Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Гитель Итахова

Практическое пособие по исправлению мидот (качеств характера)

Все записи автора списком

Судить благосклонно - вступление

28 мая 2013, 03:48

Отложить Отложено

 

Следующая наша тема – судите ближнего благосклонно (Ваикра 19:15). Эта тема обсуждается в нашей недельной главе «Шлах», а прием помогает в работе над гневом и входит в ДЕЙСТВИтельную подготовку к 9 ава и в ДЕЙСТВИтельную подготовку к Йом Кипуру. 

Эта статья – вступление, где я включаю материал из книги Рава Плискина «Гнев: внутренний учитель» и Йеудит Самет «Другая сторона медали». Я хочу уделить изучению этого материала чуть больше времени, потому что искусство судить благосклонно скажется благоприятно на всех сферах нашего существования: физическом –усмирит гнев и его физиологические проявления, эмоциональном –снимет напряжение и добавит радости, социальном –улучшит отношения, умственном – разовьет изобретательность, духовном – принесет благословение нам и окружающим.   В следующих постах я бы хотела, сБп, разбирать технику суждения благосклонно, а также приводить случаи из жизни из книги Й. Самет.

Ключ к суждению благосклонно – попытаться увидеть «другую сторону медали».

Недельная глава «Шлах». Рав Хаим Шмулевиц, рош ешива Ешивы Мир, указывает на связь между суждением благосклонно и лашон ара в истории с мераглим (разведчиками). Мераглим были посланы, чтобы исследовать Землю Израиля, перед тем, как весь народ должен быть войти в нее. Когда они вернулись, то дали отрицательную характеристику увиденному. Евреи им поверили, и за это весь народ был наказан 40 годами скитания по пустыне, соответствующих 40 дням похода разведчиков.

Мы знаем, что наказание дается мера за меру. Почему же тогда евреи должны были провести 40 лет в пустыне, если лашон ара (злословие) был произнесен только один раз? Рав Шмулевиц объясняет, что они были наказаны за источник греха: 40 дней они смотрели на отрицательные стороны Земли. Если бы они не смотрели на негативное, они бы не злословили1

Гнев. Гнев рождается из обвинений. Если происшедшие события вам не по душе, но вы никого не обвиняете, то внутренняя реакция не будет такой сильной, как если бы нашелся «козел отпущения». Если судишь благосклонно, то гнев уменьшается, даже если в результате вы не можете полностью оправдать «виновного».

Гнев вызывается не самой ситуацией, а нашей интерпретацией ситуации. Например, если кто-то наступил нам на ногу, мы можем осуждать его за неосторожность и неуклюжесть. Если мы увидим, что этот человек слепой, то будем намного меньше его осуждать. Если же этот человек бежал, чтобы сделать нам одолжение, мы будем судить еще меньше. А если он бежал, чтобы схватить нашего ребенка, чтобы того не сбила машина (ни про кого не будет сказано), мы будем ему благодарны. Так как мы не можем знать всех факторов, мотивирующих чье-то поведение, перед тем, как обвинять кого-либо, стоит спросить себя: «Как я могу быть уверен, что он действительно виноват в том, в чем я хочу его обвинить?»2

ДЕЙСТВИтельная подготовка к 9 ава или противоядие для ненависти и злословия. Хафец Хаим говорит, что чем больше мы будем судить благосклонно, тем меньше будем говорить лашон ара. Если мы не будем думать негативно про других, то не будем и говорить плохо. Хафец Хаим также говорит, что почти все случаи лашон ара в Торе произошли из-за того, что люди не искали объяснений сомнительному поведению. Например, Мириам сказала своему брату Аарону про Моше: «Мы тоже пророки, но мы не отдаляемся он наших супругов – почему же Моше это сделал?» Мы учим, что она неправильно оценила обстановку, потому что у нее не было достаточно информации: она не знала, что Моше находился на таком уровне пророчества, что ему требовалось отдалиться от своей жены.

Судить благосклонно является не только самым сильнодействующим лекарством от злословия, но и является профилактическим средством от другого, скрытого «заболевания»: верить лашон ара без того, чтобы проверить все обстоятельства1.

ДЕЙСТВИтельная подготовка к Йом Кипуру, или как беспечить благоприятный приговор. Один из основных принципов, по которому аШем руководит миром гласит: как человек судит другого, так Небеса судят его. Говорит Хафец Хаим: все наши действия в этом мире оказывают влияние на Высшие Миры и вызывают обратный эффект. Если человек обращается с другими милосердно, то он вызывает качество милосердия в Высших Мирах и заслуживает милосердного отношения к себе со стороны Небес. Если он решает быть бескомпромисным, жестко обращаясь с другими, то направляет меру Суда по отношению к самому себе.

