Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch

Рекомендуем:

Законы и обычаи Рош Ашана

Рав Исроэль-Меир Лау

Начни сначала — Рош аШана

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Атарат недарим — Освобождение от обетов

Редакция Толдот.ру

Что такое Шофар?

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Сатана в Рош Ашана

р. Ури Калюжный

Рав Арье (Лев) Кацин

Диалоги о насущном

Все записи автора списком

Как перевернуть самую сложную ситуацию в самый большой успех

16 марта 2017, 15:36

Отложить Отложено

 

Как можно открыть самые большие таланты человека? Как связаны грех золотого тельца и Храм? В чем разница между раскаянием от трепета и раскаянием от любви? Беседа об осмыслении и исправлении греха на радио Дэвидзон в Нью-Йорке

Теги не заданы

Оставить комментарий

14 комментариев

sascha, 17-03-2017 14:24:53

Спасибо за блог!

Почему зло все таки лидирует в мире? С сильным отрывом
Александр

ответить         Ссылка на комментарий
katzin, 17-03-2017 23:07:18

Лидерство или торжество зла - это иллюзая, которая дает нам возможность реализовать свободу выбора.
Все бы выбирали добро, если бы знали что при этом можно быть богатым и здоровым, жить в безопасности и благополучии. Но сможем ли мы выступить против зла, которое кажется сильным, лишь потому что правда - это правда?

ответить         Ссылка на комментарий
sascha, 19-03-2017 08:20:56

Спасибо за ответ .Если можно пояснить ,что Вы имели ввиду последним предложением.просто не совсем понятно почему плохо если все выбрали доброправду.

ответить         Ссылка на комментарий
katzin, 19-03-2017 17:52:50

Если мир был бы устроен так, что награда за добро и наказание за зло были бы очевидны, то это было бы подобно дрессировке животных, которые готовы на все чтобы избежать боли или получить еду. В этом мире не было бы места свободе выбора и любви, а людьми управлял бы лишь животный инстинкт самосохранения. И тогда товорящий добро не должен был бы получить награду - ведь его действия все равно мотивированы эгоизмом. Потому Все-ий сокрыл от нас прямую следственную связь событий, чтобы нам казалось, что добро может быть не вознаграждено, а зло не наказано. В этом причина того, что мир сотворен десятью сказаниями, а не одним (хотя конечно Всемогущий В-ий мог бы сотворить и одим), как говорят мудрецы в Поучениях отцов. Одно сказание - открывало бы причинно следственные связи собятий, а десять сказаний создают десять фильтров и скрывают их. Теперь у человека есть свобода выбора и потому справедливо наградить праведника и наказать негодяя.
С другой стороны, этих сказаний лишь десять, а не сто или тысяча, для того чтобы тот кто хотел найти свет Творца все таки смог. Иначе тьма казалась бы бесконечной. И теперь те кто спрашивают: почему зло ликует в этом мире с сильным отрывом? - могут задуматься: Где все империи зла? Где все враги и могильщики нашего народа? На свалке истории! А Еврейский Народ жив! И жизнью своей, самим фактом своего существования свидетельствует - зло в конце концов исчезает как трава, а народ вечности продолжит нести свет.
В качестве информации к размышлению приведу слова Маймонида из Законов о Раскаянии:
-Глава десятая
10.1 Да не скажет человек: вот, я соблюдаю заповеди и постигаю мудрость Торы, чтобы получить благословения, описанные в Торе, или чтобы удостоиться Будущей Жизни; или: я не нарушаю запретов Торы, чтобы избежать проклятий, описанных в ней, или чтобы не лишиться доли в Будущем мире.

10.2 Не стоит служить Господу таким образом - ведь тот, кто служит по этому принципу, делает это из страха, что недостойно пророка и мудреца. Так поступают невежды, женщины, а также дети, которых приучают выполнять заповеди из страха, пока их знание не увеличится настолько, что они смогут служить Б-гу из любви.

10.3 (2) Тот, кто служит из любви - соблюдает Тору и заповеди и идет путями мудрости не по какой-то причине из явлений этого мира, не из боязни наказания и не ради награды; но совершает правильные поступки только потому, что это истина. Награда же приходит как закономерное следствие поступков.

10.4 Это очень высокий уровень, и не каждый мудрец удостаивается его. На этом уровне был праотец Авраам, которого Господь называл "любящий Меня", за то что тот служил Ему только из любви. И Господь заповедал нам через Моше-рабейну достичь этого уровня, как сказано: "И полюби Господа, Б-га твоего, всем сердцем, всей душой и всем имуществом" (Дварим 6:5; Дварим 11:1). И как только человек полюбит Б-га как должно, он сразу станет исполнять заповеди из любви.

10.5 (З) Что значит "полюбить Б-га как должно"? Речь идет об очень сильной любви, когда душа привязана к Господу любовью, и человек увлечен ею постоянно, как влюбленные, чьи мысли постоянно полны той, которую они любят, и не забывают о ней ни на минуту - ни работая, ни отдыхая, ни во время еды и питья. Даже более этого должна быть любовь к Всевышнему в сердце любящих Его, предающихся ей совершенно, как нам указано: "всем сердцем, всей душой" (Дварим 6:5; Дварим 10:12; Дварим 30:6). Об этом сказал Шломо в виде притчи: "...ведь больна любовью я" (Шир а-ширим 2:5) - вся "Песнь песней" является притчей об этом.

