Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Тора отдаляет человека от материального, молитва приближает его к духовному»Рабби Арье-Лейб из Гур

Политика, Лашон ара и Махлокет--Если царь--это хорошо, то почему все кончилось так плохо II?

13 мая 2018, 15:10

Отложить Отложено

 

ЦАРЬ--ДУХОВНЫЙ ЛИДЕР     

Другие мудрецы считают, что царь является не только политическим, но и духовным лидером. Нам это кажется немного странным, ведь у нас уже есть духовное руководство первосвященник, отвечающий за службу в Храме, Бейт-Дин а-Гадоль (Санхедрин), чья обязанность Тора, установление Закона, а в эпоху Первого Храма к тому же существовали пророки, доносившие до народа слова Б-га. В чем же тогда духовная роль царя?

Рабейну Бахье бен-Ашер, тот самый, который полагал, что с простой (дэрех а-пшат), рациональной точки зрения большого смысла в установление монархии нет и лучше было бы без нее, утверждает, что в соответствие со скрытым смыслом Торы, по Каббале (аль дэрех а-кабала) царь необходим.

Должен сказать, что каббалистическое обоснование, которое дает Рабейну Бахье, я совсем не понял в силу каббалистической безграмотности. Но он однозначно пишет, что царь и институт монархии выполняют необходимую, в соответствии с Тайным Учением, функцию в народе. Правда, пишет, Рабейну Бахье, это происходит не автоматически, а только в том случае, если монархия устанавливается именно во имя выполнения заповеди (лэ-шем мицва).

Ор а-Хаим дает похожее объяснение. Он утверждает, что у еврейского царя есть две функции. Первая та же, что и у нееврейских царей: управлять государством, вести войны и командовать армией. Это, пишет Ор а-Хаим, ненавистно (сонуй) Б-гу. При такой монархии главное не моральные качества царя, а то, насколько он эффективен, полезен для государства. И вдобавок при ней народ отвращает свои сердца от Б-га и уповает на царя.

Вторая олицетворять величие и достоинство еврейского народа, чтобы Всевышний спасал народ ради заслуг царя, как Он спасал Израиль через судей и праведных царей. Лучший пример такого царя Давид а-Мелех.

Создать монархию, которую народ требует ради выполнения второй, духовной, функции царя — заповедь (мицва). А евреи просили монарха, который будет выполнять первую функцию как у всех народов вокруг, что было неприемлемым для Б-га.

Наконец, рав Шимшон-Рефаэль Гирш полагает, что функция царя не защита народа от внешних врагов, в этом вопросе можно уповать только на Б-га. Функция царя объединять народ вокруг себя, карать тех, кто отступает от Торы (истукан Михи), и тех, кто нарушает законы Торы, но недосягаем для обычного правосудия (история с наложницей в Гиве). Царь также должен быть примером и моральным авторитетом для народа, вести его к достижению новых духовных высот, уничтожая зло (Амалек) и укрепляя добро (строительство Храма).

Царь, по раву Гиршу, в первую очередь духовный лидер. В отличие от первосвященника, который отвечает за духовность в Храме, и мудрецов, которые заботятся об изучение Торы, царь в первую очередь должен заботиться о воплощении заповедей Торы в жизнь. Таким царем был, например, Давид. Эту функцию царя имели в виду мудрецы (зкеним), когда попросили Шмуэля поставить царя, который судил бы народ, то есть занимался бы в первую очередь внутренними вопросами. А народ просил царя, который воевал бы за них, что, по мнению рава Гирша, не является первостепенной задачей царя. Кроме того, даже просьба мудрецов была преждевременной, поскольку не вся Земля Израиля еще была завоевана.

Итак, если обобщить подходы Рабейну Бахье, Ор а-Хаима и рава Шимшона-Рефаэля Гирша, получается следующее.

В деятельности царя — две составляющие («шней диним» на языке ешив).

А) Царь выступает в роли светского лидера, занимающегося мирскими делами, обороной от внешних врагов, организацией общественной жизни, поддержанием внутреннего порядка и обеспечением материального благополучия. Вкратце безопасность, доходы, порядок, налоги.

Б) Царь выступает в роли сакральной фигуры. Он национальный лидер, сердце народа (Рамбам, «Законы о царях» 3:5-6), олицетворение жизни по Торе. Он обязан полностью посвятить себя и свое время изучению Торы и службе народу (Рамбам, там же). Обычные увеселения нееврейских царей пиры, вино и женщины ему запрещены (Рамбам, там же). Ему даже запрещено проводить слишком много времени со своей женой (рав Иссер-Залман Мельцер, см. его комментарий к «Законам о царях», там же).

Заповедь Торы создать монархию, в которой главной будет вторая составляющая. Но нет никакой необходимости ставить царя ради первой составляющей, наоборот, такая монархия вредна! (Тут Ор а-Хаим и рав Шимшон-Рефаэль Гирш спорят с Нэцивом, Мальбимом и Раном).

Поэтому разочарование Всевышнего и его пророка Шмуэля (см. Шмуэль I, 8) естественно и очевидно.

Такое понимание роли царя помогает ответить и на вопрос, почему неудачный исторический опыт, так красочно описанный в мидраше (см. статью от 15 апреля), не «отменяет» того, что поставить царя заповедь. Монархия времен Первого и Второго Храмов, не та, которую повелела установить Тора, и нет ничего удивительного, что изначально неправильная монархия привела к таким ужасным последствиям.

Монархия, создать которую предписывалось, так и не была создана! А та монархия, о которой просили евреи и которая была два раза в еврейской истории, не была заповеданной монархией, по мнению раби Йеуды и раби Йоси. В той же мере, как не была она заповеданной по мнению раби Нэорая.

То есть, по этому мнению, получается, что спор раби Нэорая и раби Йеуды носит теоретический характер. Они абсолютно одинаково смотрят на ту монархию, которая была в эпоху Первого Храма. А спорят они о том, возможна ли более высокая, заповеданная форма монархии до прихода Машиаха.

 

Теги: Лашон ара, Танах, история, Политика, махлокет, монархия, царь