Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Субъективный человек и объективные решения — объяснение по рав Элияу-Элиезеру Десслеру, часть третья

Отложить Отложено

 

В прошлой статье мы процитировали слова рава Деслера, посоветовавшего нам следовать указаниям великих мудрецов, которые посредством постоянного изучения Торы смогли как бы слиться с ней и преодолеть врожденную предвзятость и субъективность, присущую человеку.

Совет, казалось бы, исчерпывающий и однозначный.  Однако, естественно, этот совет не освобождает человека от обязанности работы над собой и уменьшения собственной предвзятости и субъективности. 

Тут можно спросить: а почему и зачем?  Зачем мне самому размышлять, стараться, обдумывать, и после всего этого все равно подозревать, что я где-то что-то недодумал или неправильно оценил.  Гораздо проще следовать словам гдолей Исраэль.  Идея не совсем правильная, a на практике неприменимая.  Действительно, если бы мы могли на каждой жизненной развилке обращаться к Хазон Ишу за советом, то все было бы хорошо. Но беда в том, что нас очень много, а людей, подобных Хазон Ишу – очень мало.  И поэтому, на практике, мы все не можем бегать каждый раз за советом к гдолей Исраэль.

Собственно говоря, проблема это совсем не нова. Она подробно описывается в парашат Итро, где народ хотел непосредственно учиться у Моше-рабейну, но это было невозможно, и поэтому пришлось выстроить иерархию, в которой простой человек прямого контактa с Моше-рабейну не имел.  Так это и в наши дни.  Редко кому удается иметь постоянный контакт с большими талмидей-хахамим, не говоря уже о гдолей Исраэль.  И даже те, которым повезло, тем не менее, не могут надеяться на то, что все их вопросы решит кто-то другой.

Когда же речь идет о баалей-тшува, то все еще и усугубляется тем, что условия и среда обитания баалей-тшува резко отличается от стандартной.  И очень часто выходит так, что указания гдолей Исраэль (за исключением, может быть того, за какую партию голосовать) оказываются не про нас и нe нам. 

Поэтому любому человеку, а бааль-тшува – в особенности, приходится принимать решения, брать на себя ответственность за них и пытаться избавиться от собственной предвзятости и субъективности.  И тут рав Деслер дает нам очень полезный совет.

Рав Деслер утверждает, что в каждом человеке есть чувство правды.  Каждый человек на самом деле знает, когда он сам себе врет.  И хотя ецер ара может сделать из лжи правду, тем не менее, он не может сделать из правды ложь.  То есть человек знает что правда – правда, а ложь считает – тоже правдой.  Но даже тут ложь не является большей правдой, чем настоящая правда.  Поэтому можно понять, где ты кривишь душой.

И здесь мы опять возвращаемся к тому, с чего начали, с работы над своими мидот (качествами характера).  Чувство правды можно в себе воспитывать, а можно и заглушить.  Каждый раз, когда человек поступает честно, разбирается в своей мотивации и мыслях, он усиливает чувство правды.  И наоборот, каждый раз, когда он проявляет малодушие и кривит душой, чувство правды ослабевает.

В следующей статье поговорим о некоторых приемах и методах, которые помогут нам усилить чувство правды и уменьшить субъективность.

Теги: Талмуд, Мусар, Политика, философия, Психология, десслер, взятки, коррупция