Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«И если брат не жалеет брата, то кто пожалеет его? А тот, кто отворачивается от возможности совершать благодеяние, называется «беспощадным»»Рамбам, раздел «Дары бедным», глава 10

В зоне особого внимания

Отложить Отложено

 

Дисклеймер: этот пост задумался в дни Пейсаха, но ежедневные изменения настолько превышают нормальный скоростной режим, что сейчас, спустя всего пару дней после праздников, некоторые его моменты уже неактуальны. Но, тем не менее, публикуем все так, как было, и будем надеяться, что все остальное тоже станет неактуальным очень скоро.

 

Изменения в повседневной жизни коснулись не только скукоживания ежедневных маршрутов до размеров "от стенки до стенки", внезапно свалившихся на головы родителей детских каникул с необозначенной конечной датой и выходов в магазин, которые планируются в режиме спец-операции - они коснулись, в первую очередь соблюдения мицвот. Соблюдение мицвот, в отличие от работы, невозможно перенести на "удаленку" или взять от них отпуск за свой счет...

Первая мишна трактата "Пеа" перечисляет десять мицвот, плоды которых человек получает уже в этой жизни, но, тем не менее, основная заслуга за их исполнение складывается на "закрытый счет" в будущем мире. Вот они:

- уважение к родителям

- благотворительность

- ранний приход в синагогу утром и вечером

- гостеприимство

- посещение больных

- помощь бедным невестам в устройстве свадьбы

- участие в похоронах

- сосредоточенность в молитве

- установление мира между людьми

- изучение Торы, которое оценивается, как все вышеперечисленное, вместе взятое.

 

Давайте разберем каждую из этих мицвот применимо к нашей сегодняшней реальности.

Итак,

Уважение к родителям.

Если в обычное время уважение к родителям подразумевает как можно более тесный контакт с ними, то сегодня уважение - не посещать родителей. Параллельно необходимо каждый день звонить им и позаботиться о том, чтобы у них было все необходимое, но полностью исключить личный контакт. Кто бы мог подумать о таком несколько месяцев назад?

 

Благотворительность.

Самое большое добро, которое мы сегодня можем сделать для окружающих - полностью соблюдать предписания минздрава: не выползать из дома без крайней необходимости, соблюдать социальную дистанцию, носить защитную маску. Причем, сейчас у нас есть возможность делать "хесед" не в отношении какой-то конкретной личности, а в отношении всех окружающих скопом. Когда такое еще было возможно?

 

Ранний приход в синагогу утром и вечером.  

Да, сейчас, когда у нас нет напряженного графика работы или учебы, мы можем позволить себе расслабиться и немного поспать по утрам. Но обязанность "раннего прихода", в отличие от молитвы в миньяне, никто не отменял, поэтому будет полезно установить время молитвы в те же самые часы, как это было "во времена открытых синагог". Ну, а потом, если надо - можно упасть и доспать то, что не доспали. Это также поможет организовать день и не терять время просто так. Потому что жизнь у нас все-таки одна, и ее нельзя временно отправить в карантин.

 

Гостеприимство.  

Самый проблемный пункт на сегодня. Но, тем не менее, можно и его использовать так, как надо. Пройдитесь по списку ваших контактов, и позвоните всем, кому не успевали обычно позвонить в другое время. Тем более, что сегодня всех без исключения можно застать дома, и время разговора не будет ограничено, как обычно, извинениями в стиле "мне срочно надо бежать на важную встречу".

 

Посещение больных.

Тут вообще просто - опять телефон. В нашей ситуации не надо ехать в больницу или на дом к больному, чтобы справиться о его самочувствии (да вас туда и не пустят). Зато больному будет приятно, что все, с кем он знаком, не забывают его и желают скорейшего выздоровления.

 

Помощь бедным невестам в устройстве свадьбы. 

Сейчас (сфирас а-Омер) свадеб не делают, но деньги на помощь бедным невестам давать можно. И это мицва в более чистом виде, чем, придя на свадьбу, положить в конверт 50 шекелей и съесть блюдо за 200. На свадьбы мы в ближайшее время ходить не будем (разве что, к ближайшим родственникам), а вот деньги молодой паре - дать обязательно.

 

Участие в похоронах.  

Тут, как на свадьбе. Участие (физическое) недопустимо, но участие (моральная поддержка родственникам) необходимо. Опять же - по телефону.

 

Сосредоточенность в молитве.

Когда молитва происходит в полноценном миньяне - все каванот (мысли) этого миньяна плюсуются. Но когда человек молится один (и рядом с ним нет соседа, который произнесет "пропущенную" другими броху с нужным настроем) - ему необходимо особенно заботиться о том, чтобы все брахот были осмысленными. Это же касается "балконных миньянов".

UPD. С сегодняшнего дня разрешили миньяны на открытых пространствах - там тоже нужно обратить особое внимание на кавану, т.к. в таких местах есть куча отвлекающих факторов.

 

Установление мира между людьми.  

В ситуации, когда все члены семьи заперты в четырех стенах, дети бросаются друг на друга, и все они вместе - на родителей, и нет ни малейшей возможности "незаметно смыться из этого дурдома", очень важно установление спокойной и доброжелательной обстановки. Это, на мой взгляд, одна из первостепенных задач в этот период (и, возможно, одна из причин нашего нахождения "в клетке").

 

Изучение Торы.  

Единственный пункт, который остается без изменений. Тот же Хумаш, те же Мишнайот, та же гмара. И то же усердие. К тому же - бесценная возможность поучиться с собственными детьми и дать возможность девочкам, которым столько рассказывают о важности изучения Торы, увидеть, как оно выглядит в реальности.

 

Всем нам - скорейшего возвращения к той рутине, из которой мы так пытались вырваться "хоть ненадолго". 

Не болейте.

 

Теги: Фото, Подумалось