Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Мысли перед Пейсахом

Отложить Отложено

 

Свадьба постепенно перешла в Шева брахот, а они, в свою очередь - в предпасхальную уборку. Времени, понятно, ни на что не остается, в том числе, и на блог. Но умище-то, умище - куда девать? мысли о Пейсахе все равно крутятся, поэтому поделюсь ими с нашими читателями. 

 

Моше ставит фараону три условия:

"בנערינו ובזקנינו נלך בבנינו ובבנותינו בצאננו ובבקרנו נלך כי חג ה' לנו" 

1. Мы пойдем с нашей молодежью и стариками,

2. С нашими сыновьями и нашими дочерьми,

3. С нашим мелким и крупным скотом.

Фараон начинает торговаться, пытаясь удержать один раз скот, другой раз детей. Главное, чтобы не все три пункта вместе.

Моше не соглашается, мотивируя отказ тем фактом, что "у нас праздник Вс-вышнему".

 

Разбираемся:

Все еврейские праздники (и, в частности, Пейсах) имеют три аспекта:

1. Алахический - законы праздника и жертвоприношений,

2. Этический - Алель (благодарность Творцу),

3. Воспитательный - передача традиции по цепочке поколений.

 

То есть - в данном случае:

"С нашим мелким и крупным скотом" - имеются ввиду законы пасхальной жертвы и запрет хамеца. 

"С нашей молодежью и стариками" - благодарность (Алель), как написано "Восхвалите Вс-вышнего старики и молодежь".

"С нашими сыновьями и нашими дочерьми" - воспитание детей.

Фараон, как отмечают мудрецы, действует по принципу ейцер а-ра, то есть, пытается удержать наше внимание на каком-то одном аспекте за счет другого: "Идите со скотом, только детей оставьте" или "Идите с детьми, только оставьте скот".

 

И тут мы должны не поддаваться на уговоры. "Дух праздника", даже с рассказом Пасхальной Агады детям, не имеет никакого смысла без соблюдения всех алахических законов Пейсаха. Точно так же, как и самая тщательная уборка дома бесполезна, если дети остаются за бортом приготовлений. Праздник Вс-вышнему состоит из всех трех пунктов вместе.

 

С праздником. א פרייליכע און א כשר פסח

 

Теги: Пейсах, Подумалось