Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch

Рекомендуем:

Законы и обычаи Рош Ашана

Рав Исроэль-Меир Лау

Начни сначала — Рош аШана

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Атарат недарим — Освобождение от обетов

Редакция Толдот.ру

Что такое Шофар?

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Сатана в Рош Ашана

р. Ури Калюжный

Ответ на третью попытку

06 мая 2014, 03:43

Отложить Отложено

 

В отличие от представлений человека, гмару не учившего - о мертвых в Талмуде написано совсем немного.

Одно из таких мест - трактат "Брахот",18б. Эта гмара разбирает вопрос "знают ли мертвые о том, что происходит вокруг?". Среди прочего, о мертвых там сказано: "Свое несчастье - чувствуют, несчастье других - не чувствуют".

То есть, одна из вещей, отличающих живых от мертвых - это способность сочувствовать окружающим.

Четыре вышеперечисленных категории граждан (бедный, прокаженный, слепой и бездетный) в этом смысле больше похожи на мертвых:

- бедность занимает все мысли человека и заслоняет от него беды окружающих (неосведомленность на языке Торы называется "עניות דעת" - "бедность знаний").

- прокаженный изолирован от общества, поэтому свои проблемы для него - единственные.

- слепой обречен надеяться на поддержку окружающих, и эта связь - сугубо односторонняя.

- бездетный не имеет возможности переживать за своих детей, поэтому ему недоступно искреннее сопереживание ближнему (по этой причине он не может заседать в Сангедрине).

 

Объяснение рава Хаима Шмулевича, приведенное parvusом, базируется на гмаре - и эту гмару нам надо было найти. Что и сделал уважаемый parvus, с чем его и поздравляем.

 

Книжка отправляется на западное побережье Соединенных Штатов.

 

Большое спасибо всем участникам забега.

 

Теги: Штикл

Оставить комментарий

54 комментария

neyana, 06-05-2014 16:15:40

Победителю - поздравления! Автору - тода раба и вопрос, если можно. Не понятно выражение о мертвых: "Свое несчастье - чувствуют". То есть даже самый мёртвый мёртвый немножко живой? Если чувствительность не потеряна. Или это от того, что у Б-га все живы? Спасибо.

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 06-05-2014 19:32:39

У вас бывало такое, что отлежали руку? То есть - она какбэ ваша, но вы ее какбэ не чувствуете.
Думается мне, что у мертвых - то же самое, только по отношению ко всему телу. Но, тем не менее, свое "я" они осознают очень четко.
А вообще, такие вопросы вам могут разъяснить здесь.

ответить         Ссылка на комментарий
parvus, 06-05-2014 23:14:03

спасибо!
слышал, что очень маленькая частичка души остается с телом. не знаю, если это отвечает на ваш вопрос.

ответить         Ссылка на комментарий
Nick23, 06-05-2014 18:34:02

Я так и думал...

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 06-05-2014 19:33:02

Я тоже улыбка

ответить         Ссылка на комментарий
parvus, 06-05-2014 23:16:07

мой ребенок тоже. ну просто тени сомнения не было, что я не выиграю именно эту книжку. вот это битахон! и мы должны так же полагаться бе-Авину ше-бе-шамаим.
да

ответить         Ссылка на комментарий
Nick23, 07-05-2014 17:20:38

Я как раз учу эту Мишну. Но вот не доучил пару листов до этого местагрустный . А ответ я читал уже на этом сайте-но точно его воспроизвести не мог.

ответить         Ссылка на комментарий
cello, 06-05-2014 20:09:21

Радоваться со всеми - частный случай сопереживания.
А еще непонятно, почему из этой категории Вы исключили других инвалидов, кроме слепых, среди них есть тоже очень сильно зависящие от чужой помощи.

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 06-05-2014 20:22:37

"Радоваться со всеми - частный случай сопереживания" - בצערא דידהו ידעי בצערא דאחרינא לא ידעי - про радоваться ничего не написано.
"почему из этой категории Вы исключили других инвалидов, кроме слепых" - во-первых, другие инвалиды, несмотря на зависимость от окружающих, все-таки имеют возможность видеть страдания других, слепой - не может. А во-вторых, это не я исключил, это рав Хаим улыбка

ответить         Ссылка на комментарий
cello, 06-05-2014 20:26:11

Он их исключил или не упомянул?

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 06-05-2014 20:41:25

Он их не упомянул, потому что гмара (Недорим,64б) их исключила.

ответить         Ссылка на комментарий
cello, 06-05-2014 23:02:53

Красивый штикл, спасибо.

