Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Рекомендуем:

Самые популярные вопросы о Хануке

Отвечает Рав Яков Шуб

Антисемитская политика

Переводчик Мирьям Нирман

Сегодня читаем главу Ваешев

Рав Бенцион Зильбер

Реальное существование — Шабат

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Рубашка Йосефа

Рав Реувен Пятигорский

И снова о Биламе. Штикл

19 июля 2017, 01:54

Отложить Отложено

Все, что произнес Билам, стоя перед лагерем сыновей Израиля, было пророчеством. В том числе - "Моя душа умрет смертью праведных, и будет моя смерть, как у них". То есть, он не просто пожелал себе помереть смертью евреев, он еще и напророчествовал себе такую смерть.

Но в продолжении написано, что его убили мечом (Бмд.31.8).

Как же ж так? А что насчет пророчества?

 

P.S. Приз в этот раз будет один для всех: после правилього ответа аффтор בל''נ озвучит в качестве бонуса еще парочку хидушим по теме.

Теги: Штикл

Оставить комментарий

54 комментария

tamirgerber, 19-07-2017 18:08:20

Пророчество сработало на отлично. Немало праведников погибли насильственной смертью ("от меча"), освятив Имя Всевышнего.

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 19-07-2017 19:26:30

Билама убили по приговору Сагедрина.

ответить         Ссылка на комментарий
tamirgerber, 19-07-2017 20:04:13

И чему это мешает? Ладно, тогда другая версия. Билам умер как Цлофхад. Или как Ахан. Как оступившиеся праведники.

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 19-07-2017 20:51:05

Нет. Оступившимся праведником он не был.

ответить         Ссылка на комментарий
tamirgerber, 19-07-2017 20:56:37

Я же за его смерть говорю, а не за его личные и деловые качества.

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 19-07-2017 21:46:28

Вот я и спрашиваю, почему его пророчество умереть еврейской смертью не исполнилось.
Цлофхад и Ахан, кстати, умерли не от меча.

ответить         Ссылка на комментарий
tamirgerber, 19-07-2017 23:59:35

Вот версия: это пророчество (как и другие) не о нём, а о евреях. Это он не себе желал доброй смерти "как евреям", а евреям - тяжкой смерти "как себе". Так что это недоброе пророчество. А недоброе пророчество - это предупреждение, которое может быть (в отличие от доброго) отменено. Если бы не Пинхас, внук Аарона, евреи стали бы "биламообразными". И тогда он умер бы "как они" - не раскаявшись в своих страшных грехах. Слава Б-гу, благодаря Пинхасу пророчество отменилось.

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 20-07-2017 00:07:49

Версия интересная. Но неправильная улыбка
Все, как всегда, намного проще.

ответить         Ссылка на комментарий
tamirgerber, 20-07-2017 01:18:57

А почему неправильная-то? Может, это побочное решение? Дуаль, так сказать ...

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 20-07-2017 01:29:58

Ну, нехай буде так...

ответить         Ссылка на комментарий
jenja, 20-07-2017 11:31:17

Знал, что евреи вечный народ.

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 20-07-2017 11:46:39

"Евреи не умирают" смех

ответить         Ссылка на комментарий
alesha, 19-07-2017 21:09:20

Его проклятия и благословления перевернулись.

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 19-07-2017 21:47:43

И на выходе получилось пророчество. Все, кроме одного. Почему?

ответить         Ссылка на комментарий
alesha, 19-07-2017 22:24:41

Как наказание за его последующий вредительский совет?

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 19-07-2017 22:32:39

Я не спрашиваю за причину его смерти, я спрашиваю почему не исполнилось пророчество.

ответить         Ссылка на комментарий
jons66, 20-07-2017 02:32:30

К сожалению в истории похода по пустыне многие погибли от меча . Билам считал их праведными . И тоже захотел так умереть . Так что он знал и сказал . Так и случилось .

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 20-07-2017 02:43:23

Он не хотел погибнуть от меча. Он хотел "еврейской" смерти. Отсюда вопрос: если его пророчество исполнилось - то что в этой смерти еврейского? А если не исполнилось - то почему?

