Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Большинство людей грешат грабежом, и все в той или иной степени дают волю злоречию.»Вавилонский Талмуд, Бава батра 165

Лашон ара, которую действительно говорить можно. Но не всем и не всегда.

12 июля 2010, 02:36

Отложить Отложено

История первая


Рав русской синагоги города Н-ска сдает дела своему преемнику, который также является его бывшим учеником.  Рассказывая ему подробности о разных людях посещающих синагогу, рав останавливается на нашем знакомом Пинхасе.  Старый рав сообщает новому раву о прошлом Пинхаса, подчеркивая, что он уже давно изменился к лучшему.  
С тех пор, новый рав никогда не спрашивает Пинхаса, чем он занимался в Советском Союзе.

 

История вторая


Сеня Гуревич закончил школу и хочет поступить учиться в ешиву.   Директору школы звонят из ешивы и расспрашивают о Сене.    Директор дает общую рекомендацию, а потом сам наводит справки насчет главы той ешивы, где хочет учиться Сеня.  Получив нужную информацию о рош ешиве, директор звонит ему и сообщает ему о непростой ситуации, сложившейся в Сениной семье.

 

История третья


Ронни (см. http://toldot.ru/blogs/leib/leib_277.html) говорит Надаву о новом ведущем ежедневного урока гемары:  классный парень, вырос в кибуце, потом служил в спецназе, закончил Технион, а потом бросил все это и пошел учиться в ешиву. 

 

Является ли то, что было сказано в этих трех случаях, лашон ара? 
Хафец Хаим (Беер Маим Хаим, гл. 4, примечание 1) рассматривает вопрос допустимости сообщения о неблаговидном прошлом или происхождение другого человека.    Хафец Хаим это разрешает при соблюдение трех условий:
А)  что тот, кто эту информацию сообщает не намеревается тем самым унизить своего ближнего.
Б)  что тот, который эту информацию слушает, не станет из-за этого презирать (даже слегка) того, о кoм говорят.
В) что тот, который эту информацию получает, не станет ее распостранять. 

Эти условия проистекают из двух запрещающих факторов (шней диним на иврите) в лашон ара.  Первое условие необходимо для того чтобы убрать злое намерение (см. http://toldot.ru/blogs/leib/leib_277.html), а остальные условия необходимы для обеспечения отсутствия вреда (см. http://toldot.ru/blogs/leib/leib_303.html) .  A в предыдущем посте (http://toldot.ru/blogs/leib/leib_320.html) в первых двух случаях не было соблюдено третье условие, тогда как в  последнем случае не было соблюдено первое условие.

 

А теперь разберем наши примеры.


В первом случае старый рав не хочет унижать Пинхаса, а наоборот хочет предупредить нового рава о его прошлом, чтобы тот знал как себя вести, чтобы случайно Пинхаса не обидеть.  Намерение самое лучшее.  Кроме того старый рав хорошо знает своего бывшего ученика (нового рава) и поэтому уверен, что он не будет презирать Пинхаса за его прошлое, и еще на всякий случай подчеркивает, что тот уже совсем другой человек.  Наконец-то новый рав человек очень тактичный и умеет держать язык за зубами, поэтому нет опасности, что эти сведения, выплыв на свет, причинят Пинхасу новую боль.

Во втором случае, директор изначальнo ничего скандального о Сене не говорит.  Почему?  Потому что, возможно, Сеня из-за этого будет унижен в глазах человека, который звонит из ешивы.  И даже если это не так, возможно, что этот человек потом нарочно, или ненамеренно, разболтает это другим.   Поэтому, не зная своего собеседника, директор ничего не говорит.   Однако, тем не менее, все-таки лучше, чтобы в ешиве знали о непростой ситуации, в которой оказался один из будущих учеников.  Поэтому директор наводит справке о главе этой ешивы.    Узнав о том, что он человек не болтливый, директор звонит ему и лично ему сообщает нужные сведения.

И наконец-то в последнем случае, Ронни не говорит ничего плохого, по простой причине что в его глазах, и глазах его собеседника, а также общества, в котором они живут, прошлое нового преподавателя Гемары не является чем-то плохим и никак не будет восприниматься как что-то унизительное.

Таким образом, мы видим, что иногда говорить, то что кажется лашон ара можно, при соблюдение трех правил, которых указывает Хафец Хаим.

Однако, как заметили читатели, иногда трудно оценить, соблюдаются ли эти правила, или нет.  И если в своих собственных намерениях человек еще может кое-как разобраться, то как можно быть уверенным в реакции своих собеседников, и в вероятности вреда (или его отсутствия), который может принести дальнейшее распостранение информации, сообщаемой мной другим?

Вопрос очень актуальный, и я постараюсь на него ответить.  Но тем временем, я хочу еще раз подчеркнуть, что сам факт, что человек начинает думать о том, что он говорит, и следить за своими словами, является огромным шагом к правильному выполнению законов чистоты речи.  Самое главное оружие йецер ара, это не давать человеку обращать внимание на свои поступки и не давать ему размышлять о том, куда он идет и зачем.  Это, кстати, в равной мере относится к людям, которые соблюдают мицвот, как и к тем, которые еще их не соблюдают.
Лишь только человек начинает думать:  зачем, почему, что из это выйдет, он уже выходит на правильный путь.
Поэтому, никогда нельзя отчаиваться и думать, что выполнение этой мицвы невозможно.  Это тоже один из приемов йецер ара.  На самом деле это не так.  И чем больше человек будет остерегаться лашон ара, тем легче это будет.  
 

Теги не заданы