это так, но тем не менее, когда дело доходит до наших близких родственников, детей, братьев или сестер, то мы пытаемся закрыть глаза на их недостатки и на их неправильное поведение.  Я понимаю, что, к сожалению, иногда даже между близкими родственниками отношения не складываются.  Однако, каждый нормальный человек понимает, что ситуацию, в которой два брата не ладят друг с другом, иначе как трагической не назовешь, и следует cделать все возможное, чтобы избежать такого положения.


Поэтому Тора говорит--"ло тисна ахиха"--не ненавидь брата своего.  Знай, что все евреи братья, все они дети наших праотцов и дети Б-га!  А раз так, то относиться к братьям нужно по-братски, не радоваться их горю, прощать им и стараться видеть в них только хорошее.


 

"Упрекни друга своего" (комментарий Рамбана).


Очень часто, разлад в отношениях между людьми происходит от недопонимания.  Один человек обиделся на другого, тот не понял, что такого неправильного он сделал, или может быть вообще обидел не подумав.  А теперь видит что его знакомый на него стал косо смотреть и вот они  уже стали бывшими друзьями.  А если бы с самого начала один сказал бы другому,--почему ты меня обидел?  Зачем ты так поступил?--то может быть они бы смогли выяснить отношения и восстановить их.  Возможно, что А неправильно истолковал поведение Б, или может быть Б бы признался перед А, что был неправ. 

 


"Не мсти и не держи злобы на сынов народа твoего, и люби друга своего как самого себя--Я Б-г".  
 

Как можно не мстить и не держать злобу?  Только если выполнять "люби друга своего как самого себя" и понимать что "Я Б-г".  


"Люби друга своего как самого себя"


Эти слова означают (см. комм. Рамбан и Сфорно), что человек должен желать ближнему того же самого, чего он хотел бы для себя.
Хафец Хаим (Шмират аЛашон, Шаар аТвуна, гл. 5) замечает, что каждый человек наверняка хотел бы, чтобы окружающие пытались оправдать его неблаговидные поступки.   И даже если он кого-нибудь случайно или даже умышленно задел, не относились к нему со всей строгостью, a несмотря на все, хотели  бы наладить с ним отношения.  Точно также нужно относиться и к другим.
Поэтому и в этом месте Тора определяет другого человека как друга.  Друзья хотят оставаться в дружеских отношения, ценят свою дружбу и прощают друг другу. 
 

"Я Б-г"


Что означают эти слова?  Ибн Эзра (12-й век, Испания) говорит, что это означает--Я единственный Б-г (элока эхад).  Слово "элока" на иврите означает сила; поэтому Б-г называется "элоким"--Силы, поскольку Он контролирует все силы в мире.   Все исходит от него.  Поэтому, пишет Хафец Хаим (Шмират аЛашон, Шаар Твуна, гл. 6), в конце концов, нечего обижаться на других.  Все что происходит с человеком, происходит свыше, а те, кто причиняют ему боль являются лишь орудием воли Б-га. 

Поэтому, когда царь Давид бежал от своего сына Авшалома, поднявшего бунт, а  Шими бен Гера, родственник предыдущего царя Шауля, осыпал его проклятиями, то царь ответил на предложение своих воинов убить Шими за оскорбление царского достоинства--"Б-г сказал ему прокляни" (Шмуэль 2:16:10).  Царь Давид воспринял оскорбление, как наказание за свои грехи.  Так и нам следует не обращать внимание на обиды. 
(Примечание:  тут я оговорюсь.  Такое поведение свидетельствует oб очень высоком духовном уровне.  Не даром многие авторитеты среди ришоним полагают, что нет обязательства не держать злa за эмоциональный или физический вред.  Это слишком трудно.  Но тем не менее, это идеал к которому нужно стремиться, и осознание этой идеи поможет человеку избавиться от ненависти к другим).
 

Раши же объясняет эти слова--"Я Б-г"--что на Меня можно полагаться. В этом контексте, мне кажется эти слова можно понять так.  Я Б-г который любит тебя несмотря на твои недостатки, так и ты должен любить другого несмотря на его недостатки.  И Я буду относиться к тебе так же, как ты относишься к другим.  Пишет Хафец Хаим (Шмират аЛашон, Шаар аТвуна, гл. 4), что  с какой строгостью будут рассматриваться хорошие и плохие поступки человека, зависит от него самого --то есть от того, как он будет рассматривать поступки других людей.  Поэтому тот, кто не хочет, чтобы Б-г его судил строго и держал на него злобу (а кто этого хочет!)--должен относиться к окружающим без строгости и не держать на них злa.


Итак, чтобы избавиться от чувства злорадства и неприязни нужно делать следующее:
А)  Думать о том, что к другим евреям нужно относиться как к братьям и сестрам
Б)  Пытаться объясниться с человеком, с которым не сложились отношения, если это может улучшить положение.
Ц)  Думать о том, что от того как я отношусь к другим зависит то, как ко мне относится Б-г.  Я хочу чтобы Б-г, да и люди, меня любили несмотря на мои недостатки, и прощали мне мои проступки, а для этого должен точно также относиться к другим.
Д)  Думать о том, что все что мне кто-то сделал, в конце концов, от Б-га.

И думать об этом нужно не один раз, и даже не один раз в день, а постоянно, пока эти мысли не сольются с сознанием человека и он уже будет o них не думать, но чувствовать.  В принципе весь "мусар" работает именно так.  Сначала идет интеллектуальное понимание, а потом, посредством постоянного изучения, повторения и обдумывания, идея становится частью человека.  Это как раз то, что имеет в виду Тора--и будешь знать сегодня, и вставишь в свое сердце (вйодато айом, въашевото эл левавеха).

Надеюсь, это поможет вам.  С своей стороны могу сказать, что мне всегда помогало думать о том, что я тоже не совершенен, и поэтому критично и неприязненно относиться к другим--это напрашиваться на неприятности.

Теги не заданы