Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch

Рекомендуем:

Сегодня читаем главу Толдот

Проверено равом Бен-Ционом Зильбером

Моше и Яаков видели Всевышнего лицом к лицу?

Отвечает Рав Эльяким Залкинд

Есть ли у Израиля союзники?

Отвечает Рав Натан Агрес

Встреча с религией

Лоренс Келеман

Источник любви

Эстер Оффенгенден

Десять дней в воздухе

14 сентября 2010, 13:53

Отложить Отложено

 

Рав Шимшон Пинкус зц"л как-то рассказал такую историю (передаю в своем вольном пересказе):

 

Однажды в общину Офаким привезли "караван" (вагончик). Но это был не простой "караван". Это был готовый бет-кнесет, со всеми атрибутами: бима, арон hа-кодеш, умывальник и даже, простите, туалет. Когда такую "пазельную синагогу" устанавливают на место - остается только расставить мебель и внести сефер Тора - и можно становиться на входе и кричать "ЦЕНТЕР!"

 

Все члены небольшой общины были взволнованы - они давно ждали этого дня. Излишне говорить, что все они, от мала до велика, собрались на заранее подготовленной площадке, чтобы руководить церемонией установки "каравана". И вот, на стреле гигантского крана, чуть покачиваясь, висит над головами долгожданный бет-кнесет.

Начинается таинство опускания сооружения. Все без исключения принимаются командовать:

"Левее! Еще немного! Дай чуть на меня! Теперь вправо! Я сказал ВПРАВО! Да не так же! Я не говорил вправо. Я говорил ниже!.." Ну, и в таком духе.

 

Когда "караван" уже висит над землей на высоте каких-нибудь полутора метров, все принимаются толкать и направлять его в сторону предназначенной для него бетонной "подушки". Последние сантиметры, последний толчок вправо и по часовой стрелке - и вся многотонная конструкция усаживается точно в цель. Песни-пляски-обниманья.

 

В течение нескольких часов электрик подключает все, что надо подключить, а бригада из двух сантехников подвязывает трубы водопровода и канализации. Все готово.

 

Раву общины предоставляется почетное право первым войти внутрь. Он входит. За ним проталкиваются все остальные. Повисает мертвая тишина. Немая сцена прерывается отчаянным возгласом кого-то несдержанного.

Караван установили "мизрахом" на север.

 

Что теперь делать?..

И тут вперед проталкивается шустрый пацанчик:

- Все очень просто: надо повернуть бет-кнесет "лицом" на восток.

Один из габаим устало отвечает:

- Это невозможно...

- Как так - невозможно? Пару часов назад мы все вертели "караван", как хотели - и вдруг невозможно?

- Пару часов назад "караван" был в воздухе. Тогда мы могли что-то изменить. А сейчас - он на земле. И поворачивать или сдвигать его уже поздно...

 

До йом Кипура все решения и постановления, вынесенные в день Суда, находятся "в воздухе". Еще можно что-то изменить, подвинуть или повернуть. Потом - будет поздно.

 

 

P.S. Ни в коем случае не имелось ввиду бросить тень на славную общину Офаким - люди этой общины пользуются заслуженной репутацией праведников. Если кто-то обиделся - извините меня, пожалуйста

Пользуясь случаем, хочу попросить прощения у всех, кого обидел - я не специально. Честно. Больше не буду. Простите.

Хорошей всем подписи.

גמר חתימה טובה

 

P.P.S. Рисунок сегодняшний. Еще незаконченный.

 

 

 

Теги: Йом Кипур

Оставить комментарий

44 комментария

pyatigorsky, 15-09-2010 01:01:42

А у меня дочь в семинаре "Офаким".))
??? ????? ????
Шепотом: а кое-кто давно не заходит в мой блог, тсс.
Ну и конечно: если где обидел, а я умею, ибо по себе знаю, то извините - хотя бы до Сукот.)

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 15-09-2010 01:43:40

Этот самый "кoe-кто" и в свой блог давно не заходит...
Нехватка времени - конечно, несерьезная отмазка, тогда может быть, такое проедет:
А мы только что переехали. Так что - как только мебель по углам растащим - ждем на самовар пива.

Гмар хатима това (как я понимаю по количеству вопросительных знаков - это именно то, что было там написано улыбка ).

