Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Тора отдаляет человека от материального, молитва приближает его к духовному»Рабби Арье-Лейб из Гур
Гитель Итахова

Практическое пособие по исправлению мидот (качеств характера)

Все записи автора списком

Вступительный Экзамен

06 февраля 2013, 15:26

Отложить Отложено

 

Один из комментариев из предыдущего поста навел меня на мысль, что перед тем, как оценивать способность видеть Провидение и желание исполнять волю аШема, сначала нужно пройти «вступительный экзамен» на то, что такое тешува. Сейчас расскажу, что помогает мне вставать после падения и продолжать шагать дальше. 

Человек – это душа, временно спущенная в этот мир и облаченная в тело ради того, чтобы путем соблюдения мицвот заработать себе награду в Будущем мире. Так как душа – частичка аШема, то изначально мы, по определению, праведники. В течение жизни мы делаем и хорошие дела, и совершаем ошибки. АШем не ожидает от нас быть абсолютными праведниками.  Он «не стоит» над нами, ожидая, что мы оступимся, чтобы тут же наказать. Что аШем, да, ожидает от нас, это чтобы мы раскаялись после совершения ошибок – признали неправоту, просили прощения у Него и у других людей, если причинили им вред, а потом просили Его помочь не повторять содеянного. Проверка, насколько искренно мы раскаялись, будет потом, когда аШем опять поставит нас в похожую ситуацию.  Если не оступимся, то наш проступок будет полностью стерт. 

Ценность ошибки в том, что она указывает, где находится слабинка в нашем характере. Заметим ошибку, проанализируем, примем необходимые меры больше не совершать, то приблизимся к аШему. С другой стороны, если будем заниматься самоуничижением и самобичеванием за прошлое, то лишим себя душевных сил предпринимать меры на будущее. Чем больше мы будем себя винить, корить, напоминать о прошлых неудачах, тем больше будет подрывать самооценку, упорно доказывая себе, что недостойны, чтобы аШем о нас заботился. Сожаление о случившемся перейдет в патологическое чувство вины. Эта болезнь, как злокачественная опухоль (не про кого не будет сказано) завладеет сознанием и перекроет каналы духовного питания. Медленно, но верно, она заставит человека поверить, что аШем на него сердит и не поможет ему выбраться из этой пучины. И вместо того, чтобы обращаться к Источнику, человек отворачивается от Него, лишая себя возможности духовного выздоровления. Со временем можно полностью потерять надежду на излечение – улучшения своих качеств, что приведет к смирению с собственной участью (я не могу измениться) и апатии в действии.

Но внутри всегда тлеет огонек надежды и желания приблизиться к аШему. Основная часть раскаяния – верить, что аШем нас прощает. Говорится, что Йом Кипур искупает грехи всем, кроме тех, кто не верит в искупительную силу Йом Кипура.

Три вопроса на вступительном экзамене «Еврейский подход к раскаянию»:

1.       Насколько я верю, что аШем любит меня несмотря на все мои оплошности, больше чем я могу себе представить?

2.       Насколько я верю, что могу заслужить прощение за прошлые ошибки?

3.       Насколько я верю, что аШем всегда готов мне помочь в стараниях исполнять Его волю?

 

Давайте попытаемся понять, как тешува работает, на примере отношений между родителями и детьми.

1.       Вы (мама) просите 10-летнюю дочь помыть посуду после ужина. Она отвечает: «Почему ты все время пытаешься навесить на меня дополнительную работу? Ты же сама целый день дома, ничего не делаешь, а у меня завтра контрольная, к которой я еще не начала готовиться!» Разворачивается и уходит.

2.       Вы (папа) будите 13-летнего сына в Субботу утром, чтобы идти в синагогу. Два месяца назад Вы ему на бар мицву купили дорогие тфиллин, шляпу, вошли в долги, чтобы отметить, как полагается. А он натягивает на голову одеяло и бурчит: «Тебе надо, ты и иди. А я спать хочу. Не мешай.»

3.       20-летняя дочь начала выходить на шидухи. Уже встретилась больше, чем с 10-ю парнями, но безрезультатно. Чаще они отказывались. В очередной раз она вышла на встречу, и Вы (мама) сидите и ждете ее. Дочь заходит, и Вы спрашиваете: «Ну как, доченька?» А она резко отвечает: «Ну что тебе все время «как»? Что ты постоянно допытываешься? Когда будет помолвка, я тебе скажу.»

4.       Вы (мама) разговариваете со своей замужней дочкой, и разговор заходит о детях. Вдруг на Ваш вопрос об успехах 8-летней Сарочки она повышает голос: «Ты все время допытываешься, чтобы потом советы давать. Я не прошу тебя вмешиваться. У меня есть, у кого спрашивать.» И бросает трубку.

