Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

ВЕРИТЬ ЛАШОН АРА НА ОСНОВЕ КОСВЕННЫХ УЛИК II (штикл для читателей)

Отложить Отложено

 

 

Раз уважаемый р. Гади Поллак решил немного отдохнуть, то решил предоставить читателям следующее обсуждение в виде штикла.  Просьба прочитать, подумать и предложить свое объяснение.  Для тех, кто Гемару учил, вещь не очень трудная.  Для тех, кто нет--подсказки:  а)  если не понимаешь, или понимаешь, но ничего в голову не приходит, перечитай еще раз; б) предложенное объяснение должно укладываться в текст Талмуда, приведенный ниже. Если что-то не понятно, спрашивайте.  Я попытаюсь ответить в тот же час, как р. Гади, нет это слишком трудно в тот же день.  Мне кажется, что возможно, как минимум пять разных объяснений  разногласия Рава и Шмуэля (двух великих мудрецов ранней эпохи Талмуда, 3-й век н.э.), из которых одно невозможно согласно интерпретации этого отрывка приведенной ниже (см. Сфат Эмет, хидушим на Гм. Шабат 56а).

 

Kомментирует Талмуд историю с Давидом и Мефибошетом (Шабат 56а):

 

Сказал Рав: Давид поверил (кибель) лашон а-ра, как сказано: «И сказал ему (Циве) царь: где он (Мефибошет)? Цива сказал царю: вот он, в доме Махира бен-Амиэля, пустой человек (бэ-ло давар)» (Шмуэль II, 9, 4). И написано: «и послал царь, и взял его (Мефибошета), человека знающего (мило давар), из дома Махира бен-Амиэля» (там же, 5). Итак, спрашивает Талмуд, Давид увидел, что он (Цива) — лжец, почему же Давид поверил ему (Циве)? Как сказано: «(встретив Циву во время бегства из Иерусалима, Давид спросил его): где сын господина твоего? И ответил Цива царю: вот он сидит в Иерусалиме (предав Давида и надеясь на то, что ему вернут царство его деда)» (там же, 16, 3). Откуда знаем мы, что Давид поверил ему (Циве)? Потому что сказано: «и сказал царь: вот тебе все, что принадлежит Мефибошету. И сказал Цива: кланяюсь, да найду я благосклонность (эмца хэн) царя» (там же, 4).  

 

Это мнение Рава. Согласно ему, Давид поверил лашон а-ра без достаточного на то основания. 

 

 

Шмуэль с Равом не согласен: 

 

Сказал Шмуэль: не поверил Давид лашон а-ра. Косвенные улики (дварим никарим) увидел Давид (и на их основании поверил Циве), как сказано: «Мефибошет, сын Шауля, спустился к царю, а он не омывал ног своих, и не правил усы свои, и не стирал одежды свои и т.д.» (там же, 19, 25) 

— Почему ты не пошел со мной, Мефибошет? — спрашивает его Давид. 

— Царь, господин мой, мой раб обманул меня, ведь сказал слуга твой: оседлаю-ка себе осла и поеду на нем за царем, ибо хромой слуга твой. А он оклеветал слугу твоего перед господином моим, царем. А царь — как ангел Б-жий, и делай, как угодно в твоих глазах. Ибо из дома отца моего остались только мертвые, а ты поставил слугу твоего среди тех, кто ест за твоим столом. И что мне еще оправдываться и плакать перед царем. 

— Зачем тебе еще говорить твои слова, я уже сказал — ты поделишь имущество с Цивой. 

— Пусть и все берет, раз господин мой царь вернулся с миром в дом свой, — ответил Мефибошет (там же, 26-30). 

 

Шмуэль поясняет, что именно хотел сказать Мефибошет своей последней репликой: 

Я думал: когда же он (Давид) вернется с миром, а ты мне такое делаешь? Не на тебя мне нужно жаловаться, а на Того, Кто вернул тебя с миром, как сказано: «и сын Йеонатана — Мерив-Баал» (Диврэй а-Йомим I, 8, 34). Разве Мерив-Баал было его имя, ведь его звали Мефибошет? Сказали на Небесах (яцта бат-кол): «Склочник, сын склочника». Склочник — (Мефибошет), как мы уже сказали, сын склочника — сын Шауля, который спорил  с Б-гом (в связи с заповедью уничтожить Амалека). 

