Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Гади Поллак

Наброски из-за угла

Еврейская перспектива

Книжки Собрание сочинений Все записи автора списком

"Бойся своих желаний, они могут исполниться". Ответ на предыдущий штикл

02 августа 2017, 11:46

Отложить Отложено

 

Большое спасибо нашим читателям за поздравления. Всем - смахот.

 

Прежде, чем ответить на вопрос, заданный в позапрошлом посте, зададим, в качестве бонуса, еще один:

 

Первая мишна последней главы трактата "Сангедрин" начинается так: "У всего Израиля есть часть в будущем мире". После этого мишна перечисляет исключения из этого правила - то есть, тех, у кого этой части нет: "...У трех царей и четырех обычных (человек) нет части в будущем мире: Три царя - Йеровоам, Ахав и Менаше... Четыре обычных (человека) - Билам, Доэг, Ахитофель и Геихази".

Минутку, мы говорим о "всем Израиле"? Тогда при чем тут Билам? Что он делает в этой компании?

 

Теперь попробуем ответить одним махом на все вопросы.

 

Как мы можем заметить, просьба-пророчество Билама состоит из двух частей:

1. "Пусть моя душа умрет смертью праведных" (он хочет умереть именно еврейской смертью).

2. и "Пусть мое будущее будет, как у них" (он хочет получить часть в будущем мире).

 

Согласно законам Торы, смерть преступника-еврея отличается от смерти преступника-нееврея по двум пунктам:

а. Чтобы казнить еврея за совершенное им преступление - непосредственно перед совершением этого преступления он должен получить предупреждение от двух свидетелей (см. здесь, пп. 1-11). Нееврея казнят без предупреждения.

б. В отношении еврея может быть применен один из четырех видов казни, в зависимости от преступления, а в отношении нееврея - только один, казнь мечом (кроме специально оговоренных исключений).

 

Билам просит умереть еврейской смертью? Нет проблем. Он - нееврей-преступник. Соответственно, Вс-вышний дает ему умереть, как преступнику-еврею:

а. Перед тем, как идти с министрами Балака (что само по себе уже является нарушением приказа Вс-вышнего - см. здесь) он получает предупреждение от Творца, а в дороге, в добавок к этому - предупреждение от ангела. Причем, последний показывает ему меч (в качестве вида предстоящей казни) - все в строгом соответствии с Законом.

б. Гмара Сангедрин (106б) говорит, что Билама казнили четырьмя видами казни (см. там подробности), то есть - для него было сделано исключение и он был казнен, как еврей.

 

Но еврей, казненный Сангедрином, как известно, полностью искупает свою вину и приобретает часть в будущем мире. Может, Билам, казненный "еврейским способом" - тоже? Нет, не тоже. Именно поэтому мишна говорит, что у него нет части в будущем мире.

 

Как видим, первая часть (умереть, как еврей) - исполнилась, следовательно, постфактум понятно, что это было пророчеством. А вот вторая (иметь часть в будущем мире) - была добавлением "от себя", и поэтому не исполнилась. Потому что нельзя жить, как животное, и получить зарплату, как министр предсказать себе часть в будущем мире, пока еще не умер.

 

И теперь понятно, что нет никакого противоречия между теми комментаторами, которые говорят, что слова Билама о своей смерти были пророчеством - и теми, кто говорит, что это была просто просьба. Потому что первая часть была пророчеством, а вторая - просьбой.

 

Большое спасибо всем участникам и болельщикам. Отдельно упомянем ответ Shlf, как наиболее близкий к тому месту, куда копал аффтор.

 

Всем хороших каникул. А главное - полезных.

Теги: Штикл