Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Рекомендуем:

Самые популярные вопросы о Хануке

Отвечает Рав Яков Шуб

Антисемитская политика

Переводчик Мирьям Нирман

Сегодня читаем главу Ваешев

Рав Бенцион Зильбер

Реальное существование — Шабат

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Рубашка Йосефа

Рав Реувен Пятигорский

Гади Поллак

Наброски из-за угла

Еврейская перспектива

Книжки Собрание сочинений Все записи автора списком

Про верблюда, который захотел рога. Десять интересных фактов по недельной главе

05 июля 2017, 15:11

Отложить Отложено

 

Мы уже штиклили насчет Билама, даже дважды (тут и тут), но темных мест в этой главе, как обычно, еще хватает. Поэтому аффтор решил поделиться с посетителями нашей кухни некоторыми интересностями, хто знает, может, этот пост внесет свой вклад в заполнение белых пятен. Ну, хотя бы некоторых из них. Если кого-то интересуют источники и подробности - спрашивайте в комментах.

 

1. Согласно мидрашим, Билам был одним из трех участников совещания по еврейскому вопросу во дворце у фараона. И именно он предложил топить мальчиков в Ниле. Йов был вторым (промолчал), Итро - третьим (сбежал).

 

2. Насчет даты, когда произошла история с Балаком, есть разногласия. Рав Хаим Каневский от имени Танхума Хадаш утверждает, что все началось в канун Пейсаха. Раби Йонатан Айбешиц пишет, что эта история произошла между Рош а-Шана и Йом Кипуром. А согласно простому подсчету получается время между осенними праздниками (война с Сихоном была в Элуле, после чего войска вернулись в лагерь и встретили праздники) и смертью Моше 7-го Адара, то есть - последней зимой перед входом в Страну.

 

3. На момент последней стоянки (а история с Биламом произошла именно в Шитим) среди евреев не осталось ни одного представителя эрев рав. Трудности пути, отсутствие пропитания и "зонтика" из облаков - выкосили их начисто.

 

4. Балак и Билам враждовали между собой: до описываемых событий, во время войны между Моавом и Сихоном, Билам работал на Сихона против моавитян.

 

5. Когда Балак с Биламом поднялись на гору - у них не было никаких шансов увидеть лагерь Израиля, по той причине, что он был полностью скрыт Облаками Славы. Тогда Билам с помощью своих "трюков" начал разгонять облака, но у него получилось "оголить" только краешек лагеря.

 

6. Во время третьей попытки у Билама получилось с помощью своих способностей увидеть лагерь сквозь облака - и именно тогда он произнес знаменитое "Как хороши твои шатры, Йаков, твои жилища, Исраэль".

 

7. Добрые пожелания надо произносить тихо - это выводится из слов царя Шломо "Тот, кто с утра пораньше благословляет ближнего громким голосом - как будто проклинает его". Шломо сказал это о Биламе, который хотел произнести проклятие, а после того, как у него ничего не вышло, начал кричать благословение.

 

8. Голос Билама разносился по всему лагерю (двенадцать на двенадцать миль). Есть мнение, что это благословение слышал весь мир.

 

9. Это был первый и единственный случай, когда пророчество посетило нееврея днем. Во всех остальных случаях Вс-вышний открывался пророкам народов мира только ночью.

 

10. После того, как с проклятием ничего не вышло, Билам дал Балаку совет, который помог уничтожить 24 тысячи евреев (история с Баал-Пеором). Он ушел домой, после чего посчитал, что за такой совет ему положена зарплата - и вернулся "на сцену". Тут он был схвачен, судим и казнен. Гмара приводит по этому поводу пословицу: верблюду, который пришел требовать рогов - отрезают уши.

 

Теги: пробелы в информации, Бекицер

Оставить комментарий

47 комментариев

tamirgerber, 05-07-2017 20:56:27

Билам был одним из трех четырёх участников совещания по еврейскому вопросу во дворце у фараона.

