Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Секрет счастливой жизни заключается в том, чтобы каждый из супругов старался сделать другого счастливым. Но когда один постоянно требует что-нибудь от другого, счастья им не видать»Раби Элияу Элиэзер Деслер

Разные звуки одной мелодии

10 мая 2013, 16:07

Отложить Отложено

Почему Тора была дарована на горе Синай?
Что за вопрос, удивится читатель. Каждый ребенок знает, что Всевышний даровал Тору на горе Синай, потому что это самая низкая гора, для того чтобы научить нас, что Тора даруется лишь скромным людям. Подобно тому, как воды дождя спускаются сверху вниз, так же и Тора спускается к скромному человеку, не задерживаясь на выскочках и гордецах.
«Но если главное достоинство горы Синай заключается в том, что это самая низкая гора, то не лучше было бы даровать Тору в самой низкой точке на земле, в низине Мертвого моря?» — спросил рав Дов Вайсман.
Что ж, если бы Тора была дарована в самом низком месте, то мы бы подумали, что скромность проявляется в том, что человек должен принижать себя перед всеми. Впрочем, примером скромности для всех нас является Моисей, которого Тора называет самым скромным из всех живших на земле людей.
Моисей был скромным? Тот самый Моисей, который осмелился прийти к фараону и заявить: «Отпусти народ Мой!» Тот Моисей, который вывел евреев из Египта, принял Тору на горе Синай, а затем учил всех евреев на протяжении сорокалетних скитаний по пустыне. По сей день мы называем его Моше-Рабейну — наш учитель Моисей, он был и остается учителем нашего народа на все времена. В последних стихах Торы сказано, что «не было (и не будет) пророка в Израиле, подобного Моисею».
Тора утверждает, что Моисей — самый скромный и одновременно самый великий. Являются ли эти утверждения взаимоисключающими? Что такое скромность и что такое гордыня?
Примером гордеца стал фараон, который, несмотря на все казни египетские, отказывался отпускать евреев из рабства.
В чем была причина его упрямства? Фараон притворялся, что он всемогущее божество. Потому он не мог уступить, пойти на компромисс. Фараоном руководил страх. Он боялся, что, уступив, выразит свою слабость. Всем станет очевидно то, что он думает о себе. Человек, ощущающий себя ничтожеством, всегда пытается возвыситься над другими людьми. Тот, кто не уважает себя, пытается добиться уважения, унижая других. Тот же, кто обладает чувством собственного достоинства, не нуждается в том, чтобы унижать других. Уважающий себя человек умеет оказывать уважение другим, уступать, великодушно прощать, проявлять снисходительность и терпение.
Представьте себе, что два человека, один скромный, а другой возгордившийся, оказались на свадьбе. Кто из них будет выполнять заповедь веселить жениха и невесту и танцевать перед ними?
Возгордившийся будет стесняться — не хочу танцевать, а вдруг у меня плохо получится, и люди будут смеяться. Главная забота гордеца — возвыситься над другими, а главный страх — оказаться несостоятельным перед людьми.
Гордец думает только о себе, скромный же умеет, забывая о себе, выполнять свою миссию. Потому скромный преодолеет страх и будет танцевать перед женихом и невестой.
Итак, почему Тора была дарована не в низине, а на горе Синай, которая была самой низкой горой? Потому что сначала каждый должен ощутить себя горой, личностью, человеком, в которого Всевышний вдохнул душу, наделив его способностями и талантами. Лишь став горой, ощутив свою значимость, он может достичь скромности, не стремясь возвыситься над другими и унижать их…
Почему в мире так много разных евреев? Почему говорят: «Два еврея — три мнения»? Потому что каждый человек уникален. Каждый должен научиться находить и выражать свою уникальность. Двенадцать сыновей Яакова стали одной семьей, одновременно разделившись на двенадцать колен Израиля. Даже в момент развержения моря каждое колено шло своим путем. При этом все вместе выходили из Египта. Как единый народ, один человек с одним сердцем, евреи стали у горы Синай. Тогда гора Синай напоминала каждому из них: ты можешь и должен быть горой, проявлять свою индивидуальность, но при этом будь скромным, будь частью целого!
«Еврейский народ подобен оркестру, — говорил рав Ицхак Гутнер, глава иешивы «Хаим Берлин». — Если бы все музыканты играли одну мелодию, то как беден был бы его звук. Богатство гармонии проявляется в том, что каждый музыкант играет свою партию — тогда разные звуки сливаются в одну прекрасную мелодию».

Теги: Шавуот, скромность, Даровние Торы, Синай