Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch

Рекомендуем:

Антисемитская политика

Переводчик Мирьям Нирман

Сегодня читаем главу Ваешев

Рав Бенцион Зильбер

Реальное существование — Шабат

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Рубашка Йосефа

Рав Реувен Пятигорский

Ложь — это грех. А ложь во спасение?

Отвечает Рав Яков Шуб

Ученье - свет, а неученых - тьма. Штикл

31 августа 2017, 11:45

Отложить Отложено

 

Элуль в разгаре, самое время бахнуть в читателей штиклом. Штикл в этот раз будет легкий (по мнению аффтора), поэтому условия такие:

Если штикл окажется тяжелее, чем предполагал аффтор (то есть, правильный ответ будет озвучен только одним читателем) - приз (вторая часть "А идише коп", еслишо) пойдет к победителю.

А если аффтор таки прав и штикл весит меньше (то есть, сразу несколько читателей озвучат правильный ответ) - то и приз, соответственно, останется в редакции. Ну ладно, в этом случае победители смогут забрать приз самовывозом, шоб не напрягать редакцию.

 

Итак, поехали.

Гмара, трактат "Шабат",145б: "Спросил раби Хия бар Аба у раби Аси: "...Почему мудрецы в Вавилоне отличаются (выделяются на фоне остальных своей изысканной одеждой - Раши)? (Ответил ему раби Аси:) "Потому что они не бней Тора (неучи)". Раши: "Не бней Тора - они добиваются уважения не за счет знания Торы, как в Израиле, а за счет своих дорогих одежд).

 

Ооопс... Это цитата, на минуточку, из вавилонского Талмуда. Мудрецы Вавилона были известны своим непревзойденным усердием в изучении Торы, а знаменитые вавилонские ешивы - "Сура", "Наардеа" и "Пумбедита"- уже в то время стали именами нарицательными, обозначающими высшую степень учености. И тут вдруг - "неучи"?

Что имел ввиду раби Аси?

 

Успехов.

 

Теги: Штикл

Оставить комментарий

54 комментария

rukhiich, 31-08-2017 14:06:57

По Тиферет Исрайль, слово "они" в ответе раби Аси относится не к вавилонским мудрецам, а к еврейским простолюдинам, там проживающим. Поскольку последние не могут оценить знания своих мудрецов (и за это их уважать), мудрецы были вынуждены одевать отличающую их одежду, за которую те невежды начинали уважать их.
NETCAT_SMILE_BORODA

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 31-08-2017 14:22:56

Записано улыбка

ответить         Ссылка на комментарий
parvus, 10-09-2017 20:40:20

а где именно в Тиферес Йисроел не подскажете?

ответить         Ссылка на комментарий
rukhiich, 11-09-2017 07:49:48

Скинул ссылку аффтору

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 11-09-2017 10:48:23

Переслал...

ответить         Ссылка на комментарий
parvus, 11-09-2017 19:37:30

спасибо. но не нашел там прямой ссылки на Тиферес Йисроел.

ответить         Ссылка на комментарий
Emili, 31-08-2017 14:56:40

למה זה קל?

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 31-08-2017 17:08:52

У вас ошибка. Надо так:
!מה זה קל
смех

ответить         Ссылка на комментарий
cello, 31-08-2017 15:07:50

Ну, может быть, это как сегодня, если раввин приезжает в Германию, надо, чтобы пиджачок сидел, а то не оценят, т.е. чтобы оценить по знаниям, нужно самому быть на определенном уровне

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 31-08-2017 17:10:58

Это вы озвучили версию раби Йоханана, который оспорил высказывание раби Аси. улыбка
Но, тем не менее, записал.

ответить         Ссылка на комментарий
asya1992, 31-08-2017 17:38:03

р. А. Моше Орвич считает, что окружающий их народ не был бней тора. Поэтому одеваться так было необходимо для того чтобы их уважали и соответственно, т.к. они несли Тору, чтобы было уважение к Торе. Если бы они так не одевались, то вавилоняне не стали бы их уважать.

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 31-08-2017 19:24:41

Ну шо, теперь самовывозом улыбка

ответить         Ссылка на комментарий
parvus, 31-08-2017 20:23:54

носят спец. одежду для отличия от остальных?

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 31-08-2017 20:31:33

Ну, что-то вроде того. Но не совсем.
Вы - пока что здесь первый, кто не заработал приз. Но я так понимаю, что самовывоз вам не грозит улыбка

ответить         Ссылка на комментарий
parvus, 31-08-2017 20:39:21

недостаточно известны(возможно из-за недостаточной мудрости) среди народа и им нужна спецовка чтоб обозначить статус?

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 31-08-2017 20:48:49

Ну, опять что-то вроде того. Но опять не совсем.

ответить         Ссылка на комментарий
parvus, 01-09-2017 18:25:37

мне подсказали:
אמר אביי וחד מינייהו עדיף כתרי מינן אמר רבא וחד מינן כי סליק להתם עדיף כתרי מינייהו דהא רבי ירמיה דכי הוה הכא לא הוה ידע מאי קאמרי רבנן כי סליק להתם קרי לן בבלאי טפשאי
Ксубос 75а

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 02-09-2017 20:48:31

Ну, это ж только усиливает вопрос, не?

ответить         Ссылка на комментарий
Oleg116RUS, 31-08-2017 20:35:20

Может быть, раби Аси имел в виду, что: Встречают по одёжке, а провожают по уму! - То есть, мудрецы Вавилона работали с заведомо неподготовленной аудиторией. С той аудиторией, для которой важна внешняя благополучность, внешний блеск, с аудиторией неспособной в начале своего знакомства с Торой на глубокий анализ текстов предлагаемых мудрецами. Соответственно, мудрецы Вавилона не шли в чужой храм со своим уставом, а подгоняли себя под требования толпы неучей. А значит, и сами, не будучи неучами, могли выглядеть неучами, и в поведении, и в разъяснениях священных текстов. Выглядели неучами, и для того, чтобы не отпугивать своей мудростью в самом начале знакомства с Торой потенциальных слушателей.

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 31-08-2017 20:41:03

Ну... почти.

ответить         Ссылка на комментарий
michael73, 01-09-2017 02:04:43

Мудрецы называются здесь неучами не из-за недостатка в учености, а потому что они не исполняют алаху, гласящую что мудрец должен добиваться уважения демонстрацией своих знаний, а не дорогой одеждой. И хотя им эта алаха известна и наверняка у них есть резон почему в Вавилоне так правильнее себя вести, Раби Аси который сам мудрец из Израиля (раби а не рав) с их подходом не согласен и в его глазах это проявление неучи.

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 01-09-2017 09:56:40

"не исполняют алаху, гласящую что мудрец должен добиваться уважения демонстрацией своих знаний, а не дорогой одеждой" - источник этой алахи не подскажете?

ответить         Ссылка на комментарий
michael73, 02-09-2017 23:53:07

Ну тогда может иначе (хотя мне это кажется натяжкой): неучи это не мудрецы а "остальные", т.е. жители Вавилона добиваются уважения дорогой одеждой, а не демонстрацией своих знаний. И это обязывало и мудрецов одеваться соответственно.

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 02-09-2017 23:54:34

Неплохо.

ответить         Ссылка на комментарий
michael73, 03-09-2017 00:38:21

Еще подумал и вышло что сказанное выше совсем не натяжка а очень точно: на первый взгляд гмара спрашивает почему мудрецы отличаются от окружающих. Но по Раши, что они отличаются от мудрецов Эрец Исроэль, вопрос поставлен иначе - почему они одеваются подобно окружающим а не так как мудрецы в Эрец Исроэль. И ответ соответственно объясняет, что они - окружающие и т.д.

ответить         Ссылка на комментарий
quiqui, 01-09-2017 03:07:33

Oni takie skromnie, 4to pitajytsya odejdoi otvlech lydei ot togo, kakie oni na samom dele velikie mydreci Tori? 4tobi lydyam ne bilo nelovko?

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 01-09-2017 09:57:10

нет

ответить         Ссылка на комментарий
marupe55, 01-09-2017 17:56:15

Есть 2 идеи
Либо раби Аси имел ввиду жителей Вавилона, которые не бней тора сами и не уважают мудрецов за их тору, и приходится мудрецам, для того, чтобы получить почет (который им в принципе положен за тору), одевать дорогие одежды. Ну а тут уже почет будет обязательно.
Либо таки да мудрецы Вавилона предавали дорогой одежде большую важность, чем мудрецы земли Израиля, и на этом основании раби Аси называет их не бней тора, т.к. воду пей, хлеб соль ешь и т.д. - вот путь торы... (за точность цицаты не поручусь, но вроде в пиркей авот что-то такое было......)

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 02-09-2017 20:49:21

Первое - в десятку.

ответить         Ссылка на комментарий
Keren77, 02-09-2017 20:13:00

В Вавилоне мудрецы были более богатые чем в эрец Исраель и не выполняли - פת במלח תאכל על הארץ תישן, זו דרכה של תורה

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 02-09-2017 20:50:17

פת במלח תאכל על הארץ תישן, насколько мне известно, не зависит от богатства.

ответить         Ссылка на комментарий
Keren77, 02-09-2017 23:22:06

Может быть неучи относительно прежних поколений?
Может относительно мудрецов живших в ерец Исроэль?

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 02-09-2017 23:31:41

Нет.

ответить         Ссылка на комментарий
Keren77, 02-09-2017 23:45:28

Это связано с тем что талмид хахаму нельзя носить грязную одежду?
Или может они считали что надо так одеваться в целях кирува но тратили на это время которое можно было бы потратить на учебу?

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 02-09-2017 23:47:37

Нет.

ответить         Ссылка на комментарий
Keren77, 02-09-2017 23:49:14

Значит придется покупать книгу самим улыбка

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 02-09-2017 23:52:11

Еще не известно, что проще - купить или самовывозом улыбка

ответить         Ссылка на комментарий
Keren77, 02-09-2017 23:54:06

а друго вывозом можно?

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 02-09-2017 23:56:27

Можно и друговывозом и даже друго-друговывозом. Все равно получается самовывоз.
Цена поездки и книжки практически одинаковая.

ответить         Ссылка на комментарий
Keren77, 03-09-2017 00:35:21

Чтобы увеличить уважение к Торе среди народа?

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 03-09-2017 00:47:34

Вопрос был, как мог раби Аси сказать о мудрецах Вавилона "неучи"?

ответить         Ссылка на комментарий
Keren77, 03-09-2017 07:54:39

Они были мудрецы, но если бы учились еще больше то могли бы повлиять на народ вокруг уважать мудрецов без надобности внешних признаков.

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 03-09-2017 10:10:25

Опять нет.

ответить         Ссылка на комментарий
lsolganik, 03-09-2017 11:31:04

Вопрос про картинку : почему у одного, а может и у того что со спины - галстук бардовый. Он из другог класса? И у того кто запечтляется на фотоапарате что висит на рубашке. Это таблетки которые ему надо принять ?

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 03-09-2017 11:35:03

О, хоть кто-то заметил картинку улыбка
Все вопросы (и ответы) посмотрите в книжке.

ответить         Ссылка на комментарий
lsolganik, 03-09-2017 12:05:13

Если все в книге, чего ж Вы выставляете напоказ. Без вопросов нам интереснее, самое главное заметить то, что может оказаться вопросом. Вот я и спрашиваю. может это просто заполненное пространство,а я тут ищу варианты и связи. Понятно, что на наших резолюциях мы уже лишаемся некоторых деталей, но то что видно неоворуженым взглядом - хоть тут можно включить коп до выхода печатного копа с ответами.

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 03-09-2017 12:09:14

"чего ж Вы выставляете напоказ" - ну надо ж хоть какую-то картинку повесить. Это, кстати, только фрагмент.

ответить         Ссылка на комментарий
lsolganik, 03-09-2017 11:37:00

Мальчика Ави мы уже встречали, и учителя пару раз. Это имеет связь к этой картинке?

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 03-09-2017 11:37:54

Канешна...

ответить         Ссылка на комментарий
lsolganik, 03-09-2017 11:50:19

А Битерман и Педерман это тот же самый?

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 03-09-2017 11:54:22

Нет, это Бихерман и Федерман улыбка

ответить         Ссылка на комментарий
lsolganik, 03-09-2017 13:06:56

А Педерман и Битерман одно и тоже?

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 03-09-2017 13:24:12

Нет, это четыре разных человека. Как карл маркс и фридрих энгельс.

ответить         Ссылка на комментарий
zamanuxis, 18-09-2017 16:54:41

1. Задача не содержит всех производных ...
2. При каких обстоятельствах состоялся разговор? За столом, в очереди за мацой, в батле на ринге?
3. Понятие: встречают по одёжке - провожают по уму было и есть всегда. Так может оно так и есть?
4. Что имел в виду раби Аси, уму не постижимо! Ибо - это его "вид ума", а не наш!
5. Вс е ответы - есть не более чем домыслы каждого конкретного индивидуума, и ничего более (если, мы не имеем на руках
оригинал ответа самого раби Аси).

ответить         Ссылка на комментарий
Оставить комментарий