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 15-09-2010 02:40:47

Уф, забыл, что с введением арабского в еврейские школы, еврейский ушел из комментов на блоги захватчиков арабских земель людей, живущих на штахим..
О! А знаете ли вы, что я только что вошел к вам не по своему наитию, а по вызову через почтовый сервес. Я первый на всем сайте!))
А вас - с ханукат-абайтом! (боюсь писать по-арабски)).
И еще: кружка водки не хуже ящика чая, или что там у вас. Хотя бы тем, что в холодильнике занимает места меньше, чем самовар.))

ответить         Ссылка на комментарий
abre, 15-09-2010 08:49:40

первым на всем сайте был я улыбка
у Вас в блоге, уважаемый рав Пятгорский.

Уважаемому раву Гади Поллаку сообщаю тоже, в Блогах начало действовать оповещение на имейл о поступившем комментарии для пользователя. Ну и подписка для тех, кто комментировать не хочет, а поучаствовать хочет

ГХТ!

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 15-09-2010 08:59:11

Ох, не люблю я эти новшества...

ГХТ ГЛ.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 15-09-2010 10:06:14

Это именно то, что сказала Луна после первого обновления в начале месяца тишрей 5770 лет назад: "Ох, не люблю я этих новшеств".

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 15-09-2010 10:32:00

5771.
Микцас ке-куло.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 15-09-2010 19:35:21

Если с учетом микцат-кекуло, то 5769 лет назад. Ибо первый тишрей, судя по вашему замечанию, случился во Втором году от Сотворения мира.))

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 16-09-2010 01:36:30

Вы не приняли в рассчет две вещи:
1. Луна была сотворена за два дня до тишрея - значит, в первом году.
2. Сегодня мы уже по уши в новом году - его тоже надо считать.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 16-09-2010 02:02:22

Давайте, я сделаю вид, что не видел слов "вы не приняли во внимание". Давайте, я начну словами "мне кажется".
Мне кажется, что:
1. Мной было написано про Первое Обновление Луны. А оно произошло - когда?
Как вы совершенно правильно заметили: "Луна была сотворена за два дня до тишрея, а значит, в Первом году".
Тогда Обновление Луны случилось - верно! - на Второй год Творения.
2. Как вы не менее правильно и верно заметили, и мне это выражение очень понравилось: "Сегодня мы уже по уши в новом году". - А это, извините, 5771-й год.
Так вот, от тишрея 2-го года до тишрея 5771-го года прошло ровно 5769 лет, не так ли?))
Так мной и было мной написано выше: "Если с учетом микцат-кехуло, то 5769 лет назад.

Физик я, знаете ли, математик. Это уже в крови. Т.е. не художник на планере.)))

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 16-09-2010 10:42:41

Уважаемому физику и математику, раву Пятигорскому шлит"а.

Ни в коем случае не намеревался Вас обидеть, но все мы люди, и некоторые вещи могут ускользнуть от нашего внимания. улыбка

1. Дело в том, что Тишрей "второго года" считается все же первым годом, т.к. мы ведем счет сотворению мира от создания человека. Соответственно - первого Тишрея второго года от сотворения мира человеку был один год, а луне - два, т.к. создана она была в "нулевом" году.

2. В Рош ходеш Тишрей того самого первого года обновление луны произошло во второй раз. Впервые это случилось в день ее сотворения, 28 элуля "нулевого" года. См. Мидраш Раба,6, Ор hа-Хаим,16, Мальбим там же, и др.

С уважением ко всем физикам и математикам,
художник на плЕнере.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 16-09-2010 12:48:36

Нулевых годов не бывает. Распространенная ошибка, кстати.

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 16-09-2010 12:57:41

Поэтому я и взял его в кавычки.

Первый год от сотворения мира начался первого Тишрея. Начало творения было 25 элуля. Этот элуль - к какому году относится? К минус первому?

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 16-09-2010 13:39:37

Мда. Впрочем, вы правы. У меня в шкафу тоже висит "минус первая" рубашка. А рядом с ней "нулевая". А затем уже - первая, вторая и т.д.

Короче, Скл-ий! Сейчас 5771-й год. Против этого трудно возразить, верно?
Если Первый год начался первого числа первого в истории месяца тишрей, то от первого новолуния до нынешнего прошло ровно 5770 лет.
Но если вы склонны считать, что микцат-кехуло, то первое новолуние случилось во Второй год от Сотворения мира. И тогда от первого новолуния до нынешнего прошло 5769 лет.
Всего-то 2 + 2.)))

