Лашон ара о проступке в отношениях между людьми — условия1 августа 2018 года, 07:26 Последние несколько месяцев мы обсуждали политическое устройство еврейского народа в древней истории. А теперь вернемся из исторических глубин к насущным законам лашон ара. Как мы потом увидим, исторический обзор впоследствии окажется полезным.Итак, существует несколько разрешений произносить лашон ара. Все они объединяются общим знаменателем...
Читать дальше
|
ПОЛИТИКА, ЛАШОН АРА И МАХЛОКЕТ — ЛЕГИТИМНОСТЬ ВЛАСТИ ЗАХВАЧЕННОЙ СИЛОЙ26 июля 2018 года, 07:00 Теперь давайте обсудим статус последних царей Израиля, а также царей из династий Хашмонаим и Ирода.Последние сорок лет Израильского царства власть менялась посредством переворотов и убийств действующих царей. Тот, кто хотел властвовать, убивал царя, захватывал власть и пытался ее удержать, пока его не убивал следующий претендент на трон. Кроме того, в обществе Израиля произошел раскол (см. Мальбим, Ошея, 8:4) в религиозных и внешнеполитических вопросах...
Читать дальше
|
ПОЛИТИКА, ЛАШОН АРА И МАХЛОКЕТ--ВЛАСТЬ В (ДРЕВНЕМ) ГОСУДАРСТВЕ ИЗРАИЛЬ20 июня 2018 года, 23:38 До сих пор мы говорили о монархии дома Давида. Источник власти и легитимности этой монархии очевиден — Б-г, Помазавший Давида на царство через пророка Шмуэля и Даровавший его потомкам власть над еврейским народом. Возможна ли легитимная монархия вне дома Давида, как избирается царь, и в чем отличие такой династии от династии Давида? Ниже дадим ответ на эти вопросы.То, что монархия возможна и вне дома Давида, очевидно из Танаха. Пророк Ахия санкционирует разделение еврейского государства на два царства и назначает Йаровама бен-Невата новым царем...
Читать дальше
|
ПОЛИТИКА, ЛАШОН АРА И МАХЛОКЕТ--ПРОЦЕДУРА ПЕРЕДАЧИ ВЛАСТИ В ИУДЕЙСКОМ ЦАРСТВЕ3 июня 2018 года, 17:39 Как избирают царя, и что является источником легитимности его власти? На первый взгляд, ответ простой: царь Давид был избран Б-гом, чтобы основать царскую династию, а остальные цари получают престол по наследству. И действительно, именно так описывает это Рамбам (Законы о царях 1:3, 1:7): изначально царя назначает суд из семидесяти мудрецов (Санхедрин) и пророк. Так был избран Йеошуа, которого назначил Моше и его бейт-дин (суд), как были избраны Шауль и Давид, которых назначил Шмуэль и его бейт-дин. Когда царя помазывают на царство, он и его потомки получают власть навсегда, поскольку царская власть наследуется и порядок наследования царства подобен порядку наследования имущества.На первый взгляд может показаться, что, согласно Рамбаму, все остальные способы избрания царя незаконны и такой царь не легитимен и не обладает царскими полномочиями...
Читать дальше
|
Политика, Лашон ара и Махлокет--Если царь--это хорошо, то почему все кончилось так плохо II?13 мая 2018 года, 15:10 ЦАРЬ--ДУХОВНЫЙ ЛИДЕР Другие мудрецы считают, что царь является не только политическим, но и духовным лидером. Нам это кажется немного странным, ведь у нас уже есть духовное руководство — первосвященник, отвечающий за службу в Храме, Бейт-Дин а-Гадоль (Санхедрин), чья обязанность — Тора, установление Закона, а в эпоху Первого Храма к тому же существовали пророки, доносившие до народа слова Б-га. В чем же тогда духовная роль царя?Рабейну Бахье бен-Ашер, тот самый, который полагал, что с простой (дэрех а-пшат), рациональной точки зрения большого смысла в установление монархии нет и лучше было бы без нее, утверждает, что в соответствие со скрытым смыслом Торы, по Каббале (аль дэрех а-кабала) царь необходим.Должен сказать, что каббалистическое обоснование, которое дает Рабейну Бахье, я совсем не понял в силу каббалистической безграмотности. Но он однозначно пишет, что царь и институт монархии выполняют необходимую, в соответствии с Тайным Учением, функцию в народе...
