Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если услышишь, как один человек говорит про другого, не встревай ни единым словом. Какое тебе дело до этого?! Сдержись и не вмешивайся! Сомкни свои уста, заткни уши, чтобы не слышать, как они поносят друг друга»Сефер Хасидим — Книга Благочестивых

О чем нужно думать Рабиновичу, чтобы избежать ворчливости

26 декабря 2010, 19:02

Отложить Отложено

Сразу оговорюсь, что предложенный вариант лечения от ворчливости основан на моих личных ощущениях и опыте, и поэтому, может быть, кому-то покажется неподходящим.  Но, надеюсь, кому-нибудь он поможет.

 

Противоположность ворчливости и постоянной неудовлетворенности--счастьe.  В чем же состоит еврейское счастье?  Слово счастье (ошер на иврите) происходит от корня ашр (алеф, шин, реш).  Эти три буквы также составляют имя Ашер, имя одного из сыновей Якова. Тора объясняет (Брейшит, 30:13), что когда родился Ашер, Лея сказала,--"бъашри, ки ишруни банот", что в  переводе с иврита (см. комментарии Сфорно и Ибн Эзра) означает "какое счастье мне, и женщины будут считать меня счастливой", и поэтому Лея выбрала имя Ашер..


Почему Лея считала, что ей повезло именно с рождением Ашера? Рамбан (Брейшит, 30:9) объясняет, что праматери (Рахель и Лея) знали, что у Якова будет 12 сыновей, от каждого из которых произойдет отдельное колено, и каждая из них хотела  иметь как можно большую долю в будущем еврейского народа.  Поэтому Лея дает свою служанку Зилпу в жены Якову, чтобы рожденные Зилпой дети тоже относились к ее части еврейского народа. 
Таким образом с рождением Ашера, Лея дает Якову шесть сыновей (четверо своих и двоих приемных), и тем самым выполняет свою долю работы.  Может быть из-за этого Лея видит в рождение Ашера повод для особой радости и ощущает, что она счастлива.  Ведь именно теперь она выполнила свое предназначение в плане Всевышнего.

 

Итак, Ашер, что означает счастливый, назван в честь счастья.  Как это отразилось на его характере и на характере его колена?
У каждого из двенадцати колен были свои особеннocти.  Этот факт проявляется наиболее явным образом в главах "Ваихи" и "Зот аБраха", в которых Яков и Моше-рабейну благословляют каждое из колен в соответствии с его свойствами.  В главе Насо, однако, присутствует еще одно место, несколько неожиданное, в котором подробно описываются черты характера каждого из двенадцати колен.  В этой главе, Мидраш (Мидраш Раба 14:10),  описывая символику жертвоприношений каждого из глав колен во время начала службы в Мишкане, говорит следующее:
 

"Сказал раби Танхума, все шватим (сыновья Якова) были названы в честь (будущего) освобождения (геула) Израиля и в хвалу его.  Ашер был назван в честь освобождения Израиля, как сказано (Млахи 3:12)  "и будут считать вас счастливыми, все народы, потому что будете вы названы желанной землей", и в честь хвалы Израиля, как сказано (Теилим 144:15)  "cчастлив народ которому так пришлось, счастлив народ чей Б-г--аШем".  А счастье евреев в том, что выбрали они аШема, чтобы быть им Б-гом, а Он выбрал их, чтобы быть для него Его народом (ам сгула).  Поэтому, когда пришел Ашер приносить свои жертвы, они символизировали выбор евреев Б-гом".

 

Ашер счастлив, потому что он осознает, что он часть уникального народа с уникальной задачей.  Что его жизнь, в общем, и каждый поступок, в частности, по определению, имеют огромное значение, и что его существование, само по себе, нужно Б-гу.   И это придает ему счастье и чувство удовлетворения жизнью. Зачем ворчать на других, что, мол, не так посмотрели, или чего-то не так сказали.  Все это ничего не изменяет, и никак не уязвляет.  Ашер черпает чувство собственного достоинства из осознания своей личной значимости и долга перед Б-гом, и поэтому на него не влияют превратности судьбы и отношение к нему окружающих его людей.

 

На самом деле, это идея относится не только к нам, но и к любому человеку.  Мне довелось слышать от р. Ашера (совпадение?) Вайса, одного из великих мудрецов Йерусалима, следующее:
Рамбан, в конце паршат Бо, пишет, что "все мицвы важны и любимы Б-гом, потому что исполнением любой из них человек признает Б-га.  И стремление (кавана) всех мицвот, чтоб мы верили в Б-га и признавали его своим Творцом.  И в этом смысл творения, ибо не желает Всевышней в нижнем мире,"--только Рамбан мог сказать такое, отметил р. Вайс,--"ничего кроме того, чтобы человек знал и признавал Б-га, который создал его".
Сам факт, что живя еврейской жизнью,--продолжил р. Вайс,--мы выполняем замысел творения, должен наполнять нас огромной радостью.


Если думать о словах Рамбана и o том, что cкaзaнo в Мидрашe, а не о том, что здесь не так то, а там не так это, то вместо ворчливости и критичности появится хорошее настроение и не захочется говорить лашон ара.

 

Вместо послесловия
 

Раввин русской синагоги города Н-ска закончил урок по недельной главе (паршат Бо) и процитировал вышеупомянутый отрывок из Рамбана.
Рабинович, выходит из синагоги и говорит Боре Когану:
--Жить хорошо! 
--А  жить по-еврейски еще лучше--отвечает Боря. 
--Точно!--заключает дядя Миша.

 

На этой статье мы заканчиваем обсуждение того, что приводит к лашон ара, и в следующий раз будем говорить о самих законах лашон ара.

Теги не заданы