Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Грешник, знающий, что он грешник, лучше, чем праведник, знающий, что он праведник»Провидец из Люблина

Кто поведет сына под хупу?

25 июня 2013, 17:37

Отложить Отложено

Однажды незадолго до свадьбы между родителями жениха и невесты произошел конфликт. Для его разрешения они пришли за советом к раву Аврааму Паму, главе иешивы «Тора ва-Даат» в Бруклине. Родители невесты хотели, чтобы жениха под хупу вели отцы, а невесту — матери. Однако мать жениха не соглашалась: «Столько лет я молилась о том, чтобы повести своего сына под хупу. Разве можно меня этого лишать?»
Не знаю, что тогда ответил ей рав Пам, однако много лет спустя, в своей книге «Атара ле-Мелех», он выразил удивление по поводу ее аргумента: «Родители молятся о том, чтобы повести под хупу своих детей. Но разве смысл этой молитвы в том, чтобы физически повести сына? Мечтая о будущей свадьбе, родители молятся о том, чтобы их дети нашли себе достойного супруга и построили свое семейное счастье. И если отцы поведут под хупу жениха, а его мать — невесту, то стоит ли ей жаловаться, что ее молитва не была исполнена?»
…Хочу упомянуть, что подготовка к свадьбе — напряженное и взрывоопасное время. Жених и невеста вынуждены от поэзии перейти к прозе, от объяснений в любви — к решению практических вопросов будущей жизни, в том числе и таких деликатных, как кто за что будет платить или чьим друзьям и родственникам оказать уважение и попросить произнести благословение под хупой…
При этом важно помнить, что о чем бы ни шла речь, самое главное — это мир в семье, согласие между женихом и невестой и их семьями. Спор о том, кто поведет жениха под хупу, может омрачить свадьбу, поссорить не только родителей, но и молодоженов, нанести ущерб миру в только создаваемой и хрупкой еще семье. Обсуждая детали свадьбы, нужно стремиться создать атмосферу любви и взаимного уважения, выражать готовность выполнить желание другой стороны, демонстрировать умение уступить, пойти на компромисс…
«Два человека могут оказаться в одной и той же ситуации, но видеть совершенно разные вещи, — пишет ученик рава Пама рав Исраэль Райзман в предисловии к книге своего великого учителя «Rav Pam on Festivals». — Два человека приходят на свадьбу, но один видит лишь поверхностные и второстепенные детали, другой же понимает саму суть происходящего — радость единения душ любящих друг друга людей.
Духовный уровень человека выражается в том, как он смотрит на окружающий его мир, обращает ли внимание лишь на внешнее и сиюминутное или проникает во внутреннюю суть вещей.
Но как человек может научиться этому «внутреннему» взгляду на мир? Для этого он должен обрести учителя, найти своего ребе!» — утверждает рав Райзман, вспоминая своего ребе, рава Пама, который всей своей жизнью учил вдумчивому отношению к жизни.
Когда еврейская книга падает на пол, то по обычаю ее поднимают и целуют, показывая этим свое уважение. Однако рав Пам говорил ученикам, что наивысшим выражением уважения к книге является учеба, и потому упавшую книгу следует поднять, поцеловать и поучиться у нее мудрости…
Два человека могут прочитать одну и ту же книгу, но вынести разные уроки. Одному понравились интересные рассказы, другой же увидел саму душу книги — нравственные уроки и духовные ценности, которым учат эти рассказы…
Два человека молятся, произнося одни и те же слова. Однако один молится лишь о теле — о здоровье, благосостоянии, удовлетворении материальных нужд, другой молит о душе, вдохновении в изучении Торы и соблюдении ее заповедей, просит, чтобы у него были силы помогать людям…
Человек произносит слова молитвы, обращаясь к Всевышнему как к защитнику. Однако от кого просит он Всевышнего защитить его? Один думает лишь о внешних врагах — террористах или, может быть, кредиторах —  другой же просит помощи в преодолении своих недостатков, защиты своей души от нежелательных внешних влияний…
«Лехаим! К жизни!» — произносим мы в дни Нового еврейского года. Но что мы называем жизнью? Один человек имеет в виду лишь свое физическое существование, другой же стремится к жизни, полной смысла и вдохновения…
Почему Егошуа удостоился стать лидером народа после Моисея?
Среди евреев были и другие претенденты на лидерство, не уступающие ему в уме. Однако лишь Егошуа все годы скитания в Синайской пустыне с жадностью внимал каждому слову Моисея, не отходя от его шатра. У Егошуа был ребе, который научил его видеть сокровенную суть вещей и вдохновил продолжить, подобно Моисею, учить этому людей.

Теги: Тора, духовность, мир в семье, Ребе, учитель