Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Даже тот, кто уже заплатил пострадавшему положенное, должен испросить его прощение. Даже тот, кто обидел ближнего только словами, обязан просить, чтобы его извинили»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы об основных принципах Торы 2, 9

Лимуд Зхут — анти-лашон ара.

Отложить Отложено

Читатель Yitz спрашивает:

«Объясните, пожалуйста, что значит “оправдывать поведение других евреев в глазах Б-га”. Б-г ведь знает точно и поступки и мотивы других людей. Что же означает “оправдать” кого-то в Его глазах?

У меня был еще один похожий вопрос, может быть Вы могли бы заодно ответить и на него? Где-то приводится, что человека, который оправдывает поступки других людей (судит их “ле-каф зхут”), Свыше тоже судят “ле-каф зхут”. И мне непонятно: ведь оправдать чей-то поступок, т.е. истолковать его в положительную сторону, можно только тогда, когда мы не знаем точно его мотивы. Так какое отношение это имеет к Небесам, где все точно известно?»

Хафец Хаим пишет (Шмират аЛашон, Шаар аЗхира, гл. 2): «как человек ведет себя в этом мире, так к нему относятся на Небесах. Если он прощает и относится к окружающим с добром и милосердием, то он возбуждает наверху добро по отношению к себе, и из-за него Б-г относится милосердно ко всему миру. И так же он заслуживает того, что к нему Б-г будет относиться с милосердием и простят ему все его грехи, как сказали мудрецы: тот, кто проявляет милосердие к другим, к нему проявляют милосердие с Небес; тот, кто не настаивает на своих правах (маавир ал мидотав), прощают ему его грехи».

Как это понять? Мы знаем, что Б-г не берет взятки, иначе говоря не прощает грех ради доброго дела. За добрые дела человек получает награду, а за грех наказание. Невозможно обменять грехи на мицвот. Поэтому Хафец Хаим здесь совсем не имеет в виду, то что можно быть хорошим человеком, делать добро другим, нарушать законы Торы (например субботу) и в ус не дуть.

Здесь говорится о другом. Поступок человека имеет две составляющие (шней диним, на языке ешив): направление поступка, то есть плохой это поступок или нет, и размер, так сказать, этого поступка. Иначе говоря, плохо это или хорошо, и насколько плохо или хорошо.

Если поступок плохой, то за него полагается наказание. Какое? И когда? Например, разозлился Рабинович на Б-га, сел в машину в субботу и поехал. Что с ним будет? Попадет ли он в аварию, и насколько она будет серьезная? Или может быть, аварию попридержат наверху, чтобы Рабинович пришел домой, раскаялся и тогда вообще ее не будет. То есть, будет дан человеку шанс исправиться или нет? И даже если будет дан шанс, будут ли его сверху подталкивать к тшуве? Я, например, знаю одного человека, у которого сложилась очень непростая жизненная ситуация и он, от злости на Б-га, стал работать таксистом в субботу. Но скоро он заметил, что в субботу почти не зарабатывает. Его все время штрафовала полиция. Он даже знал, что это сверху, хотя прошло время пока он смог преодолеть это испытание (в конце концов он вернулся к Торе).

Один и тот же поступок может быть оценен со всей строгостью, или с снисходительностью. Какая будет оценка и реакция на наши поступки, во многом зависит от нас самих. Мало того, точно также как лашон ара не только возбуждает строгое отношение к тому, кто его произносит, но и к объекту лашон ара, к тому, о котором говорят, так и когда человек оправдывает других, это возбуждает хорошее отношение с Небес не только к нему, но и к другим.

Вс-вышний, как и любой отец, хочет, что мы хорошо относились к его детям и оправдывали их, то есть видели в них как можно больше хорошего. Выражение этого и называется лимуд зхут. Вот несколько примеров:

Лимуд зхут — сегодня

Пришел Рабинович домой. Бросил ботинки у двери. На него налетает жена, — сколько можно, как маленький ребенок, двадцать лет вместе живем, до сих пор не научился туфли на место ставить! Мало того, что домой поздно приходишь и не помогаешь, так еще и соришь!

Правильно поступает жена? Неправильно! Что должен сказать Рабинович сам себе или другим, которые присутствуют при этой сцене? Может сказать правду, — Ира, ты неправа! И вообще, к мужу так не относятся! А может сделать лимуд зхут, — у нее сейчас на работе напряженно, она очень устает, и вообще женщине стыдно, когда дома не убрано, и у нее родители все время друг на друга орали, так она привыкла и т.д. То есть может быть жена и неправа, но ее можно понять и простить, и это ее поведение нe настолько плохо.

Лимуд зхут — во времена Танаха

В книге Шофтим (Судьи), гл. 6 рассказывается, как евреи были порабощены мидьянитянами и Б-г выбрал Гидона, сына Йоаша, чтобы возглавить народ и освоботить его от мидьянитянского ига. Чем Гидон заслужил это? Хафец Хаим (Шмират аЛашон, Шаар аТвуна, гл. 7) цитирует мидраш (Мидраш Танхума, Шофтим) : «говорится в Торе (Дварим, 16:18), — “вШофту эт аам мишпат цедек”, — судите народ справедливо. Сказал р. Йеуда бен р. Шалом, — чтобы склонялись к тому чтобы оправдывать (лимуд зхут) перед Вс-вышним. Откуда мы выучиваем это? Из истории Гидона, в его дни евреям было плохо и Вс-вышний искал кого-нибудь, чтобы просил за них (лимуд зхут), и не мог найти, поскольку (то) поколение было очень бедным в плане мицвот и добрых дел. Когда Гидон просил за них (лимуд зхут), тут же открылся ему ангел, как сказано (Шофтим 6:14) — “явился ему Б-г и сказал ему, иди с этой силой твоей”, — с силой того, что ты делал лимуд зхут на свое поколение».

Идея лимуд зхут — полная противоположность лашон ара. Вспомним еще раз слова р. Йоны — «тот, кто произнес лашон ара, совершил двойное (зло): причинил вред и стыд своему ближнему, а также избрал возможность обвинить его, и приговорить его, и злорадствовать над его бедой». Говоря лашон ара, мы концентрируемся на отрицательном. А лимуд зхут можно определить как выбор возможности оправдать человека и переживать из-за его страданий. Образно говоря, видя перед собой стакан в котором 50% объема заполнено водой, лашон ара — это сказать что стакан наполовину пустой, а лимуд зхут — это сказать что он наполовину полный.

Теги не заданы