В Шаббат 127б написано:הדן את חבירו לכף זחות לנין אותו לזכות.  Кто судит своего друга благосклонно, его судят благосклонно. Слого «его» относится к тому человеку, который судит. Если я буду стараться показать тебя с хорошей стороны, то тем самым буду увеличивать твои заслуги и способствовать тому, чтобы ты получил благоприятный приговор. В результате, мера за меру, я также удостоюсь благоприятного приговора.

Когда мы относимся к другим с сочувствием, то заслуживаем, чтобы аШем относился к нам с «сочувствием». Если, пытаясь понять поведение другого человека, мы стараемся выискивать его заслуги и достоинства, то аШем поступает с нами таким же образом. Когда наши действия заставляют желать лучшего, аШем, как будто, говорит: «Я буду искать что-нибудь в твою пользу, так же как ты это делал для своего ближнего».

Другая интерпретация выражения «кто судит своего друга благосклонно, его судят благосклонно» указывает на дополнительное влияние, которое мы оказываем, когда судим благосклонно. Слово «его» относится к тому человеку, кого мы судим. Своими добрыми словами о другом человеке, упоминания его заслуги, мы пробуждаем милосердие Небес по отношению к нему. Только задумаемся над тем, какая сила у нас имеется! Когда мы говорим доброжелательно о других, то направляем на них добро и милосердие с Небес. В Верхнем Суде как будто говорят: «О, так ты на него смотришь? Мы так же будем на него смотреть». 

Теперь мы можем понять, почему судить благосклонно включено в заповедь оказывать помощь друг другу. Иногда мы бы хотели помочь, но не можем, потому что не имеем достаточно средств, или времени, или находимся на далеком расстоянии. Мудрецы говорят нам, что есть другие пути. Мы всегда можем молиться за другого человека, и также всегда можем судить его благосклонно. 

Мы все время ищем сгулот, особые пути, чтобы принести благословение в нашу жизнь. Разве это не наилучший путь помочь самим себе? И разве это не наилучший путь помочь другим? Какое может быть большее благословение, чем милосердие с Небес, которое человек может обеспечить самому себе и другим?1

 

Домашнее задание:

 

1. Просить аШема о помощи, бросать монетку в цедаку и молиться за других по списку.

2. Повторять 100 раз в день, что все, что аШем для нас делает – к лучшему.

3. Как я понимаю заповедь "судить благосклонно"?

Источники:

1. Yehudis Samet.  The Other Side of the Story: giving people the benefit of the doubt--stories and strategies.  Mesorah Publications, Ltd.  New York.  1996

2. Rabbi Zelig Pliskin.  Anger: The Inner Teacher.  Mesorah Publications, Ltd.  New York.  1997  

 

Наши старания в эту неделю пусть пойдут в заслугу людям, перечисленных ниже. Будет прекрасно, если будем упоминать их и при исполнении других заповедей, как отделение халы, зажигании свечей, учебе и т.д.  Все время принимаются новые просьбы.

Рефуа шлейма: реб Элиезер-Мэйше-Хаим бен Соро, Рафаэль Элияу бен Мириам, Махла Малка бат Шейндел, Нетанел бен Ора, Михаэль бен Дарай, Эстер бат Женя, Тамар бат Эмили-Яэль - 12-летняя девочка с тяжелым диагнозом, Владимир бен Мириам, Лиза бат Рохель, Жанна Шейндл бат Ира Фира - много лет ждали детей, и сейчас осложнения с беременностью, Моше Калман бен Рут - 8-летний мальчик попал в автокатастрофу, критическое состояние

 

 

Парнаса: Александр бен Лейб, Даниэль бен Эстер, Дина бат Анна, Рут бат Сара, Фейга бат Сара, Нетанел бен Ора

 

Шидух: Алона бат Мирав Маргарита, Дина бат Анна, Рафаэль бен Шошана, Рут бат Сара

Зера шел каяма (дети): Рахель бат Ница

Хинух еладим (воспитание детей): Мирьям бат Хава, Гитель бат Сара, Даниэль бен Эстер,
Ася бат Ирина, Рут бат Сара, Фейга бат Сара, Нетанел бен Ора

Шалом баит (мир в семье): Мирьям бат Хава, Гитель бат Сара, Даниэль бен Эстер, Ася бат Ирина


Леилуй нешама (вознесение души): Гирша бен Мендель, Галина бат Биньямин, Лев бен Абрам, Лея бат Яков, Лана бат Исаак, Иосиф бен Еля, Биньямин бен Соломон, Владислав бен Гедалья, Елияу Цион бен Ханания

Теги: гнев, судить благосклонно