Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Следующий за цдакой и милосердием найдет почет в этом мире и жизнь — в грядущем мире.»«Пиркей-де-рабби Элиэзер»
Гитель Итахова

Практическое пособие по исправлению мидот (качеств характера)

Все записи автора списком

Тиккун мераглим

Отложить Отложено

 

На прошлой неделе мы читали главу «Шлах», в которой рассказывалось о послании разведчиков в Страну Канаан, чтобы потом, пользуясь их сведениями, евреи разработали успешный план по завоеванию Земли. Но разведчики, вместо того, чтобы в точности выполнить то, что приказал им Моше, сказали лашон ара (злословие) о Земле, и тем самым напугали народ и поколебали их веру, что аШем защитит их от врагов и поможет в освоении Земли. С тех пор 9 ава стало самой трагичной датой еврейского календаря, на которую пришлось разрушение обоих Храмов и множество других великих бедствий. Мудрецы говорят, что нынешнее двухтысячелетнее изгнание продолжается, потому что присутствует рознь между евреями, и из-за несоблюдения запрета на злословие.   Каждое поколение, в чье время Храм не отстроен, обвиняется в его разрушении. 

На этой неделе, 29 сивана, в пятницу, начинаются 40 дней, которые оказались решающими в истории евреев.  Каково заболевание, таково и лекарство. За нарушение запретов полагается тешува именно в этой области. Так как проблемой оказалось нежелание видеть положительные стороны и грех лашон ара1, то исправление содеянного находится в вырабатывании в себе способность судить благосклонно и не злословить.  

Я хочу предложить следущее: на протяжении 40 дней, от 29 сивана до 9 ава, повторять законы лашон ара по книге рава Плискина «Береги свою речь», в которой приводятся примеры для каждой алахи. (Планирую выставлять новые посты каждую неделю с заданием на каждый день, сБп).  После каждой алахи задавать себе вопросы: нарушили ли мы эту заповедь, навредили ли мы кому-нибудь в результате, и таим ли мы обиду на кого-то, кто поступил с нами подобным образом. Нашей целью будет стереть грехи перед аШемом следуя законам раскаяния, попросить прощения у людей, кого мы обидели или кому навредили, и очистить свое собственное сердце от обиды и мести.

Сказано красиво и цель высокая... Идеалистка Вы, г-жа Итахова.  Насколько это все реально? 

Скажу вам по секрету, что движет мной выдвигать такие идеи. Страх и стыд. АШем наделил меня очень ярким воображением и сильными чувствами. Когда я думаю, что совершила ошибку (или когда меня критикуют ндБ), то становится очень стыдно за оплошность. И красочно представляются мне исправительные меры, либо неприятности здесь, либо страдания Там, от чего жутко страшно. Но выход имеется. Если я сделала кому-то плохо, то могу попросить прощения, и тогда возвращается легкость на сердце. А вот если не попрошу, то спросят у меня за это Там. И чувство стыда, которое я испытываю здесь, не сравнится с тем, что может быть Там. И будет очень обидно за то, что было ведь же так легко все исправить. 

Но стыдно будет не только за содеянное, а за не выполнение моей задачи в жизни. Из-за неуверенности, из-за лени, из-за других отговорок. На меня сильное впечатление произвела биография Хафец Хаима. Он постоянно наставлял своих учеников выходить в мир и стараться влиять на людей согласно своим способностям и возможностям. Это и побудило меня затеять проект «Кедушат а-лашон» в прошлом году, в результате чего совместными усилиями мы воздержались от произношения запретных слов больше, чем 250 раз. А как продолжение родился этот блог.   

В этом году я хочу пойти еще на шаг вперед, не просто повторять законы, но и исправлять прошлое. Сказать честно, что тряслись коленки, когда даже думала об этой идее, не говоря уже о том, когда решилась спросить мнения у редакции? Внутренний голос настойчиво отговаривал: «Никому это не надо. Отмахнутся. Засмеют. Да и вообще, нельзя же другим указывать!» Но потом приходит другая мысль: «Представь себе, что была у тебя возможность повлиять на других, и хотя бы один человек пересмотрел бы свои действия и раскаялся (включаю саму же себя), и ты упустила...»  Дрожь пробирает даже думать об этом. И потом додумалась, что страх скорее всего навевает мой йецер ара, и поэтому стоит действовать.   Это вам предисловие.

А для вступления необходимо сделать несколько предупреждений. 

Во-первых, даже думать о том, сколько нужно знать, может ввести в панику. Я долгое время (несколько лет) после покупки книги «Хафец Хаим» не могла ее открыть, потому что была уверена, что не смогу ей следовать. Но тут мы не будем затрагивать трудные темы, например, если нужно поделиться ради психологического здоровья, или в поучительных целях, или ради возмещения убытков. Это требует глубокого изучения. Мы же будем концентрироваться на «болтовне», разговорах «просто так», ради любопытства или «поддержания разговора», в которых не так трудно удержаться от запрещенного, если знаешь законы. 

Во-вторых, когда начнешь копаться внутри себя и выискивать ошибки, то появится чувство вины за содеянное. Как мы говорили раньше, есть чувство вины положительное, которое подтолкнет человека к правильному действию, а есть разрушительное чувство стыда, которое ввергнет человека в бездну депрессии. Наша цель не заниматься самоуничижением, поиском доказательсв нашей никчемности. Наша цель возвысится над ошибками, залатать брешь в соблюдении законов, и тем самым приблизится к Творцу. Когда перешагнем через страх, взглянем ошибкам прямо в глаза, и начнем их исправлять, то начнет спадать груз всепоглощающей самонеприязни. Главное – начать, и потом аШем поможет, даст силы продолжать двигаться в правильном направлении. Самооценка поднимается, когда начинаешь делать то, что ценно в «Глазах» аШема. 

