Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

ПОСЛЕ 9-ГО АВА--КАК ИЗБЕЖАТЬ СИНАТ ХИНАМ

Отложить Отложено

 

 

Как мы все знаем, второй Храм был разрушен из-за беспричинной ненависти (синат хинам).    И очевидно, мы до сих пор это не исправили.  Если бы исправили, то вчера не отмечали бы Тиша бъАв.  Исправление заключается в беспричинной любви.   Что такое беспричинная любовь описано рав Пятигорским вот тут(http://toldot.ru/blogs/pyatigorsky/pyat_1254.html).

 

А вопрос, который я хотел бы поставить перед собой и перед вами-как построить в себе беспричинную любовь к другому?

Исчерпывающего ответа у меня естественно нет, но могу поделиться некоторыми соображениями, которые хотя бы мне помогают. Йецер ара на синат хинам бывает двух разновидностей:  индивидуальная и коллективная.  

 

 

ЕГО НЕ ЛЮБЛЮ

 

Индивидуальная-это когда я испытываю неприязнь к какому-то отдельному человеку.  Как бороться с этим мы уже писали вот тут (http://toldot.ru/blogs/leib/leib_691.html), однако уместно вкратце повторить некоторые вещи:

 

1.  Все евреи братья.  Братья друг друга любят, несмотря на все, и от брата не откажешься. 

  

2. Нужно стараться видеть в людях хорошее.  Почему?  Во-первых см.  пункт №1.  Во-вторых, потому что также как мы смотрих на других, на Небесах смотрят на нас.    Тот кто ищет хорошее в другом человеке, удостаивается того, что и в нем ищут хорошее.  А наоборот...расскажу вам одну историю.

 

У одного моего родственника была дочь-диссидентка.  Ее, естественно, арестовали, а потом посадили в психушку.  Мой родственник регулярно ездил  туда и задабривал врачей лестью, конфетами и прочими подарками, чтобы его дочь не слишком сильно "лечили".

 

Один раз, в беседе с главным КГБшным врачом он сказал,--знаете, если внимательно присмотреться, то у каждого из нас есть отклонения от нормы.  Правильно,--ответил ему КГБшник,--нужно вести себя так, чтобы меньше присматривались!  

 

Так и мы--если мы будем очень пристально присматриваться к чужим недостаткам, то и в нас наверху очень быстро найдут "отклонения" от нормы установленной Торой.  

 

 

 

ИХ НЕ ЛЮБЛЮ

 

Вторая разновидность йецер ара--коллективная, то есть неприязнь и предвзятое отношение к целой группе людей.  

Это было всегда и обычно выражалось (и сейчас тоже выражается) в неприязни по этническому признаку.  Вот пример:

 

100 лет тому назад рав Шрага-Файвел Мендлович, будущий основатель ешивы "Тора вДаат" в США, направлялся из Венгрии в Америку.  Путь его пролегал через Германию. В одном из немецких городов он зашел в синагогу помолиться.  После молитвы к нему подошел габай и дал немного денег.  Спасибо, но мне не нужны деньги,--ответил р. Шрага-Файвел.  Что?  Ост-юде (восточноевропейский еврей), который не принимает подачек?--возмутился габай. 

 

Однако, в последнии 250 лет в еврейском народе добавились и другие споры и причины для неприязни.  Перечислим их в хронологическом порядке:

 

Спор между хасидами и противниками хасидизма (митнагдим).

Спор о правильном отношение к светским наукам и мудрости.

Спор о правильном отношение к сионизму и еврейской государственности.

 

И тут тоже очень много нужно постараться чтобы не впасть в "синат хинам" и не ввести в это других.  Поэтому приведу несколько историй и выражений Хафец Хаима по этому поводу.  

 

1.  Один раз Хафец Хаим услышал как кто-то критиковал хасидов.  