Для каждого родителя такие слова – как нож в сердце. Сколько мы старались для наших детей, сколько давали, и тут получаем такую неблагодарность. Слезы душат. Но в глубине души нас мучает не столько собственная обида, сколько беспокойство за них, наших родных, любимых детей. С какой ответственностью к домашнему хозяйству будет относиться дочка, когда вырастет? Будет ли сын соблюдать? Какими сложатся отношения у дочки с будущим мужем? Какими вырастут внуки, если видят, как дочка разговаривает с Вами? Нашими проступками мы вредим сами себе, своей душе, а аШем «страдает» вместе с нами.

Потом дети понимают, что были неправы. Подходят, извиняются.

1.       «Мама, прости меня за то, что я не помогла тебе убрать посуду. У меня на следующий день была трудная контрольная, и я очень волновалась, что не получу хорошую оценку. По ней учительница определяла, нужно ли будет писать дополнительную работу, или нет.»

2.       «Папа, прости, что я с тобой не пошел в синагогу. Накануне я поссорился с хаврутой и не хотел видеть его в синагоге.»

3.       «Мама, прости меня, что я тебе тогда нагрубила. Парень мне понравился, но я боялась, что и он мне откажет.»

4.       «Мама, прости, что я бросила на тебе трубку. Просто в тот день Сарочкина учительница прислала очередную записку, что та отвлекалась на уроке. Кажется, что со всех сторон я только и слышу замечания и советы, которые на самом деле не помогают. Вот и сорвалась на тебе».

Мы простим? Простим. И постараемся забыть, ведь это же все-таки наши дети. АШем прощает. Но аШему не нужно стараться забыть обиду. Он принимает искреннее раскаяние и полностью стирает наши грехи, как будто их и не было. Главное требование – стараться их не повторять.

А как мы себя будет чувствовать, когда они скажут нам следующее:

1.       «Мама, прости меня, я была не права. Несмотря на то, что я волновалась про контрольную, и у меня не хватало времени помочь тебе, мне нельзя было так резко с тобой разговаривать. Но я хочу сказать тебе еще кое-что. Ты знаешь, мама, я так рада, что когда я прихожу домой со школы, ты дома и меня ждешь. Ты помнишь, как недавно у нас должно было быть представление в школе, и мы остались после уроков, чтобы репетировать. Потом с подружками пришли к нам домой, голодные-голодные, и ты нам такой вкусный обед подала. Мне девочки несколько раз говорили, какая у меня хорошая мама. Спасибо тебе.»

2.       «Папа, прости меня, что я тебе нагрубил. Пусть я и не хотел встречаться в синагоге со своим хаврутой, с которым мы сильно поругались, я не мог тебе так нагло отвечать. Но я хочу сказать тебе еще что-то. Ты помнишь, как несколько раз ты предупреждал меня не лазить на крышу сарая, а мы с друзьями не послушались и все равно залезли? Я-таки упал, сломал ногу. Ты со мной почти всю ночь в больнице провел, пока мне рентген делали и гипс накладывали. Потом я две недели не мог в ешиву ходить, так ты после работы каждый вечер со мной сидел, разбирал материал, чтобы я не отстал в учебе. Ты даже мне видео про раскопки Старого Города купил и на своем компьютере показал. Это так много для меня значило. Спасибо тебе.»

3.       «Мама, прости меня, что я так с тобой разговаривала. Да, я хотела, чтобы этот шидух состоялся, но у меня не было права так тебе отвечать. Я знаю, что ты хочешь не меньше, чем я, чтобы я удачно вышла замуж. Я хочу сказать тебе еще что-то. Ты знаешь, мне очень необходимо твое участие. Столько раз я приходила к тебе со своими проблемами, то с подружкой поссорилась, то боялась на сцену выходить, то хотела платья, как у других. И ты со мной сидела, терпеливо выслушивала, поддерживала, делала, что могла, чтобы я не чувствовала себя хуже других. Мне так важно знать, что ты у меня есть и все время готова меня выслушать.»