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 05-07-2017 21:18:31

Был один инициатор и три участника улыбка

ответить         Ссылка на комментарий
tamirgerber, 05-07-2017 21:22:40

А инициатор не участвовал в совещании? Outlook, например, показывает его в списке участников.

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 05-07-2017 21:28:41

Ну ладно. Один инициатор и три советника. Так пойдет?
Вас уже можно записывать в йеккес. По-моему проходите улыбка

ответить         Ссылка на комментарий
Yehuda69, 09-07-2017 09:45:40

Интересно почему йеккес? Литваку надо уметь отличать инициатора от участников?

ответить         Ссылка на комментарий
Yehuda69, 09-07-2017 09:41:58

В суде вообще-то 4го судью на мыло...

ответить         Ссылка на комментарий
Achiza, 05-07-2017 21:15:01

А когда умер Аарон?

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 05-07-2017 21:19:29

Первого Ава.

ответить         Ссылка на комментарий
tamirgerber, 05-07-2017 21:35:35

"Балак и Билам враждовали между собой"
Довелось слышать, что Балак был "наёмный царь" (а не местный), эдакий пришлый воевода. Причём пришёл недавно. Если так, то чего им враждовать?

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 05-07-2017 21:45:47

См. Танхума "Балак" симан 4.

ответить         Ссылка на комментарий
tamirgerber, 05-07-2017 22:19:42

Ну дык, ёлы-палы ...
"שמשם היה בלק (כשנמלך), והוא אמר: שסופך למלוך"
Об том и речь.

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 05-07-2017 23:08:32

בלק ובלעם היו אויבים זה לזה שהרי סיחון שכר את בלעם בכדי לקלל את מואב

ответить         Ссылка на комментарий
tamirgerber, 05-07-2017 23:28:01

У меня какой-то другой мидраш грустный

ответить         Ссылка на комментарий
tamirgerber, 05-07-2017 23:38:40

http://toldot.ru/limud/library/humash/bemidbar/bolok/ (надо кликнуть "Показать или скрыть все комментарии").

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 05-07-2017 23:46:39

Ну? "Но ведь они издавна ненавидели друг друга, как сказано: «поразивший Мидьяна на поле Моава» [В начале 36, 35], (из чего следует) что Мидьян воевал с Моавом. Однако из страха перед Исраэлем они заключили мир".

ответить         Ссылка на комментарий
tamirgerber, 05-07-2017 23:48:45

Так это не Балак и Билам враждовали между собой, а Моав и Мидьян ...
А откуда Ваша цитата?

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 05-07-2017 23:54:23

Из мекорот в конце этой книги. Там все проверено-перепроверено и одобрено в самых высоких верхах улыбка
"Так это не Балак и Билам враждовали между собой, а Моав и Мидьян" - ага, это не сталин и гитлер враждовали, а совецкий союз и германия.
Кст, оба были не местные (один из Австрии, другой из Грузии) и пришли не так давно улыбка

ответить         Ссылка на комментарий
tamirgerber, 05-07-2017 23:58:01

Нет, точность есть точность. Личной вражды между ними не было.
И во время войны между Моавом и Сихоном Балак вроде жил себе в Мидьяне.

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 06-07-2017 00:07:25

Никто о личной вражде не говорил.
И Билама он пригласил не по личой инициативе или особой к нему симпатии, а по совету старейшин.
И вообще, если хотите придирок - у меня их выше крыши просто времени нет.
Например: в вашей ссылке написано "из страха перед Исраэлем они заключили мир". Но это же не Моав и Мидьян заключили мир, а Балак с Биламом.
Кст, если мне не изменяет память, Балака пригласили на трон Моава как раз для войны с Сихоном.

ответить         Ссылка на комментарий
tamirgerber, 06-07-2017 00:09:40

ОК, как скажете. Сам разберусь. А Вы продвигайтесь с "Еврейской головой" улыбка

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 06-07-2017 00:13:14

Та вот же ж, пытаюсь улыбка

ответить         Ссылка на комментарий
Yehuda69, 09-07-2017 09:09:12

Тамир, я читал в мидрашах что Балак был из Мидьяна, вроде как нераскаявшийся сын Йисро. Его наняли моавитяне т.к. Моше был из Мидьяна.

