Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Без лазеек

Отложить Отложено

 

Как-то раз, много лет назад, мы пригласили пожилую семью новых репатриантов к себе на шабат. Они были в самом начале процесса тшувы, и поэтому у них было много вопросов.

Самый первый вопрос у них возник сразу, как только они вошли в дом. Дело было в первый шабат после Пейсаха, и на некоторых наших шкафчиках еще красовались наклейки "продано нееврею". Гости поинтересовались, зачем эти наклейки, и что на них написано.

Я объяснил им, что т.к. в Пейсах еврею нельзя иметь в своем распоряжении хамец - то все места, где хранится повседневная посуда, мы продаем нееврею - и, таким образом, хамец, который въелся в стенки кастрюль, сковородок и тарелок с ложками, оказывается в его владении. Наши гости переглянулись и с улыбкой заметили: "Придумают же себе евреи выход из любой ситуации!" 

Я ничего не ответил, и продолжил приготовления к шабату. 

Во время трапезы гость задал мне вопрос: 

- Большинство Законов Торы мне понятны, но есть некоторые, которые вызывают недоумение. Например, известное правило "глаз за глаз". 

Я ответил, что гмара подробно разбирает это правило, и несколькими способами приходит к однозначному выводу, что речь идет о денежной компенсации. Он попросил объяснить, откуда такое заключение. Я вкратце пересказал ему содержание первой страницы 84-го листа трактата Бава Кама и добавил ворт Виленского Гаона, что слово "תחת" (вместо) можно также перевести, как "ниже", то есть - вместо букв "עין" (глаз) надо подставить буквы, следующие за ними (ниже) по алфавиту - получаются буквы "כסף" (деньги).

Мои гости снова переглянулись, и опять выдали что-то вроде "ну и придумают же себе!"

Я понял, что пришло время объяснить, почему это не "придумывание" и не "себе". Это прозвучало примерно так:

Любой закон, принятый парламентом любой страны, перед голосованием обсуждается законодателями, проверяется советниками и дорабатывается юристами. После того, как закон принят, оказывается, что в нем осталось место для различных интерпретаций и всяческих лазеек. Чтобы прикрыть эти лазейки, к этому закону постепенно добавляются поправки, но, тем не менее, грамотные комбинаторы (и их адвокаты) вполне могут найти щели в законе и после принятия поправок.

Закон, установленный Вс-вышним, в отличие от законов, установленных людьми, предусматривает все возможные варианты без всяких поправок. И если в нем есть лазейка - значит, она была оставлена Законодателем намеренно, именно для того, чтобы мы ее использовали. Когда Тора говорит "чтобы не было в твоем владении ничего квасного", мы должны задать вопрос, а почему не написано "уничтожь все квасное"? Потому что "твои владения" - это понятие, которое ты устанавливаешь сам. На этом основан закон "эфкер" (имущество, от которого отказались хозяева), закон "ашейвас авейда" (возвращение потерянного), закон "афкадат пикадон" (оставление залога) и еще куча других законов. Принимая в расчет, что нам запрещено иметь квасное именно "в своем распоряжении" - мы просто передаем некоторые места в нашем доме в распоряжение нееврея (с оформлением соответствующих документов) на все время Пейсаха, и этим самым спасаем наше имущество от ненужного уничтожения (которого от нас никто не требует).

И тут гость спросил: "А как же насчет постановлений мудрецов? Не является ли это "поправками" к Законам Торы?"

Я ждал этого вопроса: "Постановление мудрецов имеют своей целью отдалить человека от нарушения Законов Торы, а не закрыть в них лазейки. Это, как если бы полиция в каком-то определенном городе с целью борьбы с ДТП приняла решение запретить проезд на желтый сигнал светофора. Согласно ПДД движение на желтый свет не запрещено, но после того, как дорожная полиция остановит несколько водителей за нарушение местного устрожения - остальные водители прекратят ездить на желтый, и количеств аварий снизится. При этом ни один водитель и ни один полицейский не будет думать, что запрет езды на желтый - одно из правил ПДД. Все прекрасно понимают, что это всего лишь местное устрожение".

"А кто дал право мудрецам устанавливать устрожения, и каким образом эти устрожения обязывают всех евреев их соблюдать?" - не успокаивался мой гость.

"Тора сама дала им такое право. Когда Тора говорит "И придешь к мудрецам, которые будут в твоем поколении... и будешь делать все, что тебе укажут" - она тем самым выписывает мудрецам "открытый чек" для того, чтобы делать такие постановления, и одновременно обязывает нас подчиняться им. Так что, слушать постановления мудрецов - это тоже Закон Торы".

"А кто сказал, что мудрецы не захотят постановить что-то, что противоречит Закону Торы?"

"Это отдельная тема"...

 

Когда Вс-вышний приказал Моше огласить евреям запрет покидать свои дома в ночь казни первенцев - они послушались беспрекословно. Потому что, если бы они (из лучших побуждений!) начали искать лазейки и собираться в миньяны, чтобы помолиться маарив или провести вместе лель а-Седер - не было бы у нас сегодня Пейсаха.

Сегодня все главы поколения постановили молиться в одиночестве. Поэтому - никаких "миньянов на балконах" или "миньянов на открытых пространствах". В одиночестве - значит в одиночестве, без всяких виляний.

 

Всем кошерного, веселого и здорового Пейсаха.

Не кашляйте.

 

Теги: пробелы в информации, Пейсах