Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Гитель Итахова

Исправляемся

Практическое пособие по исправлению мидот (качеств характера)

Все записи автора списком

Почему они такие? №3

14 ноября 2016, 23:05

Отложить Отложено

Введение: Кто нас пожалеет? Только Он. Наш Отец, который в Своей милости посылает нам боль, обиды, усталости, чтоб из них мы росли... Эйн ра йоред милемала!  Но, Г-споди, как же тяжела дорога к этому пониманию! И даже когда уже точно это знаешь … то все еще тяжело всегда помнить и чувствовать это сердцем … Нужно все время напрягаться, чтоб это помнить … и все равно чаще всего вспоминается позже, чем надо. Не смотря на то, что когда помнишь это - жить намного легче и проще.                                                --Хана из предыдущего поста

В этом посте я хочу привести формулу, которой меня научили, и когда я ей следую, то жить на самом деле становится легче и проще.

Мы остановились на той ситуации, когда люди, страдающие от депрессии – наши близкие.  Как мы можем им помочь?  Путь тот же самый – просить аШема избавить нас от личной заинтересованности и указать путь, как им помочь ради них самих.  Т.е. мы должны их жалеть не для того, чтобы они потом начали двигаться и что-то для нас делать, а только потому, что они – страдающие люди, которым нужно помогать, которым нужно давать эмоциональное тепло и понимание.  Но… Нам нечего им дать, потому что сами очень устали тянуть бремя в одиночку…  Нам нечего им дать, потому что они нам уже все нервы вымотали…  Что это значит – избавиться от личной заинтересованности?  Мне нужно заглушить, задавить себя, подставлять вторую щеку и только давать, и давать, и давать…?  НЕ БУДУ!  И страдания обоих продолжаюся…

Так вот, это «НЕ БУДУ» есть ни что иное, как затаенная обида и возмущение происходящим.  Обида – это как мягкое удобное кресло, стоящее на трех  ножках.  Почему мягкое?  Потому что мы получаем определенное удовольствие от сваливания обвинений на него или на нее, от мыслей, что мы все-таки лучше, чем они.  Но на трех ножках кресло долго не простоит, в какой-то момент оно кувыркнется, и мы ударимся – может быть очередная ссора, разлад, эмоциональные или материальные потери, в общем, мы ничего не выграем от того, что на нем посидим.   Поэтому, давайте искать ответ, как на него не взбираться, но сперва выясним, на каких именно ножках оно стоит.  Ножки – это эгоизм, самообман и страх.

Что такое эгоизм?  Это желание человека управлять миром согласно своему желанию и пониманию.  То есть, все было бы хорошо, если бы только эти вели себя так-то, другие думали так-то, третьи говорили эдак-то.  Чтобы погода была именно такой, как я хочу, чтобы все получалость так, как я считаю нужным.  Например, как проявляется мой эгоизм, когда я обижаюсь и возмущаюсь своим мужем?  Следим за словом «должен»: он должен помочь мне сделать покупки… он должен помочь убрать дом… он должен помочь мне уложить детей спать… он должен писать резюме и искать работу… Так как он этого не делает, так как он не следует моему сценарию, у меня есть право на него обижаться, возмущаться и негодовать.

Что такое самообман? Это наша убежденность, что они не имеют своего сценария для своей жизни, а если имеют, то не имеют права ему следовать.  То есть, мы абсолютно правы в своих утверждениях, что… он просто лентяй… он все делает только мне на зло…  он думает только о себе…  он просто не хочет меня понимать…  Раз он такой, то мы совершенно справедливо можем на него обижаться, возмущаться и негодовать. 

О каком страхе идет речь?  Страх, питающий негодование, делится на три составляющие: боимся потерять то, что имеем, боимся не получить того, что хотим, и боимся того, что нам будет, когда узнают, кто мы есть на самом деле.  Для того, чтобы всего этого не произошло, нам  нужно сильнее стараться руководить миром, не спускать наших требований с себя и с других людей.  Например, если он не найдет работу, то мне придется продолжать все тащить на себе (потеря моего здоровья, денежные потери и т.п).  Если он не будет мне помогать, то мне придется продолжать все тащить на себе (не будет свободного времени для себя, не будет теплых отношений между нами).  Если он будет продолжать так себя вести, то люди будут надо мной смеяться и осуждать.  Опасения на самом деле очень веские, поэтому у меня есть все основания на него обижаться, возмущаться и негодовать. 

А как все должно быть?  Вы знаете историю про раввина, у которого была очень строптивая жена?  Она была не просто ленивой или нерадивой, она делала все ему назло.  Он просил одно, она обязательно делала наоборот.  В общем, она всячески старалась его разозлить.  Когда ученики раввина спросили, как он может ее терпеть, почему он не даст ей развод, он ответил, что ему достаточно, что она воспитывает их детей и сохраняет его от греха.  Как ему удавалось так себя вести? 

