Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Подобно тому, как лица людей непохожи друг на друга, так различны и их мысли»Бэмидбар Рабба 21, 2
Гитель Итахова

Практическое пособие по исправлению мидот (качеств характера)

Все записи автора списком

Немножко про "Я"

Отложить Отложено

 

За день до обычной встречи реббецин получила сообщение.

Шалом. Если можно, до Песаха я буду просто посылать сообщения, хорошо? Трачу все свободное время на уборку.

Отскребывая с пола наклейки шестимесячной давности (хотя это не хамец), слушала лекцию о  смысле Песаха. Для чего аШем послал казни? Чтобы весь мир узнал, что Он управляет всем: и растительной природой, и животным миром, и стихиями, и человеческими жизнями. В противовес Ему стоял фараон, символизирующий большое и могучее «Я».

«Я» с заглавной буквы всегда должно находиться в центре, руководить обстоятельствами и указывать всем остальным, что им следует делать. Нужно считаться только с желаниями этого «Я», и если кто-то или что-то идет против, «Оно» пускает в ход огнестрельное оружие гнева либо закапывается в окопы обидчивого молчания. Негодование, претензии, обвинения – все это отростки укоренившегося в закаменелом сердце эгоизма.

Лакмусовой бумагой для выявления эгоизма является слово «должен». Дети ДОЛЖНЫ слушаться, муж ДОЛЖЕН зарабатывать столько-то, учиться столько-то и именно этому, вести себя так-то, разговаривать так-то. Родители, соседи, учителя, одноклассники, продавщицы в магазине, пешеходы, другие водители, светофоры, погода, время года – все ДОЛЖНО быть по желанию «Я».  «Должно» относится также к «Его» представлению о самом себе. «Я» ДОЛЖНО быть спокойным, уравновешенным, правильным педагогом для детей, правильной женой, примером для мужа, не говорить лашон ара, не сердиться, делать хесед и т.д. И зачем все это? Чтобы «Я» было легче жить. В комфорте, нежась в похвале и восхищении окружающих, обмахиваясь веером удовольствия от усовершенствованных качеств характера. 

На самом-то деле «Я» никто ничего не должен. Каждое его требование движимо эгоизмом, за которым стоит страх.   

Например, дети должны вести себя тихо и не кричать. Почему? Чтобы соседи не думали, что я плохо их воспитываю. Почему должны за собой убирать? Чтобы гости похвалили, какой у меня чистый дом. Почему они должны делать уроки? Чтобы учителя не думали, что я слабохарактерная, не могу их заставить. Почему никто не должен давать мне советы? Потому что все должны думать, что я – идеал во всех отношениях, самая умная и правильная. 

Но это еще не все. За каждым «должен» кроется самообман. Дети должны себя тихо вести? А они это могут? Обиженный ребенок может думать о спящем младенце у соседей?

Должны убирать за собой? А разбросанные игрушки им мешают? Они видят в этом необходимость?

Они должны делать уроки. А они видят от этого пользу?

Никто не должен указывать, что я делаю что-то неправильно? Они бы и не указывали, если бы мое поведение не мешало им. 

Все было бы не так страшно, если бы вслед за требованиями я не предпринимала жесткие меры для их осуществления. Гнев, манипулирование, язвительные выражения, и тэ пэ, и тэ дэ. 

Как же вернуть правильные пропорции? Заменить слово «должен» на «что аШем хочет от меня в этой ситуации?». Дети кричат? Не убирают за собой?  Не делают домашнюю работу? АШем хочет от меня, как от мамы, помочь им быть уважительными к нуждам других, к отвественности за себя и за других. Но это должно быть сделано в соотвествии с Его правилами поведения, без гнева, не обижая, с любовью.

Ну как? Что Вы скажете?

 

На что реббецин ответила:

Вы хотите, чтобы я Вас похвалила за то, как Вы усвоили материал? АШем удостоил Вас пониманием. Теперь идите и воплощайте.

 

 

Собрано из многих лекций по иудаизму и психологии.

Теги: гнев, Цели, успех