Разве Талмуд в котором при напечатание были допущены ошибки, это не Талмуд,--возразил он.--Даже если мы считаем, что они где-то ошибаются, но ведь они верят в Б-га и следуют Торе всем сердцем, обучает ей своих сыновей и выдают своих дочерей замуж за тех кто ее соблюдает.  И что нам еще от них надо?

 

2.  Один раз у Хафец Хаима кто-то спросил:  почему евреи такие разные.  Спрашивали правда не про форму одежды, а про обычаи, нусахи (варианты молитвы) и т.д.   Не проще ли было бы всем согласиться на какой-то общий вариант и ему следовать.   

Хафец Хаим улыбнулся и ответил, как полагается еврею, вопросом на вопрос--а сколько разных видов войск у царя?  Есть кавалерия, пехота, артиллерия, саперы, флот.  Не проще было бы выбрать самый главный род войск и в него записать всех солдат?  Ответ простой, у каждого рода войск есть своя специальность и лишь взаимодействуя они могут выиграть войну.  Так и с евреями, ответил Хафец Хаим, каждый тип евреев имеет свою особенность, которая тоже нужна в этом мире.

 

3.  Хафец Хаим говорил своему сыну:  cуществует три разные дороги--правая, левая и средняя.  Правая-это дорога хасидизма, левая-дорога тех, кто мудрствует (митхакем) и философствует.  Средняя дорога-это Тора в простом (неточный перевод фразы "лфи пшута"), как объясняется в Мишне и Гемаре (прим.: в отличие от хасидута, который во многом использует понятия Кабалы, и от философского пути, который использует понятия философии и прочей нееврейской мудрости).

 

4.  Заговорили один раз с ним насчет хасидим и митнагдим.  Ответил Хафец Хаим:  мудрецы сказали, что в будущем Творец возьмет Тору и скажет--тот, кто занимался ей, пусть придет и возьмет награду.  Вот, совсем не написано, что спросят в к какому направлению человек принадлежал.  Если он выполнял то, что написано в Торе (кием аТора), то хорошо.  А если, ндБ, нет, то не поможет ему принадлежность ни к какому направлению.  

 

5.  Один врач спросил у Хафец Хаима, что ему сделать, чтобы заслужить олам аба (грядущий мир).  Ответил Хафец Хаим:  в Торе написано, что дерево жизни (эйц хаим) находилось в середине Ган Эдена (см. Таргум Ункелос).  Какая нам разница, где находилось дерево жизни?  Однако Тора нам намекает на важный урок.  К тому что находится в центре, можно подойти с любой стороны.  Так и здесь, каждый человек может подойти к дереву жизни, и тот кто учится целый день, и тот, кто занимается мирскими делами, как сказано во всех путях своих--знай Его (бхол драхеха даэу).   См.  также Гемара Таанит 21, история про Аббу-врача. 

Примечание:  этот машал также подходит и к разным подходам в служение Творцу.  Два мудреца могут дать два противоположных ответа на один вопрос, и тем не менее, оба из них ведут к дереву жизни.  В качестве примера приведем реакции Хатам Софера и р. Гирша на возможность участвовать в нееврейской общественной и культурной жизни.  

 

И наконец, самое главное:

 

6.  Брах мин амахлокет--беги от споров.  

 

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

 

П.С.  Вы спросите--а как же необходимая иногда критика?     Вкратце--два правила:

 

1.  Семь раз отмерь, один раз отрежь.

2.  Перед тем как критиковать, сначала отметьте положительные качества того, которого критикуете.  Так один из моих учителей критиковал позицию Сатмарского Ребев вопросах связанных с Эрец-Исраэль.  Сначала он минут 15 говорил, о том, насколько велик был Сатмарский Ребе и сколько добрых дел делают его последователи, а потом лишь добавил, что в некоторых вопросах мы не следуем его мнению и объяснил почему.

Теги: Хафец Хаим, ахдут, синат хинам, беспричинная ненависть, единство торы