ответить         Ссылка на комментарий
jons66, 20-07-2017 11:29:45

тут билам говорит что только выполнял законы природы . Он конечно пробовал обойти . А его заказчики все глупые колдуны . Хотел поменять круг общения .

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 20-07-2017 11:48:53

Вы пытаетесь озвучить причину его желания умереть по-еврейски. А я спрашиваю, почему не исполнилось его пророчество.

ответить         Ссылка на комментарий
jons66, 20-07-2017 12:04:18

в книге написано выбери жизнь

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 20-07-2017 12:09:31

нет

ответить         Ссылка на комментарий
jons66, 20-07-2017 12:18:39

Конечно вы правы . Но в се эти раговоры о смерти типа о если бы мы умерли в египте или когда небыло воды и другие . Может это билам

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 20-07-2017 12:45:47

А вот это уже интересно. Но я копаю немного в другую сторону.

ответить         Ссылка на комментарий
Yehuda69, 20-07-2017 17:34:43

С одной стороны пророчество не исполнилось поскольку за действия Билама не полагается смерть мечом. Мишна Санхедрин 9:1 во 2й половине и дальше перечисляет всех кому дается hерег и там нет случая того кто проклинал евреев или затеивал что-то типа с дочерями Мидиана и Моава. С другой стороны Бааль аТурим пишет что Билам это Лаван (или его потомок), с которым Яаков Авину заключил союз у Гилада. Нарушивший союз и поднявший руку на евреев должен быть предан мечу, как договорились.

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 20-07-2017 17:53:23

Ему полагалась смерть за колдовство (Сангедрин,106а).

ответить         Ссылка на комментарий
Yehuda69, 20-07-2017 18:13:40

המכשף согласно мишне Санхедрин 7:11 в числе тех кого забрасывают камнями а не убивают мечом. Также за отношения с ослицей мишна Санхедрин 7:4 забрасывают камнями. סקילה -более строгое наказание чем הרג и согласно Санхедрин 9:4 положно было бы давать Биламу скилу а не меч.

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 20-07-2017 19:38:59

Это для евреев. כל מיתת בני נח בסייף - смертная казнь сыновей Ноаха осуществляется мечом (Рамбам, законы царей, 10.5) . Кроме того, в той же последней главе Сангедрина (106б) написано, что в случае Билама קיימו בו בני ישראל ארבע מיתות - его убили четырьмя казнями.

ответить         Ссылка на комментарий
Yehuda69, 20-07-2017 20:19:39

Нам нужен очень продвинутый Брискер, р. Гади. С одной стороны вы говорите что он пророчествовал что умрет как еврей и что его пророчество с одной стороны осуществилось а с другой нет. Я уже привел 2 причины почему нет и одну почему да. А вы говорите что к Биламу еврейские законы не подходят. Если не подходят, то ваш вопрос не корректный. Вы спрашиваете не про то что пишете.
Кстати спасибо за а идише коп задачки. Мой сын их очень любит.

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 20-07-2017 20:26:45

Подождите следующего поста, там, надеюсь, все противоречия разрешатся.

ответить         Ссылка на комментарий
Shlf, 20-07-2017 21:36:42

Согласно саказаному Вами, он таки "заха" умереть как еврей.

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 20-07-2017 22:37:15

Ну дык, если гора не идет к мухамеду - придется мухамеду кидать подсказки улыбка

ответить         Ссылка на комментарий
Shlf, 21-07-2017 00:17:34

Таргум Йонатан в примерном переводе : " Если убьют меня Бейт Исраэль мечём - нет у меня доли в будущем мире, но если умру смертью праведных, пусть это будет как кончина наихудших(наименьших) из них." - т.е. тех кого казнит бейт дин.

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 21-07-2017 02:11:31

О. Теперь бинго. Только я к этому же ответу приехал с другой стороны. В следующем посте разложу по полочкам בל''נ.

ответить         Ссылка на комментарий
jenja, 20-07-2017 07:19:28

Можно прочитать, что его душа умрёт из-за смерти праведников, которых он совратил. И как только они умрут, будет и его смерть.

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 20-07-2017 09:54:10

Вторую часть его фразы, может быть, с некоторой натяжкой, и можно перевести таким образом (хотя такой интерпретации я нигде не видел), но первая часть однозначно говорит о смерти "по еврейскому рецепту".