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 07-05-2014 17:32:03

Пожалуйста улыбка

ответить         Ссылка на комментарий
Yehuda69, 06-05-2014 22:03:10

Тут вообще то есть вопрос. Если мертвые не чувствуют чужое несчастье, то возникает вопрос почему мы учим в память о ушедших праведниках Тору. Как один из ответов дается что ушедшие от нас люди могут дать нам сильную защиту в Шамаим и быть מליץ יושר. Если не сострадает человек другому, как он может быть защитником?

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 06-05-2014 22:26:35

Тот же вопрос можно задать насчет "хесед шел эмес". Если мертвые могут быть защитниками - то почему мы не можем рассчитывать на ответное добро с их стороны?
Думаю, что защита со стороны праведников - это не их действия (хочу - делаю, хочу - не делаю), а действия Вс-вышнего по отношению к нам в заслугу их праведности.

ответить         Ссылка на комментарий
Yehuda69, 06-05-2014 22:35:47

Вспомнил что гемара Брахос ответила на мой вопрос что праведники и после смерти живые. (Как это понимать в свете ответа р. Шмулевича?).

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 07-05-2014 01:45:58

Значит, все, что сказано о мертвых, к праведникам не относится.

ответить         Ссылка на комментарий
parvus, 06-05-2014 23:20:54

из этого штикла так же можно сделать замечательный ворт(для нашего листка, есессно). только вот не решил к какой парше: тазриа, мецора или ..?

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 07-05-2014 01:46:44

Это подходит ко всему времени сфирас а-оймер.

ответить         Ссылка на комментарий
parvus, 07-05-2014 01:48:05

каким образом?

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 07-05-2014 01:54:03

Хочешь быть живым - сочувствуй ближнему.

ответить         Ссылка на комментарий
parvus, 07-05-2014 02:24:37

это понятно. но ученики раби Акивы умерли ведь не от этого. т.е. я пытаюсь найти зацепку, хоть такую же далекую, как в истории с магидом, который только знал драшу на "корах"

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 07-05-2014 02:37:48

Неважно. Из-за смерти учеников р. Акивы (которые вели себя недостаточно по отношению друг к другу) - в дни сфиры принято уделять особое внимание "בין אדם לחברו"

ответить         Ссылка на комментарий
parvus, 07-05-2014 02:43:41

а про это есть и в текущей парше. и много при чем.
кто-то, забыл кто(как всегда), спросил: проверь и сравни, сколько шайлес и тшувос в hалахической лит-ре за последние 150-100 лет посвещны и бейн адам ле-маком и сколько бейн адам ле-хаверо. ответ, я думаю, известен.

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 07-05-2014 02:45:30

Ну, тогда можете постить это в любое время - не ошибетесь улыбка

ответить         Ссылка на комментарий
Avigdor, 12-05-2014 14:17:47

!!!! а шэйнэс ворт!

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 12-05-2014 14:23:28

Это смысл штикла в двух словах улыбка

ответить         Ссылка на комментарий
yaelismay, 07-05-2014 16:11:44

С parvus не тягайсяулыбка, и с Гемарой не спорят. Но вопросы остаются. Мы (ндБ) встречаем людей, с которыми ни одно из 4 перечисленных несчастий не произошло, и тем не менее они остро переживают свои неприятности и почти не воспринимают беды других. Почему их не относят к категории мертвых?

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 07-05-2014 17:16:23

Вы думаете, что их надо сразу закопать?
Гмара там же открытым текстом говорит: "нечестивые называются мертвыми еще при жизни".

ответить         Ссылка на комментарий
yaelismay, 07-05-2014 17:24:44

Почему же тогда нечестивых не поместили в ту же компанию? может быть, потому что у тех четверых внешние препятствия в отличие от нечестивых? Ну, и совсем непонятно, почему все слепые, бедные и бездетные не чувствуют несчачий других. Авраам-авину долго был бездетным, но был милосерден и сочувствовал всем, даже грешникам.

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 07-05-2014 17:31:06

Думаю, что все, сказанное "о четырех" - имеется ввиду по отношению к "середнякам". Потому что нечестивых относят к мертвым даже при жизни, а праведников относят к живым и после смерти (та же самая гмара на том же самом листе).

ответить         Ссылка на комментарий
yaelismay, 07-05-2014 19:34:07

Матчасть, конечно, надо знать, что и доказывает победа parvus. Но все равно как-то зыбко.
Если, "середняк" страдает (от болезни, например ндБ), то он становится невосприимчив к несчастьям других. Человеку с зубной болью не до чужих проблем. Почему же больной не включен в этот список?

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 07-05-2014 19:45:24

Все зависит от того, до какой степени они невосприимчивы. Кроме того, зубная боль - одноразовый аттракцион (врач поможет или кто-нибудь в зуб даст), а эти четверо - надолго.

ответить         Ссылка на комментарий
yaelismay, 07-05-2014 20:45:12

Если слепой, или бедный, или бездетный вопреки своей беде проявляют милосердие (и это не редкость), то они уже не совсем "середняки" и совсем не мертвые?

