Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

О первопроходцах, первооткрывателях и национальной гордости

Отложить Отложено

 

Почему-то считается, что почести за выдающиеся достижения какого-либо деятеля (неважно, в какой области) должны равномерно распространяться не только на его семью, наставников, соучеников и соседей по лестничной клетке, но и на весь народ, и даже страну. Хотя, если честно, я не совсем понимаю, какое отношение Вася Пупкин из села Большие Помои имеет к чемпиону по подводной борьбе на лыжах Бердыхамеду Дурдымамедову, и чем он, Вася, так гордится.

Народы мира (и евреи, далекие от Торы) очень любят загибать (и растопыривать) пальцы, перечисляя "своих" чемпионов в науке, культуре, спорте, военном деле и других областях. Особенное уважение оказывается первооткрывателям, а если таковых в своей среде не наблюдается - то "первооткрывателем" объявляется первый отечественный плагиатор, доставивший новинку в родные степи. Я не буду перечислять примеры - вы и без меня хорошо их знаете.

И вот тут читатель ждет, что аффтор, после многозначительной паузы скажет: "А вот у евреев Торы все по-другому". И окажется прав, но лишь отчасти.

Первое слово Торы - Берейшис - означает "в начале". Мудрецы дают ему много толкований, и одно из них звучит так: "Берейшис - ради народа Израиля, называемого "началом", создал Творец небо и землю". О, мы - первопроходцы. Повод для гордости, не? Не совсем. Тут, скорей, повод почувствовать огромную ответственность за весь созданный мир. 

Но и повод для гордости у нас тоже есть: наш праотец, Авраам, стал родоначальником монотеизма, без которого наш мир не только выглядел бы по-другому, но и вообще перестал бы существовать. И, продолжая его дело, мы имеем полное право гордиться им (но исключительно продолжая, потому что если нет - то мы не имеем к нему никакого отношения, и гордиться нам остается только Зигмундом Фрейдом, Альбертом Эйнштейном и Яшей Хейфецом, хотя к ним мы тоже отношения не имеем). Адам, Ноах, Шем и Эвер тоже были монотеистами, но Авраам стал первым, кто основал целый народ, идущий по этому пути.

В случаях остальных первопроходцев в какой-либо области мы отдаем им все наше уважение, но никак не примазываемся к их успехам. Более того - даже узнать об этих первопроходцах мы можем не из победных летописей еврейского народа, а только мимоходом, из текстов, обсуждающих темы Законов Торы, где их достижения приводятся не для "вот мы какие великие", а для лучшего понимания обсуждаемого вопроса.

Например:

Книга "Зоар" говорит о шарообразности и вращении Земли. За полторы тыщи лет до Коперника и Галилея. И - нет, никого за это не сожгли.

Гмара в трактате Брахот (58б) говорит о том, что созвездие "Плеяды" в своей центральной части состоит из скопления более, чем ста звезд. Еще полторы тыщи лет после этого весь мир думал, что их только шесть (а автоконцерн "Субару" думает так до сих пор), пока тот же Галилей не изобрел телескоп и не обнаружил, что их шо-то около сорока (на сегодняшний день известно, что их там пара тысяч, но таки в центральной части созвездия их сто четыре).

Рабби Йонатан Айбешиц в книге "Тиферет Йонатан" (глава Ноах) описывает устройство двухступенчатой ракеты на твердом топливе, которая, взлетев из стратосферы (для этих целей и было затеяно строительство Вавилонской башни), может достигнуть Луны. За 150 лет до Циолковского.

И еще куча других примеров, содержащихся не в списках национальных достижений, а в обсуждении соответствующих тем. Без титулов и регалий, а часто - даже без имен "первооткрывателей".

Ну хорошо, скажет читатель, в науке и в торговле евреи всегда были впереди планеты всей. А что насчет спортивных достижений или, скажем, владения оружием?

Нет, наверное, человека, который не знает, кто такой Вильгельм Телль. Прославленный стрелок, мировой символ лучника. Песни, легенды и баллады рассказывают, как он выстрелил из арбалета точно в яблоко, установленное на голове собственного сына. Герой.

А теперь скажите, кому из нас известно имя р. Йона бар Тахлифа?

Гмара в трактате Хулин, разбирая способы кошерного забоя животных, мельком упоминает о том, что Рова проверял, насколько хорошо наточены стрелы р. Йоны, который после этой проверки делал этими стрелами шхиту (кошерный забой) пролетающим уткам. Причем заметьте, это представление происходило без толпы зрителей, за тысячу с лишним лет до рождения Вильгельма Телля, и давайте обратим внимание на следующие детали:

1.Вильгельм стрелял из арбалета (во время прицеливания ему не надо было держать натянутую тетиву, что, естественно, намного облегчает процесс). Р. Йона стрелял из лука.

2. Яблоко стояло неподвижно на голове мальчика, утки находились в полете.

3. Движение летящей утки происходит не только по оси Х, при взмахе крыльев она двигается еще и по оси Y - то есть, волнообразно. Лучнику при этом необходимо точно рассчитать предполагаемое место расположения ее горла во время попадания в него стрелы.

4. Уклонение стрелы на четыре-пять сантиметров от центра яблока в любую сторону - некритично, попадание в любом случае засчитывается. При стрельбе по утке лезвие стрелы, расположенное горизонтально, должно пройти строго по касательной к передней части ее горла (то есть - счет идет на миллиметры) - иначе шхита будет некошерна (при забое птицы необходимо перерезать, как минимум, большую часть трахеи или пищевода).

5. Вильгельм не был ограничен во времени (прицеливайся, сколько хочешь), р. Йона был ограничен временем пролета утки над ним (пропустишь - улетит).

6. Знаменитый швейцарский стрелок всю жизнь занимался исключительно шлифованием своего мастерства, а р. Йона бар Тахлифа все свое время сидел и учил Тору, иногда прерываясь на то, чтобы сгонять в магазин добыть утку к обеду.

И, наконец, последнее отличие: подвиг Вильгельма Телля - повод для гордости всей Швейцарской Конфедерации, неотъемлемая часть ее истории и традиций. А после описания необычного способа шхиты р. Йоны гмара спрашивает: "А каким образом он при этом выполнял мицву "кисуй а-дам"? (при шхите птицы положено вылить ее кровь на заранее подготовленную землю и сверху присыпать другой землей)". Ну никакой гордости за земляка.

Так что - при всем обилии гениев и выдающихся личностей среди нашего народа - гордиться мы можем только собственными достижениями, ну и, может, достижениями своих детей. И еще праотцом Авраамом.

Теги: пробелы в информации