Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Пусть народ, который Я создал Себе, расскажет о Моей славе»Йешаяу 43, 21

НЕ ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ--ЧАСТЬ ВТОРАЯ

29 мая 2012, 11:20

Отложить Отложено

 

Продолжение обсуждения законов лашон ара, трактат Нида 61а...

 

Далее Талмуд приводит еще один пример ситуации, в которой надо учитывать лашон а-ра.

 

К раби Тарфону (мудрецу — современнику раби Акивы) приходят несколько евреев из Галилеи. Прошел слух, что они кого-то убили. Они боятся, что римские власти найдут и казнят их.

 

— Спрячьте нас, раби, — просят они р. Тарфона.

 

— Что мне делать? — отвечает р. Тарфон. — Если я ваc не спрячу, вас найдут. А если спрячу я вас — то ведь мудрецы сказали, что лашон а-ра верить нельзя, но учитывать нужно. Раз так, вам нужно спрятаться (самим).

 

Как понимать ответ р. Тарфона? Что именно нужно было учитывать? Раши объясняет: «Вдруг вы действительно кого-то убили, и тогда вас запрещено спасать». Иначе говоря, с одной стороны, если они невиновны, то необходимо им помочь. С другой стороны, если они виновны, то помогать им запрещено! Поэтому, р. Тарфон отвечает: «Я не могу вам помочь».

 

Тосафот, однако, приводят мнение Шеилтот (р. Ахай Гаон, Месопотамия, 8-й век): поскольку власти запретили помогать преступникам под угрозой смертной казни, р. Тарфон боялся: если лашон а-ра об этих людях окажется правдой, его собственная жизнь будет в опасности. И это то, что он имел в виду: лашон а-ра нужно учитывать в том случае, когда не учесть — значит причинить вред себе или другим людям.

 

РOШ (рабейну Ашер, Германия-Испания, 13-14-ый век) тоже не согласен с объяснением Раши и спрашивает: "разве только оттого, что о человеке пошел слух, что он согрешил, его уже нельзя спасать? Но правильнее объяснение р. Ахая: если они убили, р. Тарфон отвечал головой перед властями, запретившими укрывать убийц. И только в такой ситуации можно учитывать лашон а-ра — когда не учесть (возможность того, что лашон а-ра — правда) означает, вероятно, подвергнуть опасности себя или других людей — как в этом случае и в ситуации с Гедалией бен-Ахикамом.  В остальных же случаях нельзя даже предполагать, что лашон а-ра правда и в какой бы то ни было степени верить ему".

 

Хафец Хаим (Законы о лашон а-ра, гл. 6, прим. 25) объясняет:  РOШ утверждает, что лашон а-ра нельзя верить даже бэ-гедэр сафек — предположительно, поскольку есть "хезкат кашрут" (приблизительно «презумпция невиновности»). И пока у нас нет достаточных оснований предполагать, что лашон а-ра является правдой (о том, что является достаточным основанием, мы поговорим в будущем), мы не имеем права верить, что человек, о котором мы слышали лашон а-ра, (даже) МОЖЕТ БЫТЬ, действительно так поступил, и на основании этого презирать его и относиться к нему хуже (даже только в сердце).

 

Единственное, что разрешено и что мы обязаны сделать — это, если информация выглядит достоверной, учесть ее и принять меры к тому, чтобы предотвратить возможный вред для себя или других. Как в случае с р. Тарфоном и иначе, чем в случае с Гедалией бен-Ахикамом.

 

А теперь вернемся к одному из наших примеров:

 

Программисты Алекс и Влад работают вместе в одной компании. Алекса вызывает начальство и сообщает ему, что Влад выдал (за деньги) секретную технологию конкурентам. Если это правда, то нет никакой возможности оправдать поступок Влада, и тогда он действительно сделал низость. Поэтому Алекс должен предположить, что это на 100% неправда и Влад невиновен.

 

На основании выводов из анализа ситуаций с Гедалией и р. Тарфоном мы теперь можем добавить:

 

Алекс должен предположить, что Влад невиновен, и относиться к нему с прежним уважением, внутренне и внешне. И в той же мере Алекс должен проявлять осторожность и не давать Владу доступа к информации, которую было бы выгодно знать конкурентам.

 

P.S. Кстати, а что делать с вопросом "на Раши" — почему Раши считал, что запрещено спасать этих людей из-за слухов? На это есть 3 ответа:

 

1. Если они действительно были убийцами, то не только нельзя было их спасать, но и наоборот, нужно было их сдать властям. Поэтому, как бы р. Тарфон ни поступил (сдал бы их или, наоборот, спрятал), существовала вероятность, что он поступает неправильно. Поэтому в таком случае лучше не делать ничего. Этот ответ дает Хатам Софер (Хидушим, Нида 61а).

 

2. Если они действительно были убийцами, то если их спрятать, они потом могли убить кого-нибудь еще. И точно так же, как следует человеку предотвращать опасность, нависшую над ним самим, так следует ему предотвращать опасность, угрожающую другим. Этот ответ дает Хафец Хаим (Законы о лашон а-ра, гл. 6, прим. 28).

 

3. Р. Тарфон понимал, что у этих людей есть возможность спастись без его помощи. Поэтому ему было запрещено помогать им — с одной стороны, у них была возможность спастись без него, а с другой стороны, если бы он помог им, а они оказались убийцами, он бы поступил неправильно, т.к. нельзя спасать убийц.  Этот ответ дает Хафец Хаим (Законы о лашон а-ра, гл. 6, прим. 28).

Теги не заданы