ответить         Ссылка на комментарий
parvus, 20-07-2017 07:50:31

1. "все хотят на небо, но никто не хочет умирать". все хотят умереть смертию праведников, но никто не хочет жить жизнию праведников.
2. в Раши где-то там же: поскольку он схаватил ремесло евреев, то евреи схватили ремесло народов мира, вот ему и попало тем же концом по тому же месту.

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 20-07-2017 09:55:07

Архиправильные замечания, только как они отвечают на вопрос?

ответить         Ссылка на комментарий
Shlf, 20-07-2017 11:06:47

Лфи Ор А-Хайм эта фраза, личное пожелание Билама, не имеющая отношения к пророчеству.

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 20-07-2017 11:19:13

Тут все не так просто. Согласно пшату, Билам никаким образом в тот момет свою речь не контролировал.

ответить         Ссылка на комментарий
Shlf, 20-07-2017 21:33:08

Ор А-Хайм с ссылкой на Йелкут говорит, что когда Билам хотел говорить вещи не вредящие Израилю, Вс-вышний прзвалял ему говорить что хочет.

ответить         Ссылка на комментарий
dima1970, 20-07-2017 13:59:22

Он был убит, как были убиты праведные евреи в Масаде - мечом и еврейскими руками.

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 20-07-2017 15:14:00

Его слова подразумевали не какой-то конкретный случай в истории, а вообще "еврейскую смерть".
В качестве правила.

ответить         Ссылка на комментарий
dima1970, 20-07-2017 15:36:41

Его оружием было слово и по его пророчеству он должен был убит словом (по слову), но он отказался от слова - своего оружия, выступил с мечом и был убит мечом (согласно Раши). Он выступил не как пророк, а как воин, отказался быть пророком в пользу меча.

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 20-07-2017 15:47:08

На этом комментарии Раши основана вводная, что все, что Билам произнес, включая слова о собственной смерти, было пророчеством. Вопрос в другом: почему это пророчество не исполнилось?

ответить         Ссылка на комментарий
dima1970, 20-07-2017 16:11:51

При этом пророчестве он прибегал к ворожбе и волхованию (Бмдр, 24:1), т.е. оно не было истинным пророчеством. Только 3й раз оно было истинным (Бмбр, 24:4).

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 20-07-2017 17:15:15

(шепотом): На самом деле оно исполнилось. Ваш последний ответ, возможно, объясняет некоторую "неточность" в его исполнении.

ответить         Ссылка на комментарий
dimaspb, 25-07-2017 18:05:39

Комментарий

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 25-07-2017 19:49:53

Неужели?

ответить         Ссылка на комментарий
dimaspb, 25-07-2017 19:54:26

Ну жалко - я написал целый комментарий в приложении, нажал "Готово" - и вот, он пропал!

ответить         Ссылка на комментарий
dimaspb, 25-07-2017 19:57:56

Идея такая - все хорошие пророчества должны сбываться, плохие - не обязательно, до тшувы. Билам пророчествовал для себя хорошее, но так как все его пророчества переворачивались, то это пророчество стало плохим и не сбылось, так как тшуву он так и не сделал.

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 25-07-2017 20:36:23

Мысль интересная.

ответить         Ссылка на комментарий
flick345, 02-08-2017 06:33:52

Может быть так: Он (Бил'ам) подсмотрел в своём пророчестве легкую смерть праведника Моше - от Б-женственного поцелуя и возжелал себе такую же. Поскольку основное "орудие/оружие" евреев это их рот которым мы произносим молитвы, мида к'негед мида, смерть праведника еврея от , так-сказать, Б-жественного рта. Но поскольку оружие это Бил'ам у нас "украл" , пытаясь навредить евреям при помощи проклятий исходящих из своего рта, т. е. пытался использовать наше оружие против нас, и пророчества его переворачивались на противоположные, то и смерть он получил противоположным оружием, то-биш мечом. Тоесть пророчество сбылось, но наоборот.

Мои $0.02.

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 02-08-2017 09:41:08

То, что вы сказали, говорит Раши. Но пророчество, которое сбывается "наоборот" - это уже е пророчество, не?

ответить         Ссылка на комментарий
Оставить комментарий