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 16-09-2010 13:52:46

первое новолуние случилось во Второй год от Сотворения мира - ошибка. Летоисчисление, согласно которому сейчас 5771 год, началось с сотворения человека. Если бы мы считали от сотворения луны, сейчас был бы 5772 год: первое обновление луны произошло 28 элуля, а через два дня наступил Тишрей следующего года. Впрочем, мы начинаем повторяться.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 16-09-2010 16:02:27

Мда. Класс! "Первое обновление луны произошло 28 элуля, а через два дня наступил Тишрей следующего года".
круто

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 16-09-2010 16:50:08

А у Вас, как у физика, есть возражения? улыбка

Да, рав Реувен, в таком уж мире мы живем, что Элуль и следующий за ним Тишрей относиться к одному году никак не могут...

А насчет первого обновления луны - см. источники, на которые я указал выше.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 16-09-2010 17:02:17

Да ладно уж. Сдался. Если источники - то с ними не поспоришь.
Хотя, вроде бы, я ни разу не сказал, что элуль и следующий тишрей относятся к одному году, нет?
Но ради мира на земле и международной безопасности спорить не буду и признаю свое полное поражение.
Мда.
Убили вы меня своими источниками. Дважды два пять - это надо еще пережить.))

"Первое обновление луны произошло 28 элуля, а через два дня наступил Тишрей следующего года".
И наступил тишрей при полной луне, а из нее голландцы, как известно, делают сыр.))

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 16-09-2010 17:40:03

Вот так и мучаемся... улыбка

Кстати, обновление происходит не при сыре, а при банане. А что там голландцам привиделось - так за енто мы не отвечаем...

Плодотворного Йом Кипура Вам и хорошей резолюции на добром приговоре.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 16-09-2010 23:45:50

Спасибо за доброе пожелание.
Кстати, сегодня (ровно три часа назад) спросил меня ученик, что ему делать со своим очень упрямым братом.
- А в чем дело? - не понял я.
- Да уж очень упрямый, - говорит он мне. - А тут вы учите нас, что надо у всех, кого ты обидел, попросить прощения.
- Ну да, надо попросить. А при чем тут упрямый?
- Так ведь он такой упрямый, что всегда со мной спорит.
- И что из этого?
- Так ведь я его иногда ибижаю за это.
- Ты его обижаешь? Чем обижаешь?
- Так ведь он же не может спорить в одиночестве. Он спорит со мной. Ну, в споре я его и обижаю. Я ведь тоже упрямый, как и он...

Прошу меня простить за то, что вас постоянно обижал, затевал ненужные разборки, критиковал, стоял на своем (будучи неправым!), не слушал резонов и аргументов. Теоретик-то я великий. А практик некудышный. Не берите, рав Поллак, с меня пример.
И простите меня, пжлст.плачет
ГХТ.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 15-09-2010 10:04:02

Первым в доме был строитель. А въехал жилец - и устроил Ханукат-Абайит. Ему и мазл-тов!))

ответить         Ссылка на комментарий
Sania, 15-09-2010 13:15:21

Уважаемый р. Гади,
А рассказ-то страшненький... Когда действовать надо именно сейчас, а через три минуты уже ничего не поможет, страх парализует... Именно в такие моменты действовать настолько трудно, что практически невозможно. Только если будет очень мощная сийата ди-Шмайа, которая за тебя всё сделает...

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 15-09-2010 13:41:01

Поэтому я его и написал ДО Йом Кипура.

Гмар хатима това.

ответить         Ссылка на комментарий
levant, 15-09-2010 18:26:30

Рав Гади, спасибо большое за рассказ.
Гмар хатима това!

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 16-09-2010 01:38:18

И Вам, Боаз, гмар хатима това.

ответить         Ссылка на комментарий
EShatz, 15-09-2010 21:50:30

Гмар хатима това!
(а левая ладошка мне почему-то детскую напоминает - то ли маленькая для токеа, то ли пальцы немного короткие, то ли держит он их по детски....Нет?)

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 16-09-2010 01:39:57

Исправил после того, как поместил пост (но до того, как получил Ваше справедливое замечание) улыбка
Гмар хатима това.

ответить         Ссылка на комментарий
Point, 15-09-2010 22:20:08

А что такое ЦЕНТЕР ?

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 16-09-2010 01:42:15

"Десятый" на Идиш. Когда хотят собрать миньян - выходят наружу и кричат "Центер!" (типа, нам до десяти не хватает одного) - при этом внутри может быть только один или два человека улыбка

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 16-09-2010 02:06:14

Я видел, когда внутри был "минус один".
Это случилось в Пардес Хана много лет назад. Иду по улице - а там человек кричит "центер". Захожу, никого нет. Спрашиваю габая (который и кричал), где остальные. Отвечает, что сейчас он соберет еще 9 "центеров". Я его поправляю: 8. А он мне: нет, я уже молился. - А зачем тогда народ созываешь? - У нас по расписанию должен быть миньян в час дня. И он будет! - Так он мне ответил.))

