Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Рекомендуем:

Ханука: форма против содержания

Переводчик Виктория Ходосевич

Законы и обычаи Хануки

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Самые популярные вопросы о Хануке

Отвечает Рав Яков Шуб

Антисемитская политика

Переводчик Мирьям Нирман

Сегодня читаем главу Ваешев

Рав Бенцион Зильбер

Гади Поллак

Наброски из-за угла

Еврейская перспектива

Книжки Собрание сочинений Все записи автора списком

"Бойся своих желаний, они могут исполниться". Ответ на предыдущий штикл

02 августа 2017, 11:46

Отложить Отложено

 

Большое спасибо нашим читателям за поздравления. Всем - смахот.

 

Прежде, чем ответить на вопрос, заданный в позапрошлом посте, зададим, в качестве бонуса, еще один:

 

Первая мишна последней главы трактата "Сангедрин" начинается так: "У всего Израиля есть часть в будущем мире". После этого мишна перечисляет исключения из этого правила - то есть, тех, у кого этой части нет: "...У трех царей и четырех обычных (человек) нет части в будущем мире: Три царя - Йеровоам, Ахав и Менаше... Четыре обычных (человека) - Билам, Доэг, Ахитофель и Геихази".

Минутку, мы говорим о "всем Израиле"? Тогда при чем тут Билам? Что он делает в этой компании?

 

Теперь попробуем ответить одним махом на все вопросы.

 

Как мы можем заметить, просьба-пророчество Билама состоит из двух частей:

1. "Пусть моя душа умрет смертью праведных" (он хочет умереть именно еврейской смертью).

2. и "Пусть мое будущее будет, как у них" (он хочет получить часть в будущем мире).

 

Согласно законам Торы, смерть преступника-еврея отличается от смерти преступника-нееврея по двум пунктам:

а. Чтобы казнить еврея за совершенное им преступление - непосредственно перед совершением этого преступления он должен получить предупреждение от двух свидетелей (см. здесь, пп. 1-11). Нееврея казнят без предупреждения.

б. В отношении еврея может быть применен один из четырех видов казни, в зависимости от преступления, а в отношении нееврея - только один, казнь мечом (кроме специально оговоренных исключений).

 

Билам просит умереть еврейской смертью? Нет проблем. Он - нееврей-преступник. Соответственно, Вс-вышний дает ему умереть, как преступнику-еврею:

а. Перед тем, как идти с министрами Балака (что само по себе уже является нарушением приказа Вс-вышнего - см. здесь) он получает предупреждение от Творца, а в дороге, в добавок к этому - предупреждение от ангела. Причем, последний показывает ему меч (в качестве вида предстоящей казни) - все в строгом соответствии с Законом.

б. Гмара Сангедрин (106б) говорит, что Билама казнили четырьмя видами казни (см. там подробности), то есть - для него было сделано исключение и он был казнен, как еврей.

 

Но еврей, казненный Сангедрином, как известно, полностью искупает свою вину и приобретает часть в будущем мире. Может, Билам, казненный "еврейским способом" - тоже? Нет, не тоже. Именно поэтому мишна говорит, что у него нет части в будущем мире.

 

Как видим, первая часть (умереть, как еврей) - исполнилась, следовательно, постфактум понятно, что это было пророчеством. А вот вторая (иметь часть в будущем мире) - была добавлением "от себя", и поэтому не исполнилась. Потому что нельзя жить, как животное, и получить зарплату, как министр предсказать себе часть в будущем мире, пока еще не умер.

 

И теперь понятно, что нет никакого противоречия между теми комментаторами, которые говорят, что слова Билама о своей смерти были пророчеством - и теми, кто говорит, что это была просто просьба. Потому что первая часть была пророчеством, а вторая - просьбой.

 

Большое спасибо всем участникам и болельщикам. Отдельно упомянем ответ Shlf, как наиболее близкий к тому месту, куда копал аффтор.

 

Всем хороших каникул. А главное - полезных.

