Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Йегуда: исполнение заповеди о цдаке приближает Освобождение.»Талмуд, трактат «Бава батра», 10а

О благородстве помыслов

27 октября 2010, 07:48

Отложить Отложено

Недавно я встречался с человеком еще далеким от традиции, но уже интересующимся ею, чтобы впервые попробовать поучить с ним вместе «Пиркей Авот». Мы с ним знакомы давным-давно, когда-то работали в одном рок-журнале. После того как я сделал тшуву изредка созванивались, потом встретились и он согласился попробовать заниматься Торой. Я рассчитывал, что мы будем сидеть у нас в колеле, но он предложил встретиться «на его территории», и я легкомысленно согласился, не вполне представляя себе, куда попаду. Выяснилось, что заведение, в которое он меня пригласил, это ни что иное как пивной бар с большим экраном. Шла прямая трансляция матча «Спартака» еще с кем-то, и мой визави, одетый в тематическую фанатскую майку, уже ждал меня. Он объяснил мне, что рассчитывает совместить просмотр игры и наши занятия. Но книга одержала решительную победу над телевизором, и время не было потрачено зря. А когда мы закончили, я увидел, что сумка, которую я поставил у ножки стула, убрана в сторону и почему-то открыта. Почти все было на месте, не хватало лишь ноутбука, который бесследно исчез. Причем посетители - сплошь нормально одетые люди, на входе наличествовал «фейс-контроль», который, как выяснилось позже из общения с менеджментом, никого и ничего подозрительного не выявил.

Мой «хаврута» поначалу не мог поверить в произошедшее - он оказался завсегдатаем этого бара, и на его памяти здесь никогда не воровали. Впрочем, жалко было не столько сам старенький ноутбук, сколько тексты, которые я не догадался вовремя скопировать, а времени на них потратил изрядно. Но урок осторожности я усвоил: за вещами нужно следить везде, к тому же есть места, с изучением Торы плохо совместимые. Хотя, казалось бы, в чем проблема? Все-таки дело было не на стадионе, являющемся квинтэссенцией нееврейского зрелища. Это всамделишные стадионы с театрами сегодня возможны лишь в силу того, что Иерусалимский Храм разрушен, - но у нас-то здесь всего лишь пивной бар, и отвернувшись от экрана ты уже как бы ни в чем таком и не участвуешь, ни с кем не солидаризируешься. Да и кража могла оказаться «случайностью», никак не связанной со способом времяпровождения. Тем более что намерения у меня были самые благородные.

С другой стороны, благородство намерений само по себе мало что гарантирует. Приведу пример. Возможно, израильский читатель слышал от знакомых московских баалей тшува, что те ужасаются, глядя на все то, во что выливаются предположительно благородные намерения ряда московских деятелей, которые в рамках священной войны с ассимиляцией зачастую используют средства, которые никак не укладываются ни в букву, ни в дух алахи. Но это почти никому не мешает, поскольку ортодоксальная община еще толком не оформилась, не осознала себя как общину с какими-то своими специальными интересами, и, стало быть, контроля над процессами не имеет, а у вышеупомянутых деятелей – как правило, нормативных и соблюдающих людей - внутреннего конфликта не возникает, поскольку они различают между собой и своими семьями с одной стороны, и местной публикой с другой. И, стало быть, полноценное приближение евреев к Торе, как понимаем его мы (а мы понимаем, что кирувная работа состоит в том, чтобы даже совсем светские люди становились полностью религиозными) не является для них задачей номер один. Некоторые из них вообще не знают, как это делать. И до нормальной религиозной инфраструктуры нам тоже пока что очень и очень далеко. Ведь некоторые из наших местных деятелей считают, что с московской публикой эта инфраструктура невозможна, а то и вовсе не нужна, и вообще все евреи уезжают в Израиль. А когда такой деятель в чем-то уверен, ему бесполезно объяснять, что вот же они – живые баалей тшува, что их с каждым годом все больше, что почти никто из них уже давно не едет в Израиль, а если и едет, то, как правило, лишь из-за отсутствия нормальной инфраструктуры еврейской жизни.

Поэтому, при всем благородстве помыслов, в результате получились какие-то тусовки с кривоколенной ашкафой или вообще без оной. А я, вовремя вспомнив об этом, предпочту рассматривать кражу компьютера как щелчок по носу: дело, которое мы делаем в московском Центре Изучения Торы – святое, таким оно и должно остаться. Впредь никакой учебы в пивных барах.

Теги: Москва, Кирув, Центр Изучения Торы