ответить         Ссылка на комментарий
tamirgerber, 09-07-2017 14:16:44

Интересно.

ответить         Ссылка на комментарий
rukhiich, 10-07-2017 08:57:16

Точнее, в Зоаре (глава Балак, статья "а-Ципор" 2): "Сын Ципора - из внуков Итро, которого тоже называли Ципор"
Аризаль пишет (Шаар а-псуким, глава Балак), что лучшая часть души Каина реинкарнировала в Итро, а худшая - в Балака.

ответить         Ссылка на комментарий
Yehuda69, 10-07-2017 16:52:06

И Исро ципор, и дочка ципора, и внуки тоже ципоры. Наверное потому что прилетели и улетели. В пророках потомков Исро называли кейним. Яэль была замужем за одним из них. А Билам называл кейнитами потомков Каина. Видимо Аризаль связывает эти имена.

ответить         Ссылка на комментарий
Shlf, 06-07-2017 01:16:16

5. Слышал у рава Боруха Розенблюма бешем "Таргум Йонатан", а потом видел бешем "Мешех Хохма" что они видели шевет Дан, которые были за Облаком из за песель Миха .

ответить         Ссылка на комментарий
rukhiich, 06-07-2017 10:38:41

Рут была внучкой Эглона, внука Балака (Орайот 10б)
А Тосфот (Йевамот 48б) считают, что Эглона и Рут разделяло 200 лет и, соответственно, больше поколений.

ответить         Ссылка на комментарий
rukhiich, 06-07-2017 10:49:27

А в Санедрин 105б приводится мнение, что Рут и Орпа были дочерьми моавского царя Эглона.
Кстати, оригинальное имя Рут было Гилит. Выйдя замуж за Махлона, сына Элимелеха, она прошла гиюр, и получила имя Рут (Зоар Хадаш, Мидраш Рут, статья "Рут и Орпа")

ответить         Ссылка на комментарий
Stanislav2, 06-07-2017 13:11:57

Уважаемый Гади,

разрешите поспорить/ указать на несогласовку/задать вопрос. Ведь говорят, что и сейчас еще идет отсеевание эрев рав. Если они все уже в пустыне "тю-тю", то зачем они еще сечас воду мутят?

с уважением Шмуэль Авраам

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 06-07-2017 13:15:03

Хороший вопрос. Думаю, что имеются ввиду те, кто вышел из Египта. Те из их потомков, которые в течение 40 лет вошли в общество, стали частью народа.
Или, возможно, речь идет не о них в физическом смысле, а о их влиянии на нас, которое иногда проявляется и сегодня.
Но надо еще покопать.

ответить         Ссылка на комментарий
rukhiich, 06-07-2017 15:26:36

Виленский Гаон пишет в книге "Эвен Шлема" что перед приходом Машиаха к власти у евреев придут наглецы и грешники, реинкарнации "эрев рава" и сыновей Каина. Так что скорее всего имеются в виду их души.

ответить         Ссылка на комментарий
rukhiich, 06-07-2017 15:29:37

Источники: "Эвен Шлема" 11:6 и Биурей а-Гра на Тикуней Зоар Хадаш 27б

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 06-07-2017 15:32:34

О, спасибо.

ответить         Ссылка на комментарий
rozi, 07-07-2017 12:20:43

Я не поняла насчет Итро.
Если он сбежал, то на совещании не присутствовали 2 советника?
Или он сбежал прямо с совещания, после постановки фараоном задачи?

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 07-07-2017 14:15:51

Думаю, второе.

ответить         Ссылка на комментарий
rukhiich, 10-07-2017 09:19:12

Гмара в Санедрин (106а): "Сказал Билам Йитро: Кейни, ведь тебя не было с нами на том совещании - кто же усадил тебя среди сильных мира?" Значит, сбежал.

