Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Гитель Итахова

Практическое пособие по исправлению мидот (качеств характера)

Все записи автора списком

Cамоуверенность и самооценка

23 апреля 2013, 05:32

Отложить Отложено


Долгое время я считала, что человек с высокой самооценкой должен быть душой компании, может постоять за себя, добивается того, чего хочет. Может есть и другие представления, но остановлюсь на этом. Чем больше я стала читать еврейской литературы, постепенно стало меняться мое мнение. Человек, обладающий чувством юмора и чувствующий себя уютно в центре внимания, просто-напросто имеет общительный характер. Таким аШем его создал для выполнения его миссии. Если другой человек предпочитает тихую обстановку, уединение, узкий, но очень тесный круг друзей, то это не значит, что он хуже других. Низкая самооценка может проявляться в болтливости, когда человек чувствует себя «человеком», только если на него обращают внимание, даже если он говорит глупости. Также низкая самооценка может проявляться в застенчивости, когда человек боится привлечь к себе внимание, оплошать, сказать что-то не так, вызвать недовольство. 

Способность постоять за себя, защитить свое достоинство, не так-то сильно ценится у мудрецов. Лучше смолчать, стерпеть обиду, не настаивать на своей правоте, уступить. Смирение указывает на силу человека, а не ответ тем же. Рав Ицхак Зильбер, благословенной памяти, сказал так: «... я всегда стараюсь с людьми сглаживать острые углы, и я никогда в жизни не пожалел, что я на хамство не ответил грубостью и хамством, и только один раз в жизни я жалею, что я ответил не очень сдержанно… Вот об этом случае я жалею.» С другой стороны, если есть необходимость сказать что-то неприятное собеседнику, но человек боится – это уже признак низкой самооценки.   Например, когда кто-то обижает мои чувства, и я не могу простить обиду, а начинаю таить ненависть, то молчать неправильно. Необходимо спокойно, но ясно дать собеседнику понять, что его слова обижают, и попросить больше так со мной не разговаривать. 

Принято уважать и равняться на целеустремленных людей. Нужно быть уверенным в своих силах, ставить перед собой цели, упорно к ней идти, не опускать руки от неудач и ошибок. Часто ставят в пример людей, которым все не давалось легко, но они, прилагая большие усилия, преодолевали препятствия и становились великими. Примеров много и среди светского мира, и среди религиозного, когда ребенку тяжело давалась учеба, но он упорно продолжал трудиться, и в конце концов достигал признания. 

Быть уверенным в своих силах – это никак, хорошо, или плохо? Три ответа:

1.       Никак – смотря для чего ты будешь использовать свои силы: для хорошего – будет хорошо, для плохого – будет плохо.

2.       Хорошо – если ты уверен в том, что сможешь что-то достичь, то ты начнешь двигаться. Иначе будешь сидеть на месте.

3.       Плохо – это признак гордыни.

Какой ответ выбрать, чтобы шокировать публику? Пока что не выберу ни один, а задам еще один вопрос: в чем именно мы хотим быть уверены? В каких именно силах? 

Назову явление «Закон природы», которое действует примерно так: способности + усердие = достижение цели. На это можно более-менее рассчитывать. Человек с музыкальными способностями, приложив усилия, может стать музыкантом, с математическими способностями – математиком, и т.д.. Но может ли человек быть уверен, что если приложит достаточно усилий, со своими способностями добьется желаемого? Нет. Чемпион мира по бегу может споткнуться на ровном месте на финишной прямой. Может ли человек быть уверен, что приложит достаточно усилий? Есть плохая погода, отключается свет, ломается компьютер. Может ли человек быть уверен в своих способностях? Есть простуды и разные другие явления, ни про кого не будет сказано. Или нет вдохновения. Сидишь-сидишь, пытаешься-стараешься написать что-нибудь дельное, но не идет. 

В чем же есть уверенность? Не во многом, но за то на 100%. Во-первых, единственное, что в моих руках – это выбор работать над собой. Все остальное – здоровье, заработок, место жилья и работы, семейное положение – все предопределено, и всеми своими усилиями я не изменю постановления свыше (Ховот а-Левавот, Врата Упования). Во-вторых, во всех моих начинаниях, включая работу над собой, я ни на что не могу полагаться, а только на помощь свыше. Ни на свои способности, ни на свою решимость, ни на свое упорство, ни на помощь от других.   Поэтому, идя на экзамен, даже если хорошо подготовлен, стоит молиться . В процессе подготовки стоит просить силы, чтобы готовиться. Если нет желания готовиться, то просить желания готовиться. А если нет желания просить, то просить иметь желание просить.  В-третьих, мой успех во всем, даже в работе над собой, всецело зависит от благоволения аШема. В-четвертых, аШем мне всегда помогает в моих стараниях, если они соответствуют Его цели для меня.   Для работы над собой поддержка гарантирована, как говорится, что если человек хочет очиститься – помогают ему.  

