Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Где находится Всевышний? Там, куда Его впускают»Раби Менахем-Мендель из Коцка

Кирув и маркетинг.

10 мая 2011, 06:09

Отложить Отложено

«Занимайтесь инновациями, или испаряйтесь», - слоган, известный каждому маркетологу, вполне, казалось бы, логичный. Но то, что срабатывает в случае с определенными брендами, с другими демонстрирует неважный результат, и даже более того - согласно статистическим данным, предложения новых продуктов на рынке терпят крах в 8 случаях из 10.

Прежде, чем перейти к сути вопроса, еще одна важная мысль. Несколько лет назад американский профессор Дон Шульц в книге “Communicating Globally” писал о том, что «потребительские сутки» растянулись в среднем до 29,8 часов, поскольку теперь люди пользуются медийными средствами чтобы решать множество задач одновременно (например, искать что-то в интернете, одновременно разговаривая по телефону, при этом вспоминая, на каком месте полчаса назад был вынужден прервать чтение доклада, лежащего на столе, и думая о том, что его нужно срочно дочитывать): «Такой режим работы с медийными средствами и коммуникациями приводит к возникновению ситуаций с «постоянным частичным выделением внимания», когда звуки, изображения и ощущения одновременно заполняют чувства потребителей, которые пытаются справиться с лавиной входящих элементов, уделяя им только беглое внимание или всего лишь сканируя медийные средства. В результате мы не уделяем полного внимания ни одной из составляющих и очень мало внимания большинству из них». Все это, кстати, приводит к стрессам и желанию закрыться от атак и назойливых предложений и расслабиться.

Говоря (леавдиль) о Торе и приближении к ней людей, нужно суметь решить одну задачу. Попробую сформулировать. Изучение Торы – вещь не только необходимая, как воздух, и важнейшая заповедь (это нужно еще суметь человеку объяснить), но и невероятно интересная. Не удивительно, что мудрецы говорят о сладости Торы. Но Тора не развлекает, а многие люди хотят развлекаться, и урок, чтобы на него ходила такая публика, должен в определенной степени представлять из себя шоу.

К тому же, классический вариант изучения с начинающими недельной главы или любого другого источника по неизменной формуле «чтение оригинала – перевод – объяснение», не работает там, где людям нужен «цирк» (а он нужен многим) – например, поверхностные уроки по той или иной теме («о пользе кошерной пищи для здоровья», «семейная чистота – это модно» и т.д.), или беседы о том, как совместить Тору с динозаврами, эволюцией, теорией большого взрыва и радиоуглеродным анализом. Последний вариант рассчитан на людей некомпетентных, которые, так уж повелось, слепо верят в науку, (не учитывая динамических изменений в ней), но готовы и даже хотели бы поверить еще во что-нибудь, абы не противоречило науке и ни к чему их лично не принуждало с черно-белой мракобесной однозначностью.

В трактате «Таанит» раби Элиезер вывел круговорот воды в природе из стиха в Писании. Наши мудрецы ссылаются на греческие исследования и сообщают о сферической форме Земли (Йерушалми, Авода зара 3:1). Но Тора не стала от этого научным исследованием. Вс-вышнему не было важно, чтобы Тора соответствовала современной науке. Потому что научные парадигмы, в отличие от Торы, сменяются и изменяются, а в Торе, в отличие от науки, объясняется, как надо жить.

Итак, внимание: вопрос для дискуссии.

Я считаю, что с учетом всего вышеизложенного, кризис традиционного кирува, построенного на классическом изучении Торы без выкрутасов (речь не идет о том, что учителю не нужна харизма – конечно же нужна) и скурпулезном соблюдении всех алахических предписаний - не за горами, и нужно что-то менять, как минимум в методах привлечения новой аудитории, не знакомой с иудаизмом (на которую не оказывают влияния ни письма, ни звонки чужих людей, особенно если это очередные миссионеры из пятой за месяц еврейской организации, что в Москве вполне реально), или знакомой с ним по школам и летним лагерям (что иногда еще хуже). Вот только что менять, чтобы и в душу запало, и не испортить ничего (а то у нас, как известно, "тронь одно - рухнет все"), и  не попасть впросак (а то ведь 80% изменений, как мы уже поняли, ни к чему хорошему не привели), да еще и без превращения в коллектив циркового искусства?

Прошу высказываться.

Теги: Тора, Кирув