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 07-05-2014 20:55:47

Видимо, так.

ответить         Ссылка на комментарий
yaelismay, 07-05-2014 21:25:42

Может быть, приравнивание этих четверых к мертвым сделано с целью уменьшения их ответственности (ведь мертвые не грешат)?

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 07-05-2014 21:39:06

Каковы практические выводы из этой гмары ("нафка мина") - я не знаю.

ответить         Ссылка на комментарий
yaelismay, 07-05-2014 21:45:46

Спасибо за штикл и ответы!

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 07-05-2014 21:51:19

Пожалуйста улыбка

ответить         Ссылка на комментарий
yaelismay, 07-05-2014 22:06:21

улыбка

ответить         Ссылка на комментарий
Airin, 08-05-2014 18:58:29

Получается, что у любого человека есть выбор, даже если он причислен к какой-либо категории? (не быть мертвым)

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 08-05-2014 19:33:49

Это однозначно.

ответить         Ссылка на комментарий
sneg, 10-05-2014 19:25:29

Комментарий на стадии модерирования

ответить         Ссылка на комментарий
sneg, 10-05-2014 19:28:36

оставлю тут комментарий №2. Взамен скрытого - не красивогоулыбка
Я вижу (в России), что бедные скорее пожалеют. И иногда это именно несчастные люди, которые готовы жалеть и выручать... а побогаче, даже родственники отворачиваются от бедных родственников. Как будто "нет проблемы!"

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 10-05-2014 21:32:32

Не знаю, как там в России, но в Израиле, Европе и Америке дают все, согласно своим возможностям. Бедные - чаще, но меньше, богатые - реже, но больше.

ответить         Ссылка на комментарий
yaelismay, 10-05-2014 22:14:34

Да и в России так же. Шавуа тов!

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 11-05-2014 11:52:47

Шавуа тов.

ответить         Ссылка на комментарий
sneg, 11-05-2014 22:09:47

Сдавайте общину улыбка буду знать куда переезжать в России улыбка (Москва?)

gpollack, я спутала теплое с мягким. наверное все мои жалобы - были про взаимовыручку.
Про остальное - Вы правы.
Если не брать какие-то катаклизмы, когда речь идет о выживании, сейчас бедный человек и правда занят собой. Если речь о действительно бедном - положение его вполне себе выбивает все "благородные" помыслы. И я не говорю о больших праведниках, я о просто людях. Про праведников, как у них, сложно сказать.

У людей с общей проблемой оно, конечно, крепче - взаимовыручка - кого немного поддержать, сунуть денег или ещё как... Иначе человек упадет и у не очень жирующего окружения, не будет сил его поднять улыбка Плюс бдительность тоже острее Опыт, кто-то из близких мог быть/были или кто-то , в такой ситуации!)
И это особенно в России - после войны, голода и не очень устроенного быта (в 50 годы. А меня воспитывала именно бабушка. Поэтому мне тяжело смотреть, если человеку не окажут помощь и не видят, что ему плохо, если есть сейчас возможность. привыкла быть настроена на одну волну - тяжело дается альтернативная оценка!)
Спасибо за блог!

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 11-05-2014 22:40:50

Пожалуйста улыбка
Насколько я понял - первая часть вашего коммента адресована yaelismay. Так вот, она его не увидит, т.к. вы ответили не ей, а мне. Если хотите - можете продублировать ваш вопрос для нее. Для этого вы должны нажать на кнопку "ответить" сразу под ее комментом.

ответить         Ссылка на комментарий
sneg, 14-05-2014 15:44:44

Думаю, что тут не стоитNETCAT_SMILE_BORODA. Хотя информация интересная, конечно :-)

ответить         Ссылка на комментарий
zamanuxis, 20-05-2014 20:25:31

"бездетный не имеет возможности переживать за своих детей, поэтому ему недоступно искреннее сопереживание ближнему (по этой причине он не может заседать в Сангедрине)." - вот это запишу в блокнот. Познавательно и логично.

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 20-05-2014 20:28:20

Там, кстати, написано и про сильно немолодого "депутата" - он уже успел забыть что такое уход за детьми.

ответить         Ссылка на комментарий
zamanuxis, 20-05-2014 20:33:07

Хм... Но тут пара вариантов. Во-первых он может тренироваться на внуках. Во-вторых ом может ещё вполне живо помнить остроту сопереживания за детей. В-третьих может он вообще очень стар, и ничего не помнит, но работает, как устоявшийся авторитет, по инерции.

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 20-05-2014 20:36:10

Инерция тут не прокатывает. Тут постоянная бесперебойная аттестация нужна.

ответить         Ссылка на комментарий
Оставить комментарий