В-третьих, когда встанем перед случаями, когда обидели или навредили человеку, то не торопиться извиняться. Вначале нужно разобраться, на самом ли деле было нарушение, и в чем именно. Также нужно продумать, принесет ли наше извинение больший вред, или наладит отношения. По-этому, когда речь заходит о других людях, нужно все продумать и посоветоваться, что сказать, когда сказать, и что не сказать. 

Со всеми вопросами обращаться к своим раввинам. Рав Арье Лейб также согласился отвечать на возникающие вопросы. К нему можно обращаться здесь в постах. Чтобы писать анонимно, регистрируйтесь как guest, пароль guest1.  

Теперь перейдем к подготовительным занятиям. Для начала ознакомимся с законами тешувы за лашон ара. 

20. Как надо совершить раскаяние за произнесение лашон-ара?

Предположим, некто совершил грех произнесения лашон-ара, после чего осознал необходимость раскаяться. Как это сделать? Все зависит от последствий его проступка. Рассмотрим несколько случаев.

А. Рассказчик оговорил человека, но слушатели, ему не поверив, не изменили своего отношения к объекту разговора. В таком случае им совершен грех по отношению к Всевышнему, поскольку, нарушив Его заповедь, он не принес вреда своему ближнему.

В таких случаях тшува (раскаяние) происходит так же, как и при других нарушениях заповедей, касающихся отношений между человеком и его Создателем. А именно, он должен:

1) искренне пожалеть о том, что сделал (рассказав лашон-ара),

2) признать свою вину перед Создателем,

3) принять твердое решение никогда больше не впадать в грех лашон-ара (на начальной стадии просить аШема иметь желание не говорить лашон ара, потом просить Его помочь помнить законы и воздерживаться от запретной речи --Г.И).

Б. Если же все-таки слушатели ему поверили и оговоренный человек утратил их расположение и уважение; если своим злословием он причинил оговоренному человеку физические или душевные страдания, финансовые или имущественные потери, то им, кроме прочего, совершен грех, касающийся запретов, регламентирующих отношения между людьми. Чем такой грех можно искупить? Прежде всего — попросить прощения у человека, который пострадал по его вине. А затем пройти три описанные выше ступени исправления.

И даже если пострадавший ничего не знает об оговоре, рассказчик обязан сообщить ему о своем проступке и искренне попросить прощения. В общем случае надо разъяснить человеку, за что у него просят прощения. Но если такое сообщение может сильно его расстроить, этого делать не стоит.

Предпочтительнее всего просить прощения лично у того, кого мы, не дай Б-г, оговорили. Но если это для нас слишком сложно в моральном плане или по чисто техническим причинам (например, он далеко живет), мы можем написать ему письмо или попросить кого-либо сделать это вместо нас от нашего имени (прийти и извиниться за нас). Если по некоторым, допустим, выше перечисленным, причинам нам тяжело извиниться немедленно, то следует сделать это накануне Йом-Кипура, Судного Дня. Главное, не забыть об этом!

Хафец-Хаим советовал тому, кто совершил тшуву после греха злословия, впредь стараться побуждать других к соблюдению законов лашон-ара.

Так повелось, что обычный человек часто произносит лашон-ара. Это вошло у него в привычку. У него может сложиться впечатление, что, поскольку он много раз нарушал этот запрет, то, как говорится, «семь бед — один ответ», можно уже не думать об этом. Хафец-Хаим рассказывает притчу, из которой видно, как заблуждаются люди, рассуждающие подобным образом:

Реувену принадлежал большой виноградник. Перед отъездом за границу он нанял Шимона, чтобы тот заботился о его имуществе. К несчастью, Шимон оказался ленивым и нерадивым. Когда сломалась ограда, Шимон даже пальцем не пошевелил, чтобы ее починить. Вскоре полевые звери поняли, что могут спокойно хозяйничать в винограднике. Когда через несколько месяцев Реувен вернулся из поездки и увидел, в каком состоянии находится его участок, ему ничего не оставалось делать, как приступить к починке ограды.

Сосед спросил: «Стоит ли тебе столько сил вкладывать в этот забор? Ведь виноградник запущен окончательно, его вряд ли можно спасти!»

«Согласен, — ответил Реувен. — Как владелец виноградника, я почти разорен. Но теперь надо сделать все возможное, чтобы избежать еще больших потерь и спасти, если не виноград, то хотя бы участок».

Человека преследуют финансовые проблемы, неприятности, почти полное разорение. А он снова и снова, стиснув зубы, пытается исправить и улучшить свое материальное положение. Подобное упорство и настойчивость нам следует проявлять и в духовной жизни. Пусть после совершения греха злословия мы много потеряли в моральном уровне, но не надо отчаиваться, еще не все потеряно. Результаты усилий будут не менее прекрасны, чем самый лучший виноград!

 

Спасибо за внимание.

С уважением, Гитель

 

 

Источники:

1. Yehudis Samet.  The Other Side of the Story: giving people the benefit of the doubt--stories and strategies.  Mesorah Publications, Ltd.  New York.  1996

Теги: Лашон ара