Теги: Штикл

Оставить комментарий

24 комментария

tamirgerber, 02-08-2017 20:38:39

Меня терзают смутные сомнения ...
1. Почему "смерть праведных" - это "именно еврейская смерть"? Ведь есть и неправедные (увы) евреи, и праведные (слава Б-гу) неевреи.
2. Как же "нет никакого противоречия" между комментаторами? Ведь есть утверждающие, что всё сказанное тогда Биламом - пророчество! На это "всё", собственно, и опирается штикл. Цитирую:

Цитата:
Все, что произнес Билам, стоя перед лагерем сыновей Израиля, было пророчеством.

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 02-08-2017 20:54:45

1. Во-первых, см. объяснение Рамбана. А во-вторых - неправедные евреи, казненные Сангедрином, искупают все, что они нанеправедничали, как о том сказано в посте.
2. "Все" - имеется ввиду "включая этот пасук". В нем тоже было пророчество (в первой его части).

ответить         Ссылка на комментарий
tamirgerber, 02-08-2017 22:08:44

1. Т.е. посмертно Билам - еврей? Очень плохой, не лучше Йеровоама, Ахава, Менаше, Доэга, Ахитофеля и Геихази, но таки еврей?
2. Всё - это должно быть всё, потому что если всё - это всё-таки не совсем всё, а только почти всё, то штикл некорректный. Вы написали:

Цитата:
Все, что произнес Билам, стоя перед лагерем сыновей Израиля, было пророчеством. В том числе - "Моя душа умрет смертью праведных, и будет моя смерть, как у них".
А из ответа следует, что сейфа - это не пророчество. Как же так?

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 02-08-2017 22:25:42

1. Из чего вы это заключили? Как раз в посте ясным езыком написано, что он очень хотел, но пробить мишну последней главы трактата Сангедрин у него не получилось (по совсем другим причинам, чем у остальных персонажей этой мишны).
2. Это придирки? Ну, тогда слепим отмазки: во всех предложениях, сказанных Биламом тогда, перед лагерем, содержалось пророчество. И в этом - тоже.
Кст, этот штикл был озвучен аффтором, как минимум, перед четырьмя рабаним и перед множеством аврехим - и никому из них этот штикл некорректным не показался. Может, потому что я им не обещал за это книжку? Ну так - я и нашим читателям в этот раз не обещал улыбка

ответить         Ссылка на комментарий
tamirgerber, 02-08-2017 23:11:51

1. Я не заключил, я только спросил. Я тольекои Мишна занимается именно евреями. Перечислено 7 человек: 6 евреев и Билам в середине. По-моему, вопрос уместен.
2. Тут всё не так просто. Корректно было бы как-то так: "Все псуким, что произнес Билам, стоя перед лагерем сыновей Израиля, содержали пророчество."

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 02-08-2017 23:25:58

1. Ну дык, я ж в посте объяснил: чтобы ни у кого не закралась мысль, что, погибнув еврейской смертью, Билам получил, как и евреи, часть в будущем мире - мишна упомянула его в списке тех, кто не.
2. Да, так лучше.

ответить         Ссылка на комментарий
tamirgerber, 02-08-2017 23:30:23

1. Вроде понял. Спасибо!

ответить         Ссылка на комментарий
Shlf, 02-08-2017 23:27:12

Реб Гади, я все таки вижу это немного иначе , в соответствии с Таргум Йонотан и это кстати отвечает на коши tamirgerber по поводу, что - все сказаное пророчество. Это таки да все пророчество, но с условием, как часто встречается ( если.. -то.., иначе..)
Билам пророчествует: если я умру от меча - нет у меня доли в будущем мире, если "мот яшарим"- есть.
Билама убили мечем - нет доли, но вы хотели еврейскую смерть?- получите все четыре и это не противоречит условию, т.к. даже самые большие еврейские грешники получали максимум одну.
И что-бы не было сомнений- мишна бе Санедрин - нет у Билама доли в будущем мире.

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 02-08-2017 23:30:04

Некоторые пророки тоже иногда интерпретировали информацию в соответствии со своими желаниями (примеры вы сами знаете). Так что мы тут все об одном и том же.