4.       «Мама, прости меня, что я на тебе так трубку бросила. Я была в большом напряжении, но это давало мне права так сорваться на тебе. Я знаю, что никто посторонний не заинтересован в благополучии наших детей так, как ты. И я хочу сказать тебе еще кое-что. Ты помнишь, как я после Рахелечьки еще две недели в больнице лежала, так ты мне мой любимый пирог принесла. Мне так приятно было. А когда у Шмулика вдруг резко поднялась температура, а меня срочно на работу вызвали, и я не могла с ним остаться, ты тут же вызвалась с ним посидеть. А когда вечером я вернулась, он такой радостный бежит мне навстречу: «Мама, ты знаешь, я бабушку научил в шахматы играть и пять раз подряд ее обыграл!» Ты и супчик вкусный сварила, и накормила его, и посидела с ним, чтобы он заснул, и почитала ему. Я даже не могла поверить, что температуру как рукой сняло. Никто не может позаботиться о наших детях лучше, чем родная бабушка.  Спасибо тебе.»

Как мы будем себя чувствовать после таких слов? Тут не только места для обиды не останется. Тут окажется, что благодаря их проступку наши отношения еще больше крепкими стали. Искренние слова о прощении и теплые слова благодарности открыли их сердца к нам, а наши – к ним. И после такого разговора большая вероятность, что содеянное не повторится. 

Мне кажется, я уже слышу вопрос: «А откуда я могу быть уверенным, что я искренен в своих словах? А сердце у меня какое-то черствое. Умом понимаю, что аШем ко мне добр, а прочувствовать не получается.»  Это и есть экзамен - поверить в то, что наша тешува, какая бы несовершенная она ни была, засчитывается и принимается.

Цель нашего ежедневного домашнего задания под названием «Благодарность и Любовь» помочь нам. Уверенность в то, что аШем принимает наши слова, даже если они не кажутся нам полностью искренними, будет увеличиваться каждый раз, когда мы будем замечать за собой хорошие поступки и фиксировать их. Записывать стоит, чтобы было чем возродить надежду в минуты отчаяния. А холодное сердце будет постепенно таять каждый раз, когда мы будет замечать дары и фиксировать их. Каждый раз, когда мы говорим аШему «спасибо», то открываем наше сердце к Нему. А Он всегда открыт к нам.

 

 

Домашнее задание:

 

1.       Просить аШема о помощи, бросать монетку в цедаку и молиться за других по списку.

2.       Поставить себе оценку за три вопроса "Вступительного экзамена". 1—совсем не уверен, 10—уверен на 100%.   Если оценка ниже 10, то письменно ответить, почему я сомневаюсь?

3.       Каждый день писать минимум 5 благодарностей и 5 хороших поступков, которые совершили за день в Благодарности и Любви №5.

4.       Повторять 100 раз в день, что все, что аШем для нас делает – к лучшему.

5.      Для начинающих: сделать домашнее задание в Отправной Точке и спрятать листок. Потом продолжать с этого поста.

6.       Для желающих начать Радостно Готовиться к Пуриму и Песаху №3.

7.      Чтобы писать анонимно, наберите логин "guest" и пароль "guest1"

 

 

 

Недавно мне на имейл прислали уведомление, что получили пожертвование.  Привожу текст: 

Уважаемый guest, шалом!

К сожалению Вы не указали своего имени, но мы хотели бы поблагодарить Вас за помощь, которую Вы оказали строительству нашей видеостудии.

 

Яшар коях!
С уважением,
Ирина Мирер, референт Толдот Йешурун

 

   

 

 

Наши старания в эту неделю пусть пойдут в заслугу людей, перечисленных ниже. Будет прекрасно, если будем упоминать их и при исполнении других заповедей, как отделение халы, зажигании свечей, учебе и т.д.  Все время принимаются новые просьбы.

 

 

Рефуа шлейма:  Элиягу бен Ривка, реб Элиезер-Мэйше-Хаим бен Соро, Рафаэль Элияу бен Мириам.   Можно убрать имя нашего маленького Моше.  Барух аШем, он уже почти избавился от диатеза.  Спасибо всем.


Парнаса: Александр бен Лейб, Даниэль бен Эстер, Дина бат Анна, Рут бат Сара, Фейга бат Сара

 Шидух: Алона бат Мирав Маргарита, Дина бат Анна, Рафаэль бен Шошана, Рут бат Сара

 

Зера шел каяма (дети): Рахель бат Ница

 

 Хинух еладим (воспитание детей): Мирьям бат Хава, Гитель бат Сара, Даниэль бен Эстер,
Ася бат Ирина, Рут бат Сара, Фейга бат Сара

 Шалом баит (мир в семье): Мирьям бат Хава, Гитель бат Сара, Даниэль бен Эстер, Ася бат Ирина
Леилуй нешама (вознесение души): Гирша бен Мендель, Галина бат Биньямин, Лев бен Абрам, Лея бат Яков, Лана бат Бася, Иосиф бен Песя, Биньямин бен Соня, Владислав бен Гедалья

 

Желаю всем нам удачи.

 

Теги: гнев, тешува