На чем теперь можно построить самооценку? На осознании беспомощьности? На аннулировании всех своих достижений? Такие размышления скорее всего лишат вкуса жизни, заберут наслаждение от преодоленных препятствий, удовлетворение от достигнутых целей. Они лишат человека жизненной энергии действовать.

Самооценка строится на последнем пункте, на личной связи человека со Вс-вышним, когда он явно ощущает помощь свыше. Это чувство не описать, это чувство не пересказать. Его нужно только прочувствовать самому, но я уверена, что это чувство вам уже знакомо. 

Теперь дам свой ответ на вопрос об уверенности в своих силах. Я назову такую уверенность самоувереностью, и скажу, что быть самоуверенным плохо. Плохо потому, что это уводит человека от Творца. И добиваться своего тоже плохо, потому что это «твое», а не «Его». 

А человек с высокой самооценкой наиболее приближен к Творцу. Тут не только присутствует связь Отца с сыном, когда Отец помогает, поддерживает, дает дополнительные шансы несмотря на ошибки и оплошности сына. Но сын старается походить на Отца, а именно – творить. Невозможно добиться спокойной, мирной, доброжелательной, дружелюбной обстановки дома. Ее можно только создать.  Папа заходит домой, и мама говорит: «Добро пожаловать домой, мы тебя ждали.» Малыш начинает хлопать в ладоши от восторга, что видит папу, старшие дети несутся к нему, спешат показать все свои поделки и призы со школы. Тут не получится поставить себе цель, что через месяц, даже через год, все будут хорошо друг к другу относиться. Это долгий созидательный процесс, когда мама и папа постоянно работают над собой, тем самым спуская Б-жественное присутствие в их дом. 

Человек с низкой самооценкой может добиться славы, признания, богатства, но не сможет добиться любви и дружбы. Любовь создают, дружеские отношения строят. Только человек, который постоянно ощущает себя получателем небесных даров, может безгранично давать другим.     

С чего начинать? С построения отношений с Творцом.  Не дельных отношений, Ты – мне, я –Тебе. Посмотреть на себя так, как смотрит на нас аШем, с безграничной любовью, с желанием одарить добром, с желанием помочь, поддержать, обнадежить, без признака гнева, только с любовью. Если тяжело пока что представить в этой мере, то подумайте о том, кого вы очень-очень любите, сконцентрируйтесь на своей любви по отношению к этому человеку, и потом перенесите это чувство на себя. То, что питаете вы к кому-то, аШем «чувствует» по отношению к вам, только в безграничных размерах. 

 

Домашнее задание:

 

 

1. Просить аШема о помощи, бросать монетку в цедаку и молиться за других по списку.

2. Повторять 100 раз в день, что все, что аШем для нас делает – к лучшему.

3. Искать доказательства того, как аШем мне отвечает на просьбы о помощи.

 

 

 

Наши старания в эту неделю пусть пойдут в заслугу людям, перечисленных ниже. Будет прекрасно, если будем упоминать их и при исполнении других заповедей, как отделение халы, зажигании свечей, учебе и т.д.  Все время принимаются новые просьбы.

Рефуа шлейма: реб Элиезер-Мэйше-Хаим бен Соро, Рафаэль Элияу бен Мириам, Махла Малка бат Шейндел, Нетанел бен Ора, Михаэль бен Дарай, Эстер бат Женя, Тамар бат Эмили-Яэль - 12-летняя девочка с тяжелым диагнозом, Владимир бен Мириам, Лиза бат Рохель, Пэсах Йосеф Павлик бен Зельда, Жанна Шейндл бат Ира Фира - много лет ждали детей, и сейчас осложнения с беременностью

 

Парнаса: Александр бен Лейб, Даниэль бен Эстер, Дина бат Анна, Рут бат Сара, Фейга бат Сара, Нетанел бен Ора

 

Шидух: Алона бат Мирав Маргарита, Дина бат Анна, Рафаэль бен Шошана, Рут бат Сара

Зера шел каяма (дети): Рахель бат Ница

Хинух еладим (воспитание детей): Мирьям бат Хава, Гитель бат Сара, Даниэль бен Эстер,
Ася бат Ирина, Рут бат Сара, Фейга бат Сара, Нетанел бен Ора

Шалом баит (мир в семье): Мирьям бат Хава, Гитель бат Сара, Даниэль бен Эстер, Ася бат Ирина


Леилуй нешама (вознесение души): Гирша бен Мендель, Галина бат Биньямин, Лев бен Абрам, Лея бат Яков, Лана бат Исаак, Иосиф бен Еля, Биньямин бен Соломон, Владислав бен Гедалья, Елияу Цион бен Ханания

 

Теги: Самооценка