Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Где твое пальто?

12 мая 2011, 22:46

Отложить Отложено

Когда доктор Цацкис закончил обрезание нового репатрианта в иерусалимской больнице «Бикур Холим», оказалось, что никто из его семьи не принес угощение. Тогда рав Ицхак Зильбер исчез и вскоре вернулся с вином и едой, но без пальто, хотя было холодно и шел дождь. «Где твое пальто?» — спросил доктор Цацкис, но не получил вразумительного ответа. Через несколько дней он встретил рава Зильбера — и вновь без пальто. «Где твое пальто?» — на этот раз настоял он, и рав Зильбер признался, что у него не было денег, и он попросил в магазине дать ему еду в долг, оставив в залог свое единственное пальто.

Эта история, которую я прочитал в книге рава Ицхака Зильбера «Чтобы ты остался евреем», не явилась для меня неожиданностью. В начале восьмидесятых годов я был на семинаре по иудаизму в Иерусалиме. Бывший москвич рав Моше Пантелят, рассказывая о раве Зильбере, говорил о том, как он помогает людям, несмотря на свою бедность.

— Кто самый бедный человек в Иерусалиме? Рав Ицхак Зильбер! — говорил рав Пантелят. — А кто самый богатый? Рав Ицхак Зильбер! К кому люди обращаются, когда им нужно одолжить деньги? К раву Зильберу!

В дальнейшем я узнал, что рав Зильбер соглашался подписывать ссуды даже незнакомым людям, становясь гарантом их долгов…

Обычный человек не должен жертвовать более 20% своего имущества, чтобы самому не обнищать, говорится в Талмуде. Однако многие праведники раздавали бедным все, что у них было. Например, ребе из Цанз, автор «Диврей Хаим», не ложился спасть, если у него в доме еще оставались деньги, раздавая нуждающимся все, до последней копейки. Многие еврейский школы, синагоги и благо­творительные организации существуют благодаря людям, которые творят добро, не зная, как они будут за это платить, но при этом твердо веря, что Всевышний благословит их, поможет им помогать людям…

Раби Элазар бен Йеуда прославился своей щедростью, рассказывает Талмуд (Таанит, 24). Служители общины, собиравшие пожертвования для бедных, прятались от него, опасаясь, что он разорится. Однажды раби Элазар отправился на рынок покупать приданое для своей дочери и увидел человека, собиравшего пожертвования. Узнав раби Элазара, тот бросился бежать, но раби его догнал и попросил рассказать, на что он собирает деньги. «На приданое сиротам, жениху и невесте», — ответил он. Тогда раби Элазар убедил его взять приданое своей дочери, а на последнюю монету купил немного пшеницы, положил ее в пустой амбар, а сам пошел изучать Тору. Вскоре его дочь с удивлением рассказала ему о чуде — амбар полон пшеницей! «Эту пшеницу я жертвую бедным!» — тут же сказал он.

Рав Элазар не хотел, чтобы его дочь взяла эту пшеницу в приданое, потому что тот, кто использует плоды чудес в материальном мире, делает это за счет своих заслуг в мире грядущем, поясняет Раши.

Если бы его дочь не удивилась чуду, то рав Элазар позволил бы ей взять эту пшеницу в приданое, пишет рав Моше Вольфсон в книге «Эмунат Итеха». Обычному человеку нельзя, полагаясь на чудеса, жертвовать все свои деньги бедным, ведь Всевышний заповедовал нам жить в рамках законов природы. Но это можно праведнику, который верит, что все в мире является проявлением воли Творца и для него нет разницы между естественным и чудесным. Однако когда дочь рава Элазара удивилась, что за щедрый поступок Всевышний благословил ее отца, то показала, что она еще не обрела достаточно веры, чтобы пользоваться плодами чудес…

Почему людям трудно жертвовать деньги? Потому что они думают, что у них останется меньше денег, если они поделятся с нуждающимися, утверждает Рабман. Помогающий ближнему должен не только верить, но и знать, что, в соответствии с духовными законами мироздания, за свою щедрость человек удостоится благословения, станет не беднее, а богаче. «А если спросите: “Что же будем есть в седьмой год, когда мы не будем ни сеять, ни собирать урожая?” — приводит Тора этот вопрос с пониманием скептической природы человека, — то Я пошлю вам благословение Мое» (Ваикра, 25:20). Соблюдение законов шаббата и седьмого года шмиты — это не отказ от заработка, а источник благословения. Постепенно укрепляясь в вере, человек начинает с радостью соблюдать заповеди и помогать людям!

Теги: Тора, Цдака, добрые дела, помощь бедным