Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Праведник даже дурное начало использует для хорошего — для того, чтобы обрадовать свою жену, установить мир в своем доме и продолжить род.»Виленский Гаон. Комментарии на свиток Эстер

Послешавуотное. Бейт кнесет, два ворта и штикл без приза. Часть 1

Отложить Отложено

 

 

Праздник, который сравнивают со свадьбой (Вс-вышнего с народом Израиля и народа Израиля с Торой), удалось провести в синагогах. По-другому и быть не могло - каждый жених обязан привести невесту к себе в дом.

Скажем несколько слов по поводу этой свадьбы, а в промежутках, по традиции, разбавим текст фотографиями синагоги "Кеилас Ашкеназ" в КС, украшенной к празднику получения Торы и, заодно, возвращения евреев в синагоги. 

 

 

На моем эрусин (помолвке) двоюродный брат моего папы, рав Менаше Йосеф Миллер задал интересный вопрос: мудрецы говорят, что после случая с золотым тельцом Моше разбил скрижали для того, чтобы суд над евреями проходил по закону о распутстве свободной, а не замужней женщины - закон распутства замужней женщины намного строже. Но не совсем понятно - зачем ему понадобилось разбивать скрижали, и что он этим выиграл? 

 

Справка: По законам Торы человек, который хочет жениться - для передачи невесте Ктубы и денег Кидушин может использовать посыльного. Для этого существуют два вида посыльных: посыльный, представляющий жениха (шлиах олаха) и посыльный, представляющий невесту (шлиах кабала). Друг от друга они отличаются тем, что в первом случае невеста считается замужем с момента получения денег от посланника жениха, а во втором - с момента получением денег своим посланником.

Если Моше был посланником народа Израиля - то в момент получения им скрижалей на Синае народ Израиля уже считается "замужем", и никакое разбитие скрижалей тут уже не помогло. А если он был посланником Вс-вышнего - то для сохранения Израилем статуса "незамужней" достаточно было просто не передавать скрижали народу. В таком случае разбивать их не было необходимости.

 

Ответ был следующим: 

Скрижали не были эквивалентом денег Кидушин. Эту роль играло золото, которое было выброшено Красным морем на берег после смерти египтян (как об этом говорится в мидраше на Шир а-Ширим). Только Кидушин эти были заключены при условии, что народ Израиля получит Тору.

 

Справка: Если Кидушин заключаются при каком-то условии, то при неисполнении этого условия замужество недействительно постфактум, с момента его заключения.

 

Моше разбил скрижали для того, чтобы условие не было выполнено. Таким образом, Кидушин аннулировались задним числом и Вс-вышний должен был судить народ Израиля по более "легкой" статье - закону о незамужней.

Но, если первые Кидушин были отменены, когда же произошло второе "замужество"? А произошло оно в момент, когда Вс-вышний установил среди народа Израиля "хупу" - мишкан. В качестве денег Кидушин, в этом случае, выступили те самые пол-шекеля, которые все без исключения пожертвовали на строительство. А если вы спросите - "так это же неправильно? Деньги невесте должен давать жених, а не наоборот?" - ответ можно найти в гмаре Кидушин 7а.

 

Продолжение следует

 

Теги: Фото, Шавуот