 

Заключает Талмуд:  

Сказал рав Эуда от имени Рава: в тот момент, когда Давид сказал Мефибошету: «Ты и Цива поделите поле», сказали на Небесах: «Йаровам и Рехавам поделят царство». Сказал рав Эуда от имени Рава: если бы Давид не поверил лашон а-ра, не разделилось бы царство, не служили бы евреи идолам и не изгнали бы нас с нашей земли». 

 

Подведем итог. 

Шмуэль и Рав расходятся в оценке поступков Давида и Мефибошета. 

Согласно Раву, Давид поверил клевете лжеца Цивы и из-за этого пострадал невинный Мефибошет. Поэтому на Небесах решили, что царство Давида будет разделено. 

 

Согласно Шмуэлю, оба участника истории — и Давид, и Мефибошет — невиновны. Мефибошет действительно сохранил верность Давиду. А Давид, хотя и ошибся в своей оценке ситуации, тем не менее, не нарушил закон. Есть правило: Эйн лэ-даян эла ма ше-эйнав роот — судье нужно обращать внимание только на то, что он видит. Иначе говоря, судить на основании имеющейся у него информации, несмотря на то, что, возможно, существует другая, неизвестная ему информация, с учетом которой он вынес бы другой приговор. Так и Давид на основании косвенных улик имел право поверить Циве и оштрафовать Мефибошета за нелояльность. 

Наоборот, говорит Шмуэль, Мефибошес должен был принять это как гзерат шамаим (приговор Небес) вместо того, чтобы жаловаться на несправедливость Б-га, как сделал в свое время его дед Шауль.  

 

А теперь вопросы. Первый общий, второй для тех, кто учил на более-менее серьезном уровне Талмуд, и еще два наводящих. 

1. О чем спорят Рав и Шмуэль? Шмуэль показывает: Давид поступил правильно (настолько правильно, что Мефибошет в этой истории оказывается более «виноватым»), основываясь на косвенных уликах. Почему Рав с этим не согласен? 

2. В соответствии с чьим мнением устанавливается галаха? Рава или Шмуэля? 

3. Почему в Талмуде разъяснение мнения Рава начинается с указания на лживость Цивы? 

4. Почему при обсуждении, верил или не верил Давид лашон а-ра, Рав цитирует первый приговор (когда Цива встречает Давида под Иерусалимом и Давид ему все отдает), а Шмуэль концентрируется на втором приговоре (когда Мефибошет пытается оправдаться перед Давидом и Давид делит имущество между Цивой и Мефибошетом)? 

 

Просьба к читателям подумать и предложить свои объяснения. Так в некоторых ешивах учатся. Для тех, кто может: пожалуйста, посмотрите комментарии и Хафец Хаима и отвечайте на основе прочитанного. Так тоже в некоторых ешивах учатся. 

 

P.S.  

При Мегадим (великий мудрец 18-го века) заканчивает свой комментарий на  талмудическое обсуждение (Рош Йoсеф, Шабат 56а) вот так: 

Лашон а-ра — причина всего этого (кровопролития, идолопоклонства и изгнания), и до сих пор не очистились мы от этого греха. И даже в горьком изгнании, где мы отягощены ярмом и многими невзгодами (царот), (люди) от зависти друг друга ранят (докрим) языками своими, пока не смилостивится над нами Всевышний, и не придет праведный Машиах, и не исполнятся слова: «И миру не будет конца» (у-лэ-шалом эйн кец – Йешая 9, 6). Амен. 

Эти слова были написаны больше двухсот лет тому назад. С тех пор Всевышний действительно смилостивился над нами и послал нам Хафец Хаима и его законы лашон а-ра. На нас ответственность — изучать и выполнять их. 

 

Теги не заданы