ответить         Ссылка на комментарий
rukhiich, 10-07-2017 09:28:41

Сбежал прямо с совещания, услышав мнения оппонентов и поняв, что окажется в меньшинстве. NETCAT_SMILE_BORODA

ответить         Ссылка на комментарий
Yehuda69, 09-07-2017 09:24:43

Вы тут еще можете сказать что место выбранное для первой брахи Онкелос переводит как Махоза упоминается в мишне Арахин 3:2 как пустырь где вообще ничего не растет. Я понимаю мы получили Тору в пустыне, а тут такие дела. Есть соображения?

ответить         Ссылка на комментарий
Yehuda69, 09-07-2017 09:37:41

Еще можете включить что как-то р. Реувен Пятигорский спрашивал зачем Аман сам пошел вести Мордехая ведь мог поручить другим. Можно привести пример его учителя Билама который сам оседлал своего осла чтоб ехать. Р. Вольбе имеет интересную драшу на эту тему. Это тоже как пример неочень отвеченного никем вопроса зарытого в архивах Тольдот.

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 09-07-2017 12:05:58

По этой теме есть еще три тонны материала. Мы всего лишь отметили некоторые моменты.

ответить         Ссылка на комментарий
Yehuda69, 09-07-2017 17:02:52

Материалы про Билама а не про его ученика.

ответить         Ссылка на комментарий
Evqenia, 09-07-2017 19:01:45

Очень красиво! Сразу видно старались! Только одно не понятно, что там в низу море или пруд? улыбка

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 09-07-2017 19:21:41

Это лагерь.

ответить         Ссылка на комментарий
rukhiich, 10-07-2017 09:49:34

Ещё один интересный вопрос: сколько лет был Биламу во время описываемых событий? Гмара (Санедрин 106б) говорит: "Один еретик спросил у раби Ханины: сколько лет было Биламу? Тот ответил: 'люди кровожадные и коварные не доживут до половины дней своих' (Теилим 55:24) - я видел дневник Билама, в котором написано, что ему было 33 года".
Напрашивается вопрос: сколько лет ему было тогда на том совещании у Паро?

ответить         Ссылка на комментарий
rukhiich, 10-07-2017 10:02:53

В "Ялкут Шимони" (Бемидбар 795) приводится: "Рабби Элазар аКапар сказал о Биламе: 'предвидел, что встанет человек, рождённый женщиной, провозгласит себя божеством, и введёт в заблуждение весь мир, как сказано: Не муж есть Б-г (Бемидбар 23:19), и провозгласит себя сыном Б-жьим, хотя он сын человека'... О! Кто в живых останется от содеяния Б-гом (такого) (там 24:23) - сказал Билам: ой, кто выживет из послушавших того, кто провозгласил себя богом!" Прозрачный намёк на родоначальника одной из мировых религий, который также прожил 33 года...

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 10-07-2017 13:18:31

Махлокет мидрашим, обычное дело.

ответить         Ссылка на комментарий
Yehuda69, 10-07-2017 19:04:07

Золотого теленка асистировал сын Билама, т.е Биламу было больше чем 33. Бааль аТурим пишет что Билам это Лаван, т.е ему было много лет. Тут дело наверное совсем как 2х других ситуациях.
1. Фараон в споре Рава и Шмуэля тот же что говорил с Йосефом или нет? Мы понимаем что физически тот же человек. Однако спор идет о том что человека меняющего мировозрение судят как того же или как нового.
2. Возраст Ривки когда ее увидел Элиэзер по Раши 3 и ашкеназким версиям Седер Олам 3-4 года. А по сефардским 13-14 лет. И Тосафос в Йебамос 61(б) говорит 14 лет. Т.е. может как человеку ей было 14 но как человеку признавшему Ашема только 3-4.
Т.е. возможно на совещании паро Билам как Лаван хотел всех евреев и евреек уничтожить. Но видимо фараону нравились еврейки по определенным причинам. И Биламу пришлось поменяться.

ответить         Ссылка на комментарий
Оставить комментарий