Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Главное желание дурного начала — найти изначально кашерное отверстие для проникновения зла в человека.»Рав Йосеф-Юзл Горовиц, саба из Новардока, из книги «Уровень человека»

Про Фишеля, про Голливуд и про антисемитизм

02 июля 2010, 13:07

Отложить Отложено

 

По моим наблюдениям, все читатели делятся на 4 группы:

По-читатели - ну, этот термин понятен, это то, что по-русски называется "фан". Восторги по-читателей не знают границ, а критика отсутствует, как класс. Приятно, хоть и бесполезно.

Пере-читатели - это те, кому книжка понравилась до такой степени, что они ее перечитывают. Здесь восторг более сдержанный, а критика конструктивна. Самая полезная с точки зрения автора группа.

Про-читатели - эти после прочтения сразу (или постепенно) забывают о прочитанном. Ни критики, ни восторга. Фиолетово.

И, наконец, Прочищатели - люди, которые читают книжку исключительно, чтобы "пропесочить" автора. На такую критику не стОит обращать внимания, т.к. она проводится не с целью получить ответ на вопрос, а именно с целью обратить на себя внимание. Не дождутся.

 

 

Иногда мне задается вопрос: "А почему Ваш Фишель такой несимпатичный? Вы антисемит?"

По причине того, что часть спрашивающих явно не относится к последней группе - необходимо ответить.

 

Подобные вопросы я слышал не только по отношению к многострадальному Фишелю, но и про других персонажей моих книг (как, например упомянуто здесь, п.24).

 

Этот же вопрос я как-то раз получил по мейлу. Если Вы, уважаемый читатель, не против - процитирую здесь свой ответ (кто не согласен - пишите, послушаем):

 

 

Насчет "антисемитизма" - вопрос не новый. Впервые он всплыл во время работы над первой частью "מעשה" и чуть не привел к конфликту с издателем. Были привлечены арбитры со стороны (администрация издательства Feldheim в Нью Йорке) и, выслушав претензии, они однозначно приняли мою сторону. Изложу вкратце свою позицию:
 
Дело в том, что в Израиле целое поколение выросло на книжках Эхткопфа (сифрият "Маханаим"), где ВСЕ евреи - умные красавцы, а ВСЕ неевреи - уроды и дураки. Так сказать, "антисемитизм наоборот". Как если бы ко мне подошел антисемит и сказал: "У тебя длинный нос!" а я ему в ответ:"Это у тебя длинный нос!". По-моему, не самая умная реакция, нет? Дело ведь не в носе, дело в другом. В еврейском мире всегда ценились внутренние качества человека, его "ментчкайт". Это Голливуд (и Мосфильм) вставили нам в мозги идею, что положительный герой ОБЯЗАН быть красавцем. А отрицательный, соответственно - уродом. Кстати, отсюда берет начало миф о якобы некрасивости евреев - ведь еврей у них ВСЕГДА отрицательный герой. Как это ни самонадеянно звучит с моей стороны, я вступил в борьбу с Голливудом


В еврейских местечках нельзя было встретить "эхткопофских" персонажей с актерской внешностью и тридцатидвухзубой улыбкой. Кто хочет убедиться - может просто посмотреть старые фотографии (с этой целью на форзаце второй части было помещено несколько таких фото). Убеждая детей в том, что гой - это грязный, глупый и непривлекательный таиландец, который работает напротив, и что "все они такие", мы рискуем создать у ребенка систему ценностей, при которой он воспримет брокера на нью йоркской бирже, вашингтонского политика или лондонского адвоката как очень положительных персонажей и модель для подражания. И соответственно, рав Янкале Галинский שליטא , который не обладает ни высоким ростом, ни актерской внешностью, потеряет в глазах ребенка всякое уважние.


И последнее. Антисемит пытается убедить окружающих, что такого "урода" нельзя не ненавидеть. Я пытаюсь показать, что некрасивого, невезучего и глупого шлемазла Фишеля можно любить так, как люблю его я (взгляните в его глаза - антисемит не может нарисовать ТАКИХ глаз). И в то же время умный и хитрый красавец Роберт не вызывает у меня никаких симпатий. 
 
Очень жаль, если мы потеряем такую важную еврейскую черту, как умение смеяться. Над собой, в том числе. 

 

 

 

 

 

Теги: Иллюстрации, Еврейская перспектива