Творец создал этот мир полностью гармоничным.  Если посмотрим на природу, все содействует со всем остальным.  Каждой букашке есть свое место, и она несет свою функцию.  Только тогда, когда человек пытается «навести порядок», подстроить природу под свое представление, начинаются экологические проблемы.  То же самое в межличностных отношениях.  Когда мы ведем себя в соответствии с желанием аШема, всем приятно, и все остаются довольными.  Когда начинаем пытаться «рулить», то начинаются проблемы.  Давайте представим, как человек, попав в описанной выше ситуации с раввином, может себя вести в соответствии воли аШема. 

Человек понимал бы, что аШем подстроил все, до малейшей детали, и не пытался чего переделывать, как ему хотелось бы.  Он знает, что это аШем женил его именно на этой женщине, а значит для него это лучшее, что может быть.  Ашем посылает нас в этот мир для единственной цели – исправить самих себя, поэтому такая жена – наилучший партнер для достижения этой цели.  Поэтому он не пытался бы изменить ее, не требовал бы от нее стать другой, не указывал бы, как ей жить, как себя вести, чем заниматься.  Он принимал бы ее и все, что она делает, так, как оно есть.  Противоположность эгоизму – оправдывать других.  Когда она говорит, что устала, он ей верит.  Да, она устала.  Даже если ему кажется, что не от чего было уставать, и он бы уж точно не устал бы от того, что она делала, он принимает ее слова за чистую правду.  Вот, она опять не убрала.  Значит не смогла, значит ей было чем-то другим заниматься.  Ему не очень приятно возвращаться в неубранный дом, но это то, что есть.  Какой урок ему нужно вынести?

Человек не попадался бы на удочку самообмана.  Он не говорил бы себе, все его страдания из-за нее.  Жена – это только посредник, исполнитель воли аШема.  Он не чувствовал бы себя ее жертвой.  Он благодарил бы свою жену за то, что она ему делала, а не винил бы за то, что он хотел бы, чтобы она ему делала.  Он не говорил бы себе, что вот если бы только она была-делала-говорила так-то, то все было бы хорошо. 

И он ничего бы не боялся.  Он не боялся бы, что так будет продолжаться вечно, потому что аШем всем руководит, все только от Него, и Он может изменить ситуацию в любой момент, и все, что происходит, на самом деле ему нужно, шеаса ли коль царки, аШем удовлетворил все мои нужды (из утренних благословений).  Он не боялся бы, что у него не хватит сил долго так продолжать, потому что аШем дает силы, нотен лааеф коах.  Он не страшился бы мысли, что жизнь его – это замкнутый круг страданий, потому что знал бы, что аШем поможет не согнуться под тяжестью груза, так как Он – сомех кефуфим и покеах иврим.  И он не боялся бы осуждения, или жалости, или вообще никакого мнения окружающих, потому что был бы уверен, что действует в соответствии с желанием аШема, амехин мицъадей гевер, направляющий шаги человека.

Ах, как хорошо было БЫ, если БЫ это «БЫ» стало БЫ частью нас, и все стало БЫ так же легко и приятно, как написано.  Но мы же не такие!  Мы же не праведники, и даже пусть признаем, что мы – эгоисты, и живем в самообмане, и живем в постоянных обидах и страхах, то все равно знаем, что будем продолжать «рулить».  Что делать?

  1. Принимать любое проявление внутреннего недовольства как сигнал, что что-то с нами не то.
  2. Выявлять ошибки в мировоззрении – где именно мы ведем себя эгоистично, как именно обманываем себя, и чего именно мы боимся.
  3. Как только выявили дефекты, просить аШема помочь от них избавиться и начать действовать противополжно этому дефекту.  Если не судим благосклонно, начинаем относиться к людям с любовью и пониманием.  Если проявляем нетерпение, стараемся вести себя и разговаривать терпеливо.  Если начинаем волноваться о чем то, начинаем вести себя, как будто полны веры, что аШем обо всем позаботится.   

 

Но, Г-споди, как же тяжела дорога к этому пониманию!  Да, но аШем хонен адаат, дарующий знание. 

…тяжело всегда помнить и чувствовать это сердцем …  Да, но аШем ароце битшува, желающий нашего возвращения. 

Нужно все время напрягаться, чтоб это помнить … и все равно чаще всего вспоминается позже, чем надо… Да, но аШем ханун амарбе лислоах, великий в милосердии и прощении!

Не смотря на то, что когда помнишь это - жить намного легче и проще…  Да, потому что аШем – гоэль Исраэль, Избавитель Израиля.

 

Так что, вот так вот.  Когда следую формуле, то получается немножко уменьшать себя, и получается больше помогать другим.  Чего и всем желаю.

СБп продолжение следует с дополнительными примерами, как принять формулу на деле

Теги: когда не все в порядке