Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если нет правды (в словах) — нет милосердия, а значит, нет веры»Раби Нахман из Бреслава

Готово ли религиозное общество нас принять?

20 января 2010, 23:26

Отложить Отложено



Продолжение обсуждения поста Почему жаждущие еврейства олим попали в антирелигиозный Израиль

В прошлом посте мы начали говорить о сложностях, которые испытывает религиозный человек в светском Израиле, однако читатели бысто направили обсуждение на более острый и наболевший вопрос: сложности интеграции в религиозном мире. Читатель abre смело заключил, что «сложившееся в Израиле религиозное (харедимное) общество оказалось неготовым принять огромный поток баалей тшува с их проблемами, настроениями и ценностями». Итак кто был не готов, они или мы? Ведь для наведения мостов через духовную пропость различий требуются усилия двух сторон. Приведу мой ответ abre.

 

Уважаемый abre!

Прежде всего позвольте выразить пожелание и благословение, чтобы Ваш тягостный анализ обернулся ощущением легкости и радости откровения истины. Я, конечно же, имею в виду не результат, а процесс. Я не говорю о познании истины в последней инстанции, а о радости познания, когда осмысление одного вопроса, расширяет Ваши горизонты, и одновременно ставит перед Вами новый вопрос и новые задачи. Этой радости познания я желаю и всем читателям, конечно же, я — в их числе.
На мой взгляд, все те трудности, о которых Вы говорите, являются настоящими возможностями созидания. Много проблем нужно разрешить, многое исправить и построить. Конечно же «всему — свое время!», но мы счастливы жить не во время разрушения и смерти, а во время строительства и жизни.

Вы совершенно справедливо отмечаете различия, существующие между евреями, которые выражаются не только в уровне знаний, но и в чувствах и чертах характера.
Но ведь и различия между мужчиной и женщиной в рамках семьи позволяют людям учиться уступать, прощать, проявлять гибкость, и совершенствовать наш характер, обретая святость. Мне кажется что в этом и смысл тех различий, которые существуют между различными общинами одного народа. Мы должны научиться понимать и принимать друг друга. Конечно же зная, что нужно не принимать, а отвергать.

Естественно, что духовное становление человека — это не членство в партии, не покупка ермолки или черной шляпы, а совершенствование характера, что является жизненной целью человека.
Вы приводите пример, показывающий, что опыты нашей прошлой жизни зачастую должны быть не отвергнуты, и скорее направлены на служение Вс-вышнему (мандарины не на Новый год, а на Хануку).
Вы предупреждаете, что попытка броситься в новую жизнь с головой, отвергая, зачеркивая свое прошлое, может привести к опустошению, эмоциональной пустоте. Старое бросил, а новое оказывается в сердце не обрел.
Соглашаясь в принципе с Вами, все же скажу, что, наверное, следует проявлять гибкость, и кое что из нашего прошлого нужно оставить в прошлом, отказаться от него полностью — это путь очищения, Тахара — чистота. Однако кое что из нашего прошлого следует интегрировать в нашу новую жизнь, — это путь святости, кедушы. Не случайно в субботней молитве мы произносим Вс-вышнего — тахер либейну — очисть наши сердца, и кадеш бе мицвотеха — освяти нас заповедями. Требуется мудрость, опыт, и помощь Небес, которую мы просим в молитве, чтобы принимать правильные решения в каждой конкретной ситуации. И, конечно же, необходим наставник, который тебя понимает, и может направить тебя путем, идя по которому ты сможешь реализовать своей духовный потенциал, и делать это будешьс радостью!

Чрезвычайно важно, что Вы подчеркнули: «рамки, принятые мудрецами нашего поколения в Израиле, приняты именно для современного ИЗРАИЛЬСКОГО общества, но зачастую не рассчитаны на баалей тшува из других стран (очевидно, что каждый конкретный случай требует детального обсуждения с раввином, мудрецом Торы)».

Ваше однозначное высказывание, что «сложившееся в Израиле религиозное (харедимное) общество оказалось неготовым принять огромный поток баалей тшува с их проблемами, настроениями и ценностями», — явилось для меня той правдой или реальностью, которую я многие годы не решался признать. И сегодня мне кажется, что это не только «их проблема». Тот факт, что «пышущие энергией и желанием молодые люди гаснут и теряются» — это проблема нашей общины, которую мы с Вами и должны решать. И в частности тем, чтобы готовить тех самых «мудрых наставников», которых так сегодня не хватает.
Конечно, мы могли бы жить надеждами на то, что если не мы, то хотя бы наши дети, «смогут в свое время занять свое место в религиозном мире».
Однако дети наши пойдут за нами лишь если только будут видеть, что наша духовная жизнь нам в радость, а не в тягу. Потому и ради наших детей, нам следует искать и строить свое место в нашей общине, место которым мы могли бы гордиться, и которое приносило бы нам радость.

Теги: , Тора, алия, евреи, иммиграция