10.6 (4) Сказали наши мудрецы: не говори, что учил Тору, чтобы разбогатеть, или чтобы тебя называли "рабби" (учитель), или чтобы получить награду в Будущем мире; ведь написано - "чтобы любить Б-га" (Дварим 11:13, и в других местах), то есть, все, что вы делаете, должно быть из любви [к Б-гу].

10.7 И еще сказали мудрецы: написано в Псалмах, "...заповедей Его желающий сильно" (Теилим 112:1) - именно "заповедей", а не награды за их выполнение. Величайшие из мудрецов поучали самых верных и понятливых из своих учеников: не будьте подобны рабам, служащим господину за вознаграждение, а будьте подобны таким рабам, которые служат господину, не думая о награде, а только потому, что он господин; то есть, служите из любви.

10.8 (5) Тот, кто выполняет Тору, чтобы получить награду или чтобы избежать наказания, выполняет ее небескорыстно; тот же, кто делает это не из страха и не ради вознаграждения, а только из любви к Господину мира, Который это приказал - тот выполняет заповеди бескорыстно. И сказали мудрецы: пусть человек выполняет Тору даже небескорыстно - рано или поздно он начнет делать это ради самой Торы.

10.9 Поэтому, когда обучают маленьких детей, женщин или необразованных людей, приучают их служить из страха и за награду, пока не увеличится их мудрость и не возрастет понимание; тогда начинают понемногу открывать им эту тайну и постепенно приучать их к этому, пока они не поймут это совершенно и не станут служить из любви.

10.10 (6) Известно и понятно, что любовь к Святому Благословенному не укореняется в сердце человека, пока тот не начнет стремиться к ней постоянно, как положено, и оставит все, что есть в мире, кроме нее, как приказал нам Господь, сказав: "...всем сердцем твоим, всей душой твоей" (Дварим 6:5; Дварим 10:12; Дварим 30:6). Всевышнего любят не иначе, как постижением Его (не воображением и не эмоциями - прим. п.), И чем глубже будет постижение, тем сильнее будет любовь.

10.11 Поэтому человек должен найти время и силы, чтобы изучать мудрость и науки, из которых он может постичь своего Создателя в соответствии с возможностями человеческого разума, как мы объяснили в Основных законах Торы.

ответить         Ссылка на комментарий
Rimon, 17-03-2017 15:57:43

Так а что ж, не идти можно было, а радоваться нельзя было? Тогда почему Мордехай сказал не "не радуйтесь", а "не идите?"

ответить         Ссылка на комментарий
katzin, 17-03-2017 23:16:42

Очевидно, что из этой истории мы можем выучить урок - нужно возоводть ограду - знать куда не ходить. Потому что если пойдешь, то потом тормоза могут не сработать.

ответить         Ссылка на комментарий
Misemi, 17-03-2017 16:13:33

Не очень понятно, что за грех молчания. Типа "Я один боюсь не ходить?"

П.с. Рав, а почему Вы в имени Ахашверош на 3-й слог ударение делаете? ))

ответить         Ссылка на комментарий
katzin, 17-03-2017 23:21:13

Золтого телца творили 3 тыс человек. Но ведь там были 600 тыс мужчин. Как же этот грех стал грехом всего народа? Все остальные промолчили - это и есть грех молчания. Рав Элья Швей, глава йешивы Филадельфии, зцл, объяснял, что конечно же каждый отдельный человек хотил выступить против греха, но молчал, думая, что лишь он один выступит, и все остальные не пойдут с ним. То есть он судил других не так как он оценивал себя - таким образом нарушая заповедь Возлюби ближнего как самого себя!
Насчет ударения - а как вы произносити?

ответить         Ссылка на комментарий
Misemi, 18-03-2017 22:04:11

Спасибо! Очень понятно, хорошое объяснение! Имхо! )
АхашверОш

ответить         Ссылка на комментарий
katzin, 19-03-2017 17:59:22

А как вы призносите имя СарА или САра? И почему?

ответить         Ссылка на комментарий
dzhelez, 20-03-2017 15:23:17

В Израиле - Сара
В России Сара

ответить         Ссылка на комментарий
katzin, 20-03-2017 20:26:34

То есть существует разница в ударениях на иврите и ашкеназской идишисткой традиции, отсюда и разница в произношении имени царя Ахашвероша. Кстати и в Израиле очень многие говорят все таки САра, а не СарА, хотя последнее грамотически правильнее.

ответить         Ссылка на комментарий
dzhelez, 21-03-2017 14:14:57

А когда вы последний раз были в Израиле?
А когда вы последний раз были в Израиле, в не "русскоговорящей" общине?

А так, на правах 20-летнего анекдота: Как вычислить русского от сабры? Попросите его произнести название города Хайфы.
(Сабра скажет "Хэйфа", а русский "Хайфа")

ответить         Ссылка на комментарий
katzin, 22-03-2017 05:45:55

Я предлагаю вопрос произношения города Хайфа обсудить с жителями города Хэйфаулыбка Конечно же не русскоязычными, а коренными.
Думаю что вы откроете для себя кое что новое. Это кстати объяснит, почему все же многое говорят САра, а не СарА.
В целом же мне кажется что ответил на ваш вопрос. Всего вам хорошего.

ответить         Ссылка на комментарий
Оставить комментарий