Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Каждый человек обязан выводить себя из Египта ежедневно»Магид из Кожниц

Как рассеять тьму египетскую?

Отложить Отложено

Книга рабби Зеэва Вольфа из Житомира «Ор ха-Меир»

Что такое тьма египетская? Строго говоря — это одна из десяти казней, постигших Древний Египет в наказание за притеснения еврейских рабов. Однако в более широком смысле тьма египетская — это состояние души жестоких поработителей. Эти два объяснения не противоречат, а дополняют друг друга. Физическая тьма спустилась на египтян в наказание за то, что они наполнили свои души тьмой духовной. Понимание Торы сокрыто в науке и искусстве понимания языка ее символов. Так, например, свет и тьма в повествованиях Торы описывают как физические, так и духовные явления. И если пророки и мудрецы называли Тору добром и светом, то тьма — это символ зла… Когда наступила в Египте тьма, то сказано в Торе: «Не видели люди друг друга, и не мог никто подняться с места своего, а у всех евреев был свет в жилищах их» (Шмот, 11:23).
«Что такое тьма?» — спрашивал рабби Ицхак Меир Алтер, ребе из Гур (1789—1866), в своей книге «Хидушей ха-Рим». Погруженные во тьму «люди не видят друг друга», не ощущают страданий, не приходят друг другу на помощь и не протягивают руки для того, чтобы поднять упавшего человека. И наказание за эту тьму — «мера за меру». Тот, кто не видел страданий людей, — и его страдания не видели люди и Небеса. Тот, кто не помогал другу подняться, сам «не мог подняться с места своего»…
Удивительно красивое объяснение этого же места Торы можно найти в книге рабби Зеэва Вольфа из Житомира «Ор ха-Меир». «Я рос среди мудрецов», — говорил рабби Шимон, сын рабана Гамлиэля (Поучения отцов, 1:17). Для того чтобы человек мог духовно расти, он должен обладать умением видеть в людях их достоинства, мудрость и добрые качества души, объясняет рабби Зеэв Вольф. Тот, кто видит в окружающих лишь недостатки, не может у них учиться, потому что не может брать с них пример, и потому он так и останется на месте — «не может подняться». Потому о невидящих в других людях их достоинств сказано: «Не видели люди друг друга, и не мог никто подняться». Несмотря на тьму в душах египтян, у евреев был свет. Несмотря на жестокость египтян, евреи не очерствели: видя страдания других людей, они приходили им на помощь. После того как новорожденный Моисей оказался во дворце Фараона, сказано в Торе: «Вырос ребенок», а в следующем предложении эта мысль повторяется: «И вырос Моисей, и вышел к братьям своим, и увидел их страдания» (Шмот, 2:11). Тогда Моисей заступился за еврея, которого избивал египтянин, и вскоре возглавил борьбу евреев за освобождение из рабства.
Маленький человек видит только себя, а «большой» человек видит страдания других людей и приходит им на помощь.
Впрочем, Моисей также видел и раскрывал духовный потенциал, скрытый в душах людей. «Человек, обладающий добрым глазом, будет благословен», — прославлял царь Соломон это качество Моисея в своих Притчах (22:9). С момента рождения Моисея его имя упоминается в каждой главе Торы, кроме нашей главы «Тецаве». Баал а-Турим (1270—1343) объясняет, что Моисей заступился за евреев после греха золотого тельца: «Если Ты не простишь евреям греха, то сотри меня из Твоей книги» (Шмот, 32:32). Слово Моисея было частично исполнено в этой недельной главе, и это является предостережением всем нам относиться к словам с особой осторожностью. Между тем есть мнение, что имя Моисея не упоминается в нашей главе в награду за готовность Моисея пожертвовать собой ради народа. Имя выражает сокровенную суть человека. Проявив готовность к самопожертвованию, заступившись за евреев, Моисей поднялся так высоко, что буквы его имени не могли более вместить и выразить света его души. Впрочем, наша глава начинается с того, что Всевышний обращается к Моисею: «Ты прикажи евреям, чтобы они взяли чистое оливковое масло… и вознесли свет» (Шмот, 27:20). Моисей указал нам зажечь свет в Храме в Синайской пустыне, в котором хранились скрижали Торы. Символ сказанного состоит в том, что каждый из нас должен зажечь свет в Храме своей души, изучать Тору, сострадать людям, а также видеть их светлую сторону, открывать в них достоинства.

Теги: Тора, добрый глаз, сострадание, достоинства