Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Склонность давать милостыню — признак принадлежности к потомству отца нашего, Авраама, как сказано: «…ибо знаю Я, что он заповедает своим сыновьям (…) давать милостыню».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
Гитель Итахова

Практическое пособие по исправлению мидот (качеств характера)

Все записи автора списком

Пока что без названия

Отложить Отложено

Это письмо я написала для местной организации Эзрас Холим, которая помогает больным и нуждающимся г. Феникса, штата Аризоны. Волонтеры посещают больных, доставляют кашерную еду в госпиталя и на дом, возят к врачу или просто в магазин, обеспечивают нуждающихся продуктами и финансовой помощью, дают деньги на бебиситтера или домработницу, когда кому-то нужна краткосрочная помощь. Барух аШем, что они у нас тут есть. Иногда полезно публично об этом рассказывать. Теперь о главном...

 

Рассказывают историю о том, как один хасидский Реббе посетил своего хасида в Бриллиантовом районе Манхэттена. Как только хасиду доложили, кто его ждет в приемном покое, он выбежал из своего кабинета навстречу Реббе.

--Реббе, почему Вы так утруждали себя ехать сюда? Телефонного звонка было бы вполне достаточно, - волнованно заговорил хасид.

--Нет, нет, это очень важное дело, его нужно решить лицом к лицу, - ответил Реббе.

--Но, Реббе, Вам достаточно было только дать мне знать, что Вы хотите меня видеть, и я сам тут же бы приехал, - настаивал хасид.

--Нет, нет, это я лично прошу у тебя помощи, поэтому я сам должен был к тебе прийти, - объяснил Реббе.

--Чем я могу помочь? - спросил хасид.

--Есть одна семья, которая очень нуждается в помощи. Мужа уволили с работы, жена сидит дома с детьми. Есть медицинские счета, и в продуктовой лавке им отказываются давать продукты в кредит, пока не выплатят долг, - сказал Реббе.

--Сколько денег им нужно? Я могу подписать пустой чек, и Вы сами впишите необходимую сумму, - воскликнул хасид и потянулся за чековой книжкой.

--Нет, ты сам должен решить, сколько дать, - сказал Реббе.

--Хорошо. На чье имя выписать чек?

--Выпиши на имя своего брата, - тихо вымолвил Реббе.

 

****************

 

Вдох. Выдох. Минута молчания, чтобы дать информации усвоиться.

 

Теперь давайте проанализируем историю. Скорей всего, сразу же хочется ругать богатого хасида. Посмотрите, вон он с каким рвением хотел выполнить просьбу своего Реббе, не задумываясь хотел выписать чек на любую сумму для какой-то незнакомой семьи, а вот про своего брата и думать забыл. На глазах герой, а за глазами редиска. Может быть...

 

Но давайте не будем торопиться обвинять его в двуличии. В конце концов из разговора мы видим, что он был готов в любой момент выполнить мицву помощи ближнему, и не важно в каком размере. Это говорит о многом. Может быть, он на самом деле не подозревал о печальном положении вещей в доме своего брата... Может он его спрашивал, как идут дела, и не один раз, но каждый раз слышал в ответ, «Барух аШем, справляемся. Ашем помогает». Как было хасиду знать, что на самом деле происходит, без того, чтобы вмешиваться в их личную жизнь? Было ли бы это правильно навязчиво выпытывать подробности? Может быть нет...

 

Каждому дается своя доля страданий. Некоторым приходится тяжелее, чем другим. Как часто мы слышим призывы о помощи внезапно овдовевшей женщине с 10-ю детьми, чей муж был единственным кормильцем? Или о семье с очень больным ребенком? Или о семье, потерявшей все свое имущество в пожаре? Примеров множество, страдание велико, но...

 

Но есть еще много криков о помощи, но немых. Семья в процессе жестокого развода, где муж отказывается давать деньги жене и детям.... Или у матери-одиночки появляется непредвиденный расход, и не остается денег на еду для детей... Или ребенка выгоняют из школы из-за плохого поведения, и единственная школа, которая его примет, стоит очень дорого, а у них нет денег...

 

Есть страдание «уважаемое», о котором можно говорить вслух, которое вызывает наше сиеминутное сочувствие и сострадание. А есть страдание позорное, о котором говорить вслух стыдно. Даже когда мы их спрашиваем, как дела, они отвечают, «Барух аШем, справляемся. Ашем помогает». Даже если мы и готовы им помочь, они у нас не просят, потому что им стыдно...

 

Единственно, куда такие люди могут обратиться, это в организации типа Эзрас Холим или Толдот Йешурун, где могут надеяться получить помощь анонимно. Но там, где анонимно, там и одиноко. А там, где одиноко, там в десять раз тяжелее со своими трудностями справляться....

 

Остается только пожелать нам всем находиться в положении дающих, а не принимающих, и чтобы никому из нас не было стыдно, как тому богатому хасиду...

 

Сказка не ложь, и в ней намек, и разумеющий поймет, что делать дальше...

 

Теги: Цедака