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 17-09-2010 14:56:43

Да, у евреев всякое бывает. Центер на центер не приходится...
улыбка

ответить         Ссылка на комментарий
Yehuda, 16-09-2010 10:34:46

Есть верный способ развернуть караван: Цдака поднимаетиповорачивает отменяет приговор http://toldot.ru/tora/articles/articles_243.html.

Но конечно до Ём Киппура дешевле

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 16-09-2010 10:46:53

Дело не только в дешевизне.
Невозможно сравнить количество прилагаемых для разворота усилий ДО того, как его опустили на землю и ПОСЛЕ.

ответить         Ссылка на комментарий
Yehuda, 16-09-2010 11:00:14

бабло цдака победит зло !!!


с переездом! что бы у Вас были ещё лучше рисунки мазал

Гмар Хатима това

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 16-09-2010 11:09:07

Спасибо.
И Вам побольше денег (это было зачеркнуто) Гмар хатима това.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 17-09-2010 15:06:46

Гевалт, срочно отмените ему зачеркивание!!!
А мой коммент после прочтения сжечь.))

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 18-09-2010 19:57:09

Сжигание отменили раньше, чем зачеркивание. улыбка

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 18-09-2010 20:10:53

Ой, рав Поллак, вы меня не поняли. Надо было отменить ваше зачеркивание в брахе, которую. вы выше написали раву Йеуде.
Известен случай, когда один очень большой рав давал браху одному супер-гвиру. Он дал ее по полной формуле, А потом добавил: "ну, и парносу тебе", тут же замотал головой и замахал руками - "т.е. извини, парносу тебе не надо, она у тебя уже есть, а пусть у тебя будет здоровье и успехи в лимуде".
Все полностью так и произошло. Могу привести имена гвира и раввина. Но главное - что мы оттуда учим, не так ли?
Отмените ему стирание про деньги!!

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 18-09-2010 21:12:49

Ну, во-первых, я не рав, тем более - не большой (всего-то ок. 180 см).
А во-вторых, стирание отменяю, и желаю всем желающим много денег.
И Вам.
И Толдот.
Ну и мне, если не жалко...

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 18-09-2010 21:30:18

P.S. Вспомнилась история про раби Леви Ицхока.
Как-то раз перед Йом Кипуром он решил проверить, насколько хазан понимает слова молитвы. Рав спросил хазана: "Что означают слова Ве-сейн хелкейну бе-сойросехо? (И дай нам часть в Твоей Торе)"
Хазан подумал и ответил: "Ве-сейн - дос ист гелт ("И дай" - это деньги). Хелкейну... - дос ист нох гелт ("наша часть" - это еще деньги). Бе-сойросехо ("в Твоей Торе") - что еще может быть? Нох мул гелт!"
Сказал раби Леви Ицхок: "Владыка мира! если Ты выжмешь молитвы Израиля - выйдут деньги (то есть, в конце концов, все молятся о деньгах). Но для чего им нужны деньги? Купить 4 миним, построить сукку, купить хорошую мацу и лучший тфилин, отправить детей к хорошему меламеду. То есть, если Ты выжмешь деньги, которые Ты даешь евреям - выйдут мицвот. Дай им, пожалуйста, сколько попросят!"

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 18-09-2010 22:04:20

Блеск! Хорошей вам суки, прекрасных 4 миним - и супер-ребе для детей.))

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 18-09-2010 22:09:02

Спасибо. И Вам того же.

ответить         Ссылка на комментарий
yaakov, 18-09-2010 23:38:54

Шана Това! Шавуа тойв, р. Гади! краем уха что то слышалось о переезде и самоваре пива...что кружка водки не хуже ящика чая..., а у меня как раз подарочек из типографии должен выйти, Б-т А-м, завтра... я понимаю, это дело такое... коробки, коробки, коробки... но в суке то можно, а?усмешка

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 19-09-2010 00:00:36

Коробка шампанского однозначно перевесит рюмку кофе
Реб Янкев, Вас я вообще жду без приглашения (достаточно предупреждения по телефону). улыбка

Поздравляю с подарочком. улыбка

ответить         Ссылка на комментарий
Оставить комментарий