ответить         Ссылка на комментарий
rukhiich, 03-08-2017 12:12:22

Два пророка не пророчат одностильно (Санедрин 89а). Каждый - в меру "замутнённости" своего пророческого видения (аспеклярия ше-эйна меира).

ответить         Ссылка на комментарий
jons66, 02-08-2017 21:28:03

Аман умер как готовил Мордехаю тут какято связь . Даже страшно .

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 02-08-2017 21:31:12

Я не знаю, есть ли связь между Биламом и Аманом, но правило "мера за меру" работает безотказно.

ответить         Ссылка на комментарий
rukhiich, 03-08-2017 10:29:23

Последние две буквы имён Билам и Балак образуют слово Амалек. А Аман был потомком амалекитянского царя Агага.

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 03-08-2017 10:40:27

О. Отэто уже интересно. Откуда дровишки?

ответить         Ссылка на комментарий
rukhiich, 03-08-2017 11:26:08

Зоар, глава Балак 276

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 03-08-2017 11:32:12

Гут. Спс.

ответить         Ссылка на комментарий
rukhiich, 03-08-2017 11:58:13

Более того, Аман использовал опыт Билама по развращению евреев с целью их отторжения от Всевышнего и, таким образом, уничтожения.
Он посоветовал Ахашверошу сделать для евреев кошерную трапезу (!) с кошерным вином (!), и трапезу женщин рядом:
"И царица Вашти тоже устроила пир для женщин в царском доме" (Эстер 1:9) - В царском доме? Женскому пиру подобало быть в женском доме (как у Эстер 2:9)!
Сказал рав Аба сын Каханы, оба они (Ахаверош и Вашти) хотели развратить евреев (Ялкут Шимони на Эстер 1049).

ответить         Ссылка на комментарий
rukhiich, 03-08-2017 12:14:30

См. также Гмара Мегила 12а внизу.

ответить         Ссылка на комментарий
jons66, 03-08-2017 22:00:05

Аман , по моему ваще , не знал про опыты да и про билама . Иначе бы даже не пытался . Тут такая странная связь получается , что балак и билам как бы учитывают поражение амана и дествуют больше наукой чем методами амалека и амана . Да и цель у них более , а не только персия . Но это конечно не точно

ответить         Ссылка на комментарий
Yehuda69, 04-08-2017 07:55:05

Есть слабость в ответе р. Гади: вы привязываете факт суда Билама еврейским Санхедрином к проро- или желанию Билама. Мишна возмИ потому вам надо мнение о 4 типах наказания.
Тут все проще: Билам поднял руку на евреев и его судил Санхедрин. А не Юнеско. И 4 типа наказания его смерть еврейской не делают по другой причине. Не судят 4мя казнями еврея: самая строгая отменяет остальные.

Не хотите вы работать над своим ответом.
И потом в мишнайос, перек Хелек 10й, а не 11й, а мишна про 3х царей и 4 людей не 1я а 2я. Т.е. не обязательно спрашивать что Билам делает среди евреев. Комментарий на мишну и гемара учат во 2й мишне про праведников других народов.

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 05-08-2017 21:26:35

А знаете, я просто не буду отвечать на ваш наезд. Любой читатель может открыть гмару Сангедрин и посмотреть, какой это перек - 10-й или 11-й. Так же просто проверить и остальные ваши утверждения.
Я готов ответить на любой вопрос, но у вас нет вопросов. И самое большое "наказание" для вас - это то, что я открыл ваш коммент. В следующий раз, однако, я не буду к вам так строг, и ваши подобные комменты останутся закрытыми улыбка

ответить         Ссылка на комментарий
Yehuda69, 06-08-2017 04:31:07

Комментарий на стадии модерирования

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 06-08-2017 09:29:59

У вас гмара дома есть? Если нет - зайдите в ближайшую синагогу и откройте трактат Сангедрин на странице 90а. А теперь поднимите глаза к верху страницы, сосредоточьтесь и... опс! Перек 11.

ответить         Ссылка на комментарий
Yehuda69, 06-08-2017 14:39:49

Комментарий на стадии модерирования

ответить         Ссылка на комментарий
Оставить комментарий