Читать дальше
|
Политика, Лашон ара и Махлокет--Если царь--это хорошо, то почему все кончилось так плохо?7 мая 2018 года, 19:08 Раби Йеуда и раби Йоси считают, что создание монархии — мицва (заповедь). Тут возникают три вопроса. Во-первых, если это мицва, то почему евреи не поставили царя сразу, когда вошли в Землю Израиля, или в какой-то другой момент в эпоху Судей (Шофтим), которая продолжалась почти 400 лет. Более того, когда евреи предложили судье Гидону стать их царем, он отказался, сказав: Б-г — ваш Царь!Во-вторых, почему пророк Шмуэль и Сам Всевышний были так разочарованы просьбой евреев поставить царя?И, в-третьих, как мы упоминали в прошлой статье, история показывает: монархия привела к бедствиям и оказалась неудачной....
Читать дальше
|
Политика, Лашон ара и Махлокет--Монархия как отрицательное явление15 апреля 2018 года, 16:59 Как мы упоминали в предыдущей статье, Талмуд сообщает о споре раби Йеуды и раби Йоси с раби Нэораем: поставить царя — это мицва (заповедь) или нет?Сначала разберем мнение раби Нэорая. Он полагает, что слова Торы о царе (Дварим 17:14, 15), его полномочиях и обязанностях относятся (кэ-нэгед) только к ситуации, когда евреи начнут жаловаться. Однако очевидно, что монархия является легитимной формой власти, потому что Тора дает законы и заповеди, регулирующие ее функционирование. В любом случае, даже по мнению раби Нэорая, монархия является разрешенной формой правления. Что же в ней может быть плохого, если Тора ее не запрещает?Для начала нужно понять, что не все разрешенное — хорошо...
Читать дальше
|
Политика, Лашон ара и Махлокет--Монархия и Анархия от Моше до Шмуеля II27 февраля 2018 года, 21:52 ПРЕДИСЛОВИЕДля начала хотел бы прояснить по поводу анархии. Многим читателям, как мне кажется, показалось, что в предыдущей статье анархия описывалась как хорошая форма общественного устройства. На самом деле это не так. Как раз из того, что я написал очевидно, что анархия, то есть отсутствие государства, или внешних ограничителей и организации сверху, возможно только при наличие жестких и сильных внутренних ограничителях (заповедей Торы) и организации (кланового общества). Иначе то, что было при Шофтим, вообще не работает...
Читать дальше
|
Политика, Лашон ара и Махлокет--Монархия и Анархия от Моше до Шмуеля1 февраля 2018 года, 05:56 НЕНАСЛЕДСТВЕННАЯ МОНАРХИЯ — МОШЕ И ЙЕОШУА В пустыне форма правления у евреев была — монархия при родоплеменном общественном устройстве. Моше Рабейну был царем, который управлял народом, разделенным по признаку происхождения. Политических единиц как таковых не было. Зато каждый человек с рождения знал, к какому роду (бейт-ав), клану (мишпаха) и колену (шевет) он принадлежит. Способа перейти из одного «подразделения» в другое не было, и границы между коленами ревностно охранялись (см...
Читать дальше
|
Политика, Лашон аРа и Махлокет--почему махлокет неизбежны в политике и в Торе, и как их решать9 января 2018 года, 15:06 Итак, в прошлых статьях мы обсудили разрешение Йерушалми произносить лашон а-ра о баалей-махлокет (виновниках спора/конфликта) и объяснили, в чем оно состоит и как определить, кто баал-махлокет. А теперь перейдем к той области, в которой обычно возникают махлокот (споры или разногласия). Понятно, что махлокет может существовать между любыми частными лицами и разногласия могут возникнуть по сугубо личным причинам. Тем не менее, в отношениях между отдельными людьми часто можно избежать махлокот или их урегулировать. Но есть одна сфера человеческой деятельности, в которой избежать споров и разногласий невозможно, — это политика...
Читать дальше
|