Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Когда ребенок начинает заниматься Торой, у него появляется возможность совладать со своими дурными наклонностями, как сказано: «Создал Я дурное начало, и создал Тору — снадобье от него».»Виленский Гаон. Комментарии на свиток Эстер

Шесть стадий рисования и кирува

23 августа 2017, 16:00

Отложить Отложено

 

Несколько раз в интервью мне задавали вопрос "когда вы начали рисовать?"

Я каждый раз отвечал, что я начал рисовать, как и все дети, с рождения. Просто остальные в какой-то момент прекратили это занятие, а я - нет.

И тут может создаться впечатление, что навыки художника совершенствуются линейно и поступательно, постепенно превращая своего носителя в профессионала. Но это не совсем так. На самом деле, каждый художник проходит несколько стадий развития, в конце концов (при достаточном трудолюбии, мотивации и, конечно же, сиата ди-шмайа) возвращаясь в исходную точку.

Давайте посмотрим, как это работает.

 

Стадия первая - рисование сердцем

 

Маленькие дети, еще до того, как начинают говорить, уже хватают в руки все, что оставляет след (карандаши, фломастеры, ручки, мелки или просто мягкие камушки) и начинают заполнять своим творчеством первые попавшиеся под руку поверхности (бумагу, мебель, стены и собственные руки-ноги). При этом их не интересует форма изображения, главное - содержание: прямые резкие штрихи передают раздражение автора (его, видимо, вовремя не покормили), энергичные зигзаги обозначают хорошее настроение, а длинные волнистые линии - усталость. Тут вам психологи расскажут намного больше, чем я.

 

Стадия вторая - рисование инструментами

 

Когда юное дарование открывает для себя различные возможности канцелярских товаров, найденных в маминой сумке или на папином рабочем столе - оно начинает изучать пределы этих возможностей, их особенности и различия. На этой стадии карандаши ломаются в хлам, фломастеры раздавливаются о рабочую поверхность, а чернильный стержень шариковой ручки вскрывается - и используется по назначению. Произведения искусства при этом остаются далекими от понимания зрителя, но сам автор уже может четко сказать, что именно он изобразил. Не надо тут же бежать с ним к психологу - просто форма для него до сих пор не главное, ее диктуют инструменты и способы их использования.

 

Стадия третья - рисование руками

 

Достигнув более-менее сознательного возраста, ребенок начинает создавать более-менее узнаваемые образы. Иногда его еще подводит недостаточно развитая моторика, но, в принципе, нарисованную им кошку уже не спутаешь с трактором, разве что - с ящерицей. Взрослея, наш автор приобретает опыт, его движения становятся более точными, использование инструментов - более конвенциональным, а рисунки - все более банальными. Большинство останавливаются на этой стадии и в те редкие моменты, когда им приходится что-то изображать - они изображают это именно руками. Так, как умеют. Кошки, нарисованные таким автором в возрасте десяти лет и при выходе на пенсию - абсолютно не отличаются друг от друга, как будто одна мама их родила.

 

Стадия четвертая - рисование глазами

 

До этой стадии доходят только те, кто начинает учиться профессии. Студенты различных курсов (построенных на классической школе), художественных школ и академий изучают основы рисунка (перспективу, построение, законы освещения и цвета, композицию, пластическую анатомию и опыт старых мастеров), но чуть ли не единственным критерием качества работы является визуальная оценка ("яхудожник, ятаквижу"). Инструменты и моторика оттачиваются до полного автоматизма, так, чтобы автор о них даже не задумывался (это называется "поставить руку"), и основное внимание уделяется тому, чтобы клиент смог увидеть в изображаемом объекте все то, чему его учили в теории (это называется "поставить глаз").

 

Стадия пятая - рисование головой

 

Когда все премудрости академической школы у автора уже в кармане - автору еще рано присваивать титул Художника. Потому что для того, чтобы так называться - недостаточно просто уметь грамотно рисовать, нужно еще уметь думать и вкладывать продукты этого думания в свое произведение. На этой стадии все вышеперечисленные навыки уже доведены до автоматизма и автору ничего не остается, как начать рисовать головой. Иногда сознательно нарушая те Правила, которые он с таким трудом изучал столько лет. Потому что главное - донести мысль до зрителя.

Кстати, если кому-то интересно, аффтор этих строк сейчас находится именно на этой стадии.

 

Стадия шестая - рисование сердцем

 

И вот, когда, наконец, автор проделал весь этот путь - он снова выходит на первую стадию, когда ни форма, ни даже содержание уже не играет роли. Все, что остается - это прямой диалог от сердца автора к сердцу зрителя. Многие пытались добраться до этой станции (именно эту цель изначально ставили перед собой основоположники абстракционизма, формализма, супрематизма и всех остальных "измов"), но добрались немногие. И если вы когда-нибудь встретите "художника", разливающего краску на холст и размазывающего ее веником, без того, чтобы знать элементарные основы академической живописи и академического рисунка - знайте, что это просто застрявший на второй стадии ребенок. Не ругайте его, пусть балуется.

 

Все те же стадии (леавдиль) проходит любой баал-тшува. От простого и удивительного осознания факта, что у мира есть Творец - через восторг технического исполнения мицвот, борьбу со старыми привычками, изучение Торы, постепенное изменение мировоззрения - к ежесекундному подчинению своих мыслей и действий тому простому и удивительному факту, что у мира есть Творец. И если вы когда-нибудь встретите еврея, "изучающего Кабалу", но понятия не имеющего, с какой стороны открывают гмару - не ругайте его, пусть балуется.

 

P.S. Кстати, все наши споры, каким именно способом надо кирувить тех, кто "еще не" - зависят от того, на какой стадии в данный момент находится клиент. Так что - и вы правы, и они правы, и я прав )))

